Конспект урока ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Волчатова Ольга Иннокентьевна

Конспект урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_4_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОРКСЭ «Свобода и ответственность»

Цель урока: развитие у обучающихся осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Задачи:

Личностные:

 -развивать у обучающихся умение применять полученные знания для определения социально - одобряемого поведения и порядка действий в жизненных ситуациях;

-продолжить развитие у обучающихся умений работать в коллективе, в группе, в паре.

Метапредметные:  

 -овладение обучающимися способностью применять и сохранять цели и задачи учебной   деятельности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение лексическими действиями анализа, сравнений, обобщения, построения рассуждений;

Предметные:  

-сформировать у обучающихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни;

-подвести обучающихся к пониманию того, что существуют разные виды ответственности;

-показать ученикам связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанное.

Ход урока.

I.Организационный момент. Мотивация.

1. Распределение детей на подгруппы.

2.. Взаимное приветствие.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение темы урока. Определение цели и задач урока.

Учитель:

- «Два смысла в жизни – внутренний и внешний.

У внешнего – семья, дела, успех.

А внутренний – неясный и нездешний –

Ответственности каждого за всех!»

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

- Прочитайте, пожалуйста, тему урока «Свобода и ответственность».

- Попробуйте сформулировать тему и определить задачи урока самостоятельно.

- Молодцы!  Итак, сегодня на уроке мы узнаем:

что такое свобода;

в чем состоит свободный выбор личности;

что такое ответственность;

при каких условиях возможно ответственное поведение.

III. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

1. Обсуждение цитаты Готхольда Эфраима Лессинга

Учитель:

- «Птицу можно поймать.  Но можно ли сделать так, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?»

Ответы учащихся:

- Нет, ведь мы лишаем птицу свободы.

Учитель:

- А что вообще есть свобода? Почему люди так стремятся к ней? Может это ощущение полёта, что воспевают поэты? С этим понятием вы уже познакомились на прошлом уроке. (Свобода – это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества).

(учащиеся предлагают свои варианты ответов)

2. Работа с текстом по учебнику.

- Откройте учебник на странице 24. Продолжим нашу работу по учебнику и узнаем ответы на многие вопросы.

Комментированное чтение

3. Работа с высказываниями.

- Давайте обратимся к «Мудрым мыслям»

«Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся». Б.Шоу

- Как понимаете данное высказывание?

Ответы учащихся:

- Нести ответственность – дело не простое, трудное, этому нужно учиться.

«Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». П.Тиллих

Ответы учащихся:

Каждый человек должен принимать такие решения, которые не приносят вреда другим людям.

4. Физкультминутка

IV. Закрепление изученного материала.

1. Обсуждение цитаты из литературного произведения.

В произведении А. Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Подумай:

- А за кого в ответе ты?

- В чём проявляется эта ответственность?

- Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

2. Работа в группах        

- Говоря об ответственности, важно уяснить, кто, перед кем и за кого или за что несёт ответственность каждый человек.

- Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе.

- Вы уже распределены на 6 групп. Задание у всех групп одинаковое -

надо определить отношения ответственности и заполнить таблицу. Только разные ответственные лица:

1 группа – родитель                   4 группа – ученики

2 группа –учителя                      5 группа – друг

3 группа – дети                          6 группа – человек.

- На обсуждение 5 минут.

Проверка заполнения

V. Систематизация  знаний учащихся.

Учитель:

- Что  же значит быть свободным? Что же значит быть ответственным?

- Посмотрите, пожалуйста, на человека. Это образ свободной и ответственной личности. Вокруг него находятся высказывания. Оставьте только те, которые помогут создать портрет свободного и ответственного человека.

(Трудится, зарабатывает деньги, чтобы откупиться от ответственности за свои проступки.

Духовно сильная личность.

Способность самостоятельно  принимать решения, не думая о последствиях.

Открыто выражает  свои эмоции, мысли, чувства.

Умение вести диалоги на разные темы.

Способность жить в гармонии только с самим собой.

Ответственно относится к своей жизни, поступкам, словам.

Живёт  в гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром.

Самостоятельно  принимает решения, не боясь осуждения и непонимания со стороны окружающих людей.)

Ответы учащихся:

«Вы знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за всё в ответе! »

- Какой портрет у нас получился?

1.Духовно сильная личность.

2. Открыто выражает  свои эмоции, мысли, чувства.

3.Ответственно относится к своей жизни, поступкам, словам.

4. Живёт  в гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром.

5.Самостоятельно  принимает решения, не боясь осуждения и непонимания со стороны окружающих людей.

- Молодцы! Отличная работа!

VI. Итог урока.

- Легко ли быть свободным?

- Ответственный человек – какой он?

- Какой знак надо поставить между понятиями «свободный человек» и «ответственный человек»? (равно).

- Как вы думаете, достигли мы цели, которую поставили в начале урока? (да).

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.

План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе  на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно  понравились уро...

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной  "Основы православной культуры"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...