«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
Цели урока:
- Показать значимость природы для человека. Сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства эмоционально положительного отношения к живой природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_orkse_.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СВЕТСКАЯ ЭТИКА В 4 КЛАССЕ
Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»
Аннотация к уроку: урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
Цели урока:
- Показать значимость природы для человека. Сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства эмоционально положительного отношения к живой природе;
-формирование навыков работы с текстом
Планируемые результаты:
- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Формировать навыки работы с текстом (информационная обработка текста)
Предметные результаты:
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Оборудование:
учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, Притчи для детей и взрослых А. Лопатина, М. Скребцова, тетради, презентация, картинки, таблицы для заполнения, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Учитель:
Здравствуйте, ребята! Вот мы вновь с вами вместе. Как у нас заведено – расскажем о нашем настроении. С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Я тоже пришла с положительными эмоциями.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Чтобы наша работа была интересной, продуктивной, у нас есть золотое правило (прочитайте):
«Правила работы на уроке» (на слайде):
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам.
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
Учитель:
Сейчас вы послушаете музыку и подумаете, о чем мы будем говорить
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О природе….)
Человек живет в мире природы всегда воздействует на природу, а природа воздействует на человека. Сегодня мы поищем ответ на вопрос «Чем для человека является природа?»
Тема урока:
- Природа - волшебные двери к добру и доверию
III. Изучение нового материала.
Представим, что мы на красивой поляне расположились у раскидистого дуба, около которого хочется поговорить и подумать. Помните, какие листья у дуба? Они кажутся резными с кружевными краями. И наша мысль, подобно тонкой нити, плетет незаметно свои узоры. И эти узоры мы начнем со сказки о Дубе.
Учащиеся самостоятельно читают текст.
Работа с текстом
Утверждения («Данетка»)
- Дуб благодарил природу за внимание к нему.
- Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути.
- Солнышко делилось с Дубом своим теплом.
- Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться.
- Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать.
- Птицы никогда не вили гнезда на его ветках т. к. Дуб обижал птенцов.
- Дуб стали называть Дубом раздумий.
Вопросы для обсуждения текста
- Почем Дуб так привлекал к себе всё живое и силы природы?
- Почему путнику, остановившемуся отдохнуть в тени Дуба, он казался понимающим собеседником?
- В чем Дуб видел смысл жизни?
- Почему Дуб стали называть Дубом раздумий?
- Чему можно научиться у природы?
Физкультминутка: давайте немного поиграем в игру «Отгадай-ка»
Каждый из вас вытащит карточку, на которой изображено что-либо из мира природы. Без слов с помощью жестов постарается объяснить нам то, что нарисовано на карточке, остальные дети попробуют отгадать.
Чтобы продолжить наши размышления, я прочитаю вам притчу. В этой притче говориться об ученике, который многому научился у природы (нацелить на внимательное слушание)
Великая школа природы
Однажды пришёл человек к учителю и, поклонившись, сказал:
- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.
- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе.
Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое.
Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска.
- Когда ты всё успел?! - удивился учитель.
- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, - ответил ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.
Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Вдруг ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.
- Прости меня, товарищ, - попросил юноша.
- Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.
- А чему ты ещё научился у земли? - поинтересовался учитель.
- Много чему, - улыбнулся ученик. - У цветов я научился любви, у воды - чистоте, у полей - щедрости.
- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы - главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.
Задания к прочитанной притче
- Заполните таблицу (учащиеся индивидуально заполняют таблицу)
Чему можно научиться у природы?
У солнца | вставать с первым лучом солнца и все успевать делать |
У реки | преодолевать препятствия и быть упорным |
У земли | уметь прощать |
У цветов | любить |
У воды | быть чистым душой |
У полей | Быть щедрым |
Чему можно научиться у природы?
У солнца | |
У реки | |
У земли | |
У цветов | |
У воды | |
У полей |
Обсуждение таблицы
- Давайте сделаем вывод: чем для человека является природа? (Школа)
- Как вы относитесь к природе? Продолжите фразы.
- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)
-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)
Резерв |
Прочитайте пословицы на странице 54. Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась - озвучьте ее и запишите. Объясните, как вы понимаете её смысл. |
В итоге можно сказать, что природа это …
(Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию.)
Домашнее задание страница 55
На выбор выполнить одно из 4 заданий
- Нарисуй свой любимый уголок природы и расскажи о нем.
- Сочини сказку о каком-либо лесном животном.
- Запиши в тетрадь свои рассуждения о смысле пословицы «Лес и вода – родные брат и сестра».
- Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе. Выучи его наизусть.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал...
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Я смог…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Приложение
Великая школа природы
Однажды пришёл человек к учителю и, поклонившись, сказал:
- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.
- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе.
Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое.
Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска.
- Когда ты всё успел?! - удивился учитель.
- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, - ответил ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.
Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Вдруг ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.
- Прости меня, товарищ, - попросил юноша.
- Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.
- А чему ты ещё научился у земли? - поинтересовался учитель.
- Много чему, - улыбнулся ученик. - У цветов я научился любви, у воды - чистоте, у полей - щедрости.
- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы - главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.
Чему можно научиться у природы?
У солнца | |
У реки | |
У земли | |
У цветов | |
У воды | |
У полей | |
Чему можно научиться у природы?
У солнца | |
У реки | |
У земли | |
У цветов | |
У воды | |
У полей | |
Чему можно научиться у природы?
У солнца | |||||
У реки | |||||
У земли | |||||
У цветов | |||||
У воды | |||||
У полей | |||||
№ п\п | Утверждения («Данетка») | Да/ нет | |||
Дуб благодарил природу за внимание к нему. | |||||
Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути. | |||||
Солнышко делилось с Дубом своим теплом. | |||||
Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться. | |||||
Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать. | |||||
Птицы никогда не вили гнезда на его ветках, так как Дуб обижал птенцов. | |||||
Дуб стали называть Дубом раздумий. |
№ п\п | Утверждения («Данетка») | Да/ нет |
Дуб благодарил природу за внимание к нему. | ||
Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути. | ||
Солнышко делилось с Дубом своим теплом. | ||
Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться. | ||
Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать. | ||
Птицы никогда не вили гнезда на его ветках так как Дуб обижал птенцов. | ||
Дуб стали называть Дубом раздумий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Формирование чувства гордости за свою Родину;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;развитие доброжелательности и эмоциональ...
Природа-волшебные двери к добру и доверию.
Урок ОРКСЭ модуль Светская этика....
Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...
Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения....
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Методическая разработка урока по ОРКСЭ....
Конспект урока "Природа - волшебные двери к добру и доверию"
Конспект разработан для проведения урока по этике в классе-комплекте. Расчитан на учащихся с ТУО 8, 9, 10 классов, 2 вариант....
Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"
Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные двери к добру и доверию"....