Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Планируемые результаты
Предметные
знать: определение понятий «природа», «добро», «доверие»;
уметь: формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Природа - волшебные двери к добру и доверию" | 102.5 КБ |
Презентация на тему "Природа- волшебные двери к добру и доверию" | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.11.2019 ФИО учителя: Ходыкина Марина Юрьевна
Школа: МАОУ СОШ 152 ФИ студента: Нагорняк Анжелика
Класс: 4-В ФИО методиста: Мухина Ирина Георгиевна
Кабинет: 219
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Тема: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Планируемые результаты
Предметные
знать: определение понятий «природа», «добро», «доверие»;
уметь: формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Шемшурина А.И. 4 кл. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. – М: Просвещение, 2017. – 159 с.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: монолог учителя Наглядный: презентация | 1 мин | Фронтальная форма работы Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. Присаживайтесь, пожалуйста. - У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» а вот чего вы пожелаете выберите сами. -За активную работу на уроке будете получать смайлики. В конце урока определим самого активного в классе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: чтение стихотворения под музыку Наглядный: учебная презентация Словесный: беседа | 2 мин | Фронтальная форма работы Подведение к теме - Давайте попробуем, ответить на вопросы, и подумаем над темой нашего урока. - Ваша задача прочитать и закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты. - Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.) - Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения) - Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.) - Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки) |
Внимательно слушают и выполняют установку учителя Любуюсь -Обижать его жителей и растения -Любуюсь красотой цветов и трав -Не обрываю незрелые ягоды | П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; | |
III. Постановка учебной задачи Словесный: диалог Наглядный: карточки на доске; наглядная презентация
Практический: составление деформированного предложения Словесный: чтение стихотворения | 4 мин | «Собери предложение» ( проблемная ситуация) - Ребята, а теперь давайте попробуем сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока. (2 ученика на доске собирают деформированное предложение) - И так, тема нашего урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд ) - Какие задачи поставите перед собой на уроке? - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе. Чтение стихотворения Доброта нужна всем людям, | Работают у доски, составляют деформированное предложение Самостоятельно формулируют тему и цели урока | Р: целеполагание К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания; | |
IV. Открытие нового знания Наглядный: демонстрация слайдов Словесный: чтение определения понятия Практический: работа с высказыванием – поиск необходимой информации Словесный: постановка выводов Словесный: обсуждение вопросов учителя Наглядный: «снежинка» Словесный: обсуждение Практический: Чтение сказки Словесный: Беседа по содержанию сказки | 2 мин 3 мин 5 мин | Фронтальная форма работы - Работа с высказыванием (Слайд) На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». -Похоже ли это высказывание на пословицу? -Как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". Упражнение «Снежинка» Учитель: Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию: - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга. - Что мы видим? У всех листы получились разные. Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней. Работа с учебником -Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке Работа по содержанию текста: - сказка ли это? - докажите, что это сказка. - какие явления природы соприкасаются с Дубом? - с какими живыми существами Дуб связан? ( Доказывается словами из текста.) - чем Дуб привлек внимание человека? -кого нашел путник в Дубе? - так что же происходит с человеком при общении с природой? - вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу? Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому , заботе и доброму отношению к окружающему миру. | Ответы детей -Да Объясняют смысл пословицы Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя -У всех разные снежинки Читают по цепочке сказку о Дубе -Да -Дуб наделен качествами живого существа -ветер, солнце, дождь -птицы, животные, человек -тишиной, спокойствием -собеседника -единение, душа человека откликается и разговаривает с природой -да | Р: поиск информации в предложенных источниках; К:формулирование собственного мнения и позиции; К:адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; К:использование монологического высказывания; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; | |
Динамическая пауза. | 1 мин | -Ребята, сейчас мы немного разомнемся | |||
V. Первичное закрепление во внешней речи Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический: работа у доски | 5 мин | Парная работа - Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках) П–прекрасная,привлекательная, причудливая. Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. И–интересная,известная, интеллектуальная, исключительная и т.д. Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. О – огромная, открытая, очаровательная и т.д.. Д–добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д, А-активная, актуальная, авторитетная, аккуратная. - Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось? - Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА». | Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; К:формулирование собственного мнения и позиции; | ||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Составление синквейна Словесный: ответы на вопросы | 4 мин | Индивидуальная работа Работа в тетради. - Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн? Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; Вторая строка- описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; Третья строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому. Написание синквейна. (Слайд ) Девочки- со словом - добро. Мальчики – со словом - природа. - Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия - Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно - Молодцы! | Составляют синквейн | П: анализ объектов с выделением существен-х признаков; П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; | |
VII. Включение в систему знаний Словесный: инсценирование сказки | 5 мин | Групповая работа - На слайде изображение дуба. Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно. Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок. Вот вам по зеленому дубовому листочку - предложите как восстановить , реанимировать дерево. ( ребята на листочках пишут свои предложения- полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.) Дети записывают свои мысли, затем читают их . Обобщение учителя. Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. | Л: самооценка события, происшествия. К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной; П:установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; П: построение речевого высказывания; | ||
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: подведение итогов, самоанализ | 2 мин | - Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни ? Где и как мы можем их применить? - Кто может напомнить, что такое природа? У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Выберите одно сердечко и поднимите вверх. Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно. Зеленый – было интересно на уроке, много узнал нового. Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного. Я очень рада. Домашнее задание: Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе. Выучи его наизусть. -Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный. -Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок. | Считают смайликии, записывают домашнее задание | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Формирование чувства гордости за свою Родину;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;развитие доброжелательности и эмоциональ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления учащихся...
Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристи...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа-волшебные двери к добру и доверию»
Тема занятия «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у школьников умения применять принципы общения, начало эколо...
Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс
Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...
технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о природе как ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс
Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...