Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Человек и Бог в православии"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ранговская Александра Александровна

-    ознакомить  обучающихся  с  Библией  ( Священным  Писанием ) -  самой  читаемой  книгой  на  Земле;

-    ознакомить  обучающихся  с  представлениями  о  появлении  Земли   и  жизни  на  ней,  изложенными  в  Библии;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл user_file_5ad5ca9c02a4c.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок   по  курсу  «Основы  православной   культуры»

Тема:   Человек  и  Бог  в  православии.  Священное  Писание.

Цель: способствовать  духовно – нравственному   развитию  личности  обучающихся  через  развитие  понимания  и  осмысления  богатства  мыслей  Священного  Писания.

Задачи:

образовательные:

-    ознакомить  обучающихся  с  Библией  ( Священным  Писанием ) -  самой  читаемой  книгой  на  Земле;

-    ознакомить  обучающихся  с  представлениями  о  появлении  Земли   и  жизни  на  ней,  изложенными  в  Библии;

развивающие:

-    активизировать  познавательную  деятельность  обучающихся;

-    развивать  эмоциональную  сферу  и  речевую  культуру  обучающихся;

воспитательные:

-    воспитывать  любовь  к  своим  историческим  корням,  к  своему   народу;

-    пробудить  интерес  обучающихся  к  истории  отечественной  духовной  культуры.

Приёмы  работы:

беседа,  рассказ  учителя,  работа  с  учебником,  комментированное  чтение,  чтение – рассматривание  Библии,  работа  по  иллюстрации,  словарная  работа,  работа  с  карточками.

Демонстрационный  материал:

1)   карточки  «Православная  русская  культура»;

2)   иллюстрация   «В  русский  праздник»;

3)   иллюстрация   «Крещение  Руси»;

4)   иллюстрация    памятника  «Тысячелетие  России»;

5)   иллюстрация   «Дмитрий  Донской  и  Сергий  Радонежский»;

6)   иллюстрация   «Мать  и  дитя»;

7)   изображения  православных   храмов   России;

8)   карточки  «Что  удаляет  человека  от  Бога?»,  «Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?»;

9)   Библия  для  детей.

10)  учебник  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики.  Основы  православной  культуры. – 4 – 5 классы»,  авт.  Кураев  А.В.

Раздаточный  материал:

1)  листы на  этап  рефлексии.

                                                                             Ход  урока.

1.   Мотивация  к  учебной  деятельности.

Цель:

1)   включить  обучающихся  в  учебную  деятельность;

 2)   определить  содержательные  рамки  урока.

Организация  урока  на  этапе  1.

-  Сегодня  мы  продолжаем   изучение  нового  предмета  «Основы  православной  культуры».  На  этих  занятиях  мы  будем  вести  речь  о  самом  важном,  самом  главном,  что  есть  в  нашей  жизни.

-  Вы  узнаете  ответы  на  такие  значимые  вопросы,  как:

Откуда  появились  небо  и  земля?

Как  устроен  наш  мир?

Задумаемся,  что  такое  душа  человека?

Как  жить  так,  чтобы  стать  счастливым  человеком?

Как  различать  добро  и  зло?

-  Прочитайте,  что  станет  темой  нашего  занятия?         (Ученик  читает  слова  на  доске.)

   Человек  и  Бог  в  православии.  Священное  Писание.

2.   Актуализация  знаний  учащихся.

Цель:

1)  актуализировать  знания  обучающихся  в  раскрытии  смысла  понятия  «Православная  русская  культура»;

2)  развивать  эмоциональную  сферу  и  речевую  культуру  обучающихся.    

Организация  урока  на  этапе  2.

-   Давайте  вспомним,  над  каким  понятием  мы  размышляли  на  прошлом  занятии?

                                                                   (  Что  такое  культура,  где  истоки  русской  культуры.)

-  Истоки  русской  культуры  -  в  православной  религии.  Для  многих  людей  вера  в  Бога  становится  настолько  глубокой,  что  определяет  их  поведение  и  их  культуру.

-  Что  раскрывает  перед  нами  православная  русская  культура?

                                                                                                                         

Православная     русская  культура

     

Русская  душа

Духовный  лик  России

Вера  в  величие  России

Внутренний  мир  человека

-  В  каких  человеческих  качествах  раскрывается  русская  душа?

                                                            (  Показ  учителем  слайда «В  русский  праздник».)

                                                            (  Доброта,  милосердие,  терпение,  миролюбие,  гостеприимство,

                                                              трудолюбие.   Русская  душа  раскрывается  и  в  песнях,  и  в  танцах,

                                                             в  пословицах  и  сказках,  в  семейных  традициях  и  праздниках.)

-  Как  православная  русская  культура  раскрывает  духовный  лик  России?

-  Вспомните,  какое  важное  для  страны  событие  произошло   в  988  году.

                                                             (Показ  учителем слайда «Крещение  Руси», «Православные

                                                             храмы  России. )  

                                                             (Крещение  Руси  князем  Владимиром;  строительство  великолеп-

                                                             ных  храмов, которые  возводили  всем  миром;  жизнь  в  почтении

                                                             к  Богу, посещение  церкви,  чтение  молитв, соблюдение  заповедей,

                                                             вера  в  Бога  вдохновляла  людей на  создание  прекрасного.)    

-  Почему  православная  культура  вселяла  веру   в  величие  России?

                                                             (  Показ  учителем слайда «Памятник   «Тысячелетие  России».)

-  Какой  памятник   прославляет  Россию  и  символизирует  её  историю?

                                                             (  Памятник  «Тысячелетие  России».)

-  Почему  на  вершине  этого  монумента  крест,  фигура  ангела,  перед  которым  преклонила  голову  женщина?                           ( Крест  говорит  о  том, что  наша  страна – православная,

                                                             а  женщина  олицетворяет  Россию,  Святую  Русь,  как  её  называли                            

                                                             раньше.)

-  На  памятнике  мы  видим  изображения  тех  людей,  кто  прославил   Россию  на  ниве  духовного  просвещения,  как  государственный  деятель,  как  защитник  земли  Русской,  как  писатель  и  художник.   Назовите  их  имена.

                                                             (  Рюрик,  Владимир   Святой,  Дмитрий  Донской,  Александр

                                                             Невский,  Ярослав  Мудрый,  летописец  Нестор,  Пётр  1,  Иван

                                                             Сусанин,  Александр  Суворов,  М.Кутузов,  М.Ломоносов,  А.Пушкин,

                                                             И.Крылов,  К.Брюллов   и  многие  другие.)      

-   Вспомните,  у  кого  получил  благословение  Дмитрий  Донской  перед  Куликовской  битвой?

                                                            (  Показ  учителем слайда «Дмитрий  Донской  и  Сергий

                                                             Радонежский».)

                                                           ( Рассказ  учащихся о  благословении и словах  Сергия  Радонежского)

-  Почему  в  русских  храмах  молились  перед  битвой?  О  чём  матери  и  жёны  молились  в  дни  сражений?

-   Именно  вера  является  самой  важной  силой,  внутренне  укрепляющей  воина.

-  Как  православная  культура   влияет  на  внутренний  мир  человека?

                                                            (Показ  учителем слайда «Мать  и  дитя».)

                                                            (Православная  культура  воспитывает  и  направляет  человека,

                                                             влияет  на  мысли, чувства, на  слова  и  поступки.)

-  Человек  осознанно  выбирает  путь  между  добром  и  злом.

                                                            (Размышления  учащихся,  куда  могут  вести  добрые  и

                                                            несправедливые  поступки,  а  также равнодушие  людей.)        

-  От  наших  мыслей  и  поступков  зависит,  по  какому  пути  в  жизни  мы  идём.

3.  Изучение  нового  материала.

Цель:

1)  познакомить  обучающихся  с  Библией;

2)  учить  пониманию  и  осмыслению  богатства  мыслей  Священного  Писания.

Организация  урока  на  этапе  3.

А)  Беседа  о  человеке  и  Боге  в  православной  культуре.

-   Ребята,  знаете  ли  вы,  кто  такие  христиане?

ХРИСТИАНЕ                                     ( Христиане – это  люди,  верующие  в  Бога  Иисуса  Христа,

                                                           которые  из  поколения  в  поколение,  от  родителей  к  детям

                                                           несут  христианскую  веру  уже  много  лет.)

-  У  кого  из  вас  мама,  папа,  бабушка,  другие  родственники  считают  себя  православными  христианами,  ходят  в  храм,  произносят  молитву?

-  Кто  из  вас  был  в  храме?

-  О  чём  человек  молится  в  храме?  Что  просит  в   молитвах  для  себя  и  своих  близких?

-  Чтобы  стать  православным  христианином,  человек  должен  креститься.  Кто  из  вас  крещёный?

-  Сегодня  в  России  много  искренне  верующих  православных  христиан,  то  есть  людей,  которые  правильно  верят  в  бога  и  правильно  славят  его.

Б)   Рассказ  учителя.

-   К  сожалению,  есть  люди,  которые  ничего  не  знают  о  Боге  и  потому  считают,  что  Бога  нет.  Вы  можете  спросить: «А  разве  верующие  люди  видят  Бога?  Откуда  они  знают  о  нём?».

Мы  знаем  из  Библии,  что  Бог  невидим.  Но  ведь  многое  в  мире,  важное  для  нас,  невидимо.  Мы  не  видим  воздух,  которым  дышим  и  без  которого  не  можем  жить.

Радость,  доброту,  любовь – прекрасные  чувства – тоже  нельзя  потрогать,  увидеть,  -  мы  их  ощущаем  сердцем.

Присутствие  Бога  верующие  люди  чувствуют  сердцем.  Каждый  православный  христианин  знает,  если  мы  обращаемся  к  Господу  (так  называют  Бога)  даже  мысленно,  про  себя  -  он  слышит  нас.

Обращение  человека  к  Богу  называют  молитвой.      Во  всех  трудных  жизненных  ситуациях  мы  можем  обращаться  к  Богу  с  молитвой,  просить  Его  помочь  нам.  И  эта  вера  придаёт  человеку  силы,  он  преодолевает  все  трудности  на  своём  пути,  совершать  добрые  поступки.

-  Хотите  услышать  одну  историю  про  мальчика,  вашего  ровесника?

В)  Работа  с  учебником  «Основы  православной  культуры»,  урок  3,  стр.  8 – 9.

-  Кто  хочет  прочитать  вслух?           ( Чтение  рассказа  обучающимися.)

-  Что  вас  поразило  в  мальчике  Ване?

-  Можно  ли  назвать  Ваню  православным  человеком?

-  Как  его  убеждения  проявились  в  поступке?

Г)  Знакомство  с  Библией.

-  О  Боге  мы  узнаём  из  Библии (Священного  Писания).

   (Показ Библии  для  детей, демонстрация  текстов  и иллюстраций.)

-  Библия  -  очень  древняя  книга,  которую  начали  писать  более  2000  лет  тому  назад  особенные  люди,  которых  называли  пророками.

-  В  Библии  (Священном  Писании )  записана  божественная  мудрость,  понять  которую  можно  только  тогда,  когда  научимся  понимать  духовный  смысл  каждого  слова.

-  Библия  рассказывает  нам,  как  правильно  веровать  в  Бога  и  достойно  чтить  его.  Эта  книга  является  самой  читаемой,  её  читают  больше,  чем  какую- либо  другую  книгу  во  всём  мире.

Библия  называет  Бога  Творцом,  создавшим  весь  мир  и  человека.  Почему  же?

-   Сколько  лет  вы  живёте  на  свете?

-  Этого  времени  вполне  достаточно,  чтобы  понять  и  почувствовать,  как  прекрасен  и  удивителен  окружающий  мир.

-    А  откуда  появился  мир?

-   Существуют  2   версии.   Некоторые  люди  говорят  о  теории  Большого  Взрыва  во  Вселенной.

Тут  на  помощь  приходят  науки  астрономия,  физика,  математика,  биология.

А  есть  люди,  верующие,  что  Творцом  всего  явился  Бог.

-   Давайте  подумаем  вместе.   Неужели  всё  возникло  случайно?   Вы  когда-нибудь  строили  дом  из  кубиков?  А  если  кубики  просто  высыпать  на  пол,  получится  дом?

                                                                   (  Нет,  его  кто-то  должен  придумать  и  построить.)

-   А  если  в  тетради  писать  буквы  и   слова,  сама  по  себе  сказка  сложится?

                                                                   (  Для  того, чтобы  появилась  сказка,  её  надо  придумать  и

                                                                    написать.)

-   А  человек  мог  сделать  небо,  звёзды,  Солнце,  землю?

-  В  Священном  Писании  говорится,  что   Бог – Создатель  и  Творец  всего  живого.   Первые  страницы  Библии  повествуют  о  том,  что   Землю  и  всё,  что  есть  на  Земле,  создал   Бог.

-   Хотите  узнать,  как  об  этом  рассказывается?

Д)  Чтение  учителем  отрывка  текста  Библии  для  детей  «Сотворение  мира.  Начало».

     Демонстрация  иллюстраций  из  Библии.

4.  Закрепление  нового  материала.

Цель:

1)  формировать  у  обучающихся  понятия  «добро»  и  «зло»  через  осмысление  человеческих  поступков;

2)  развивать  речевую  культуру  обучающихся.

Организация  урока  на  этапе  4.

-  Обратите  внимание  ещё  раз  на  тему  урока – «Человек  и  Бог  в  православии».   И  люди  издавна  задумывались,  какими  качествами  надо  обладать,  как  поступать,  чтобы  приблизиться   к  Богу.

-  Давайте  распределим  слова  на  две  группы: « Что  удаляет  человека  от  Бога?»  и  «Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?».

                                                                   (  Работа  учащихся  у  доски  с  обоснованием  своего  выбора.)

                                                                   ( В  результате  на  доске  появляется слайд.)

      Что   удаляет  человека  

            от  Бога?

            дерзость

           жадность

           непослушание

           обида

           обман

           Что  помогает  человеку

              быть  ближе  к  Богу?

                 молитва

           соблюдение  заповедей

           добрые  поступки

           любовь  к  ближним

           забота   о  родных


-   Как  можно  одним  словом   обобщить  слова  из  первой  лесенки?  (Зло.)

-   А  из  второй  лесенки?    (Добро.)

-   Куда  нас  могут  привести  ступеньки  зла?

-   Куда  ведут  ступеньки  добра?

-   А  легко  ли  на  самом  деле  ежедневно  идти  по  этим  ступенькам?

-  Но  каждый  добрый  поступок  оставляет  след  в  сознании,  в  нашей  душе.  

-  Какие  ваши  поступки  вызывают  радость  родителей  и  окружающих?

-  А  вот  плохие  чувства  и  поступки  надо  сдерживать.  Как  вы  считаете,  зачем?

                                                             (Чтобы  человек   мог  жить  на  Земле,  ему  надо  сохранять  мир,

                                                              а  не  разрушать  его.  Плохие  поступки  разрушают  мир.)

-  Человек – существо  разумное,  умеющее  думать  и  понимать.  Человек  способен  не  только  на  хорошие  поступки,  но  и  на  плохие.  Поэтому  важно  каждому  научиться  понимать,  как  правильно  поступать.

-   Какие  советы,  законы  добра  вы  можете  придумать  по  отношению  к  мыслям,  словам  и  поступкам  любого  человека?

                                                            (Плохо  не  думай,  плохо  не  говори,  плохо  не  делай.)

5.  Рефлексия  учебной  деятельности.

Цель:

1)  зафиксировать  новое  содержание,   изученное  на  уроке;

2)  получить  обратную  связь,  эмоциональный  отклик  обучающихся .

Организация  учебного  процесса  на  этапе  5.

-   Ребята,  на  какую  тему  мы  размышляли  сегодня  на  занятии?

-   Что  нового каждый  открыл  и  узнал  для  себя?

-   Над  какими  духовно-нравственными  проблемами  заставил  вас  задуматься  этот  урок?

-   О  чём  вы  хотели  бы  узнать  более  подробно  на  следующем  занятии?

-  Какие  законы  добра  мы  придумали   для  всех  людей?

-  Пожалуйста, в  завершении  нашего  урока,   напишите  на  листочках ,  какие  поступки  не  надо  совершать  в  жизни  или  какими  нужно  быть  людьми,  и  прикрепите  этот  листок  на  доску.

                                                              (Учащиеся  получают  листочки  бумаги  на  этап  рефлексии и

                                                               пишут  свои  высказывания,  затем  прикрепляют  их  на  доску:

                                                               -  никогда  не  злорадствовать;  нельзя  ненавидеть;

                                                               - не  дразнить  человека  обидными  словами;

                                                               -  не  драться;

                                                               -  не  красть,   не  обманывать;

                                                               -  не  поддаваться  дурным  примерам;

                                                               -  важно  быть  добрым  и  справедливым,  освобождаться  от  зла.)

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

Конспект урока по курсу" Окружающий мир". Программа А.А. Плешаков. 3 класс.

Данный урок проводится в 3 классе. Работа состоит из презентации и разработки урока. разработка составлена с использованием учебника"Окружающий мир" 3 класс. Автор А.А. Плешаков. Цель данного урока на...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»

Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института ...

Конспект урока по курсу «Основы православия»

Конспект урока по курсу "Основы православия"Подготовила :Чибисова И.Аурок по ОРКСЭ на тему "Христианская семья"4 класс...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....