Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_zachyot.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
«Семья»
Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Боголюбово, 2012
План – конспект урока
1. Тема урока: Семья
2. Дата проведения: 2012-2013 учебный год
3. Класс: 4
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.
7. Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».
9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».
10. План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Вызов II. Осмысление учебной задачи III. Открытие нового знания IV. Рефлексия | - Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то «солнышко», которое больше нравится. - Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему. - У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? - Сегодня мы поговорим о семье? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья») - Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы? - Мы также ответим на вопросы: 1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? 2. Как называются люди, объединённые одной семьёй? 3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? - Как вы понимаете слово «семья»? - Давайте узнаем о происхождении этого слова. - Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие. - А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. Физминутка: Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом люби заниматься, И, конечно, закаляться. Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я. - Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья») - О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья». - Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА. - Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. - Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить? - Каждая группа получает задание. - Проверяем. - Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? - Как называются люди, объединённые одной семьёй? - Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? - А кем вы приходитесь свои родителям, как вас называют? - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь? - А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? - Прочитайте библейскую историю и ответьте на вопрос: Как дети должны относиться к свои родителям? - Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете? - Что же такое семья? - Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба. - Каким может быть герб? - Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? - Что может быть изображено на гербе? - Дома вы нарисуете ваш семейный герб. - А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов. - (Звучит музыка «Родительский дом». На доске записаны незаконченные предложения: 1. Мама и папа для меня самые … 2. Я доверяю свои тайны … 3. Я люблю бабушку за то … 4. Свою семью я считаю … 5. Родным я хочу пожелать … ) - Молодцы, ребята. А теперь послушайте, что вам желают ваши родные. (Демонстрация видеоролика «Пожелание родителей») - Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми. - Составьте синквейн со словом «семья». - Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. | Выходят к доске и выбирают «солнышко». - Семья. - Что такое «семья»? - Для чего люди создают семью? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? - Как традиционные религии относятся к семье? Выстраивают ассоциативный ряд. Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении». 2-3 ученика рассказывают о своих семьях. Называют признаки дружной семьи. Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…» - Как должны жить люди в браке? (Групповая работа) Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос: 1 группа – Как должны жить люди в христианском браке? 2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме? 3 группа – Какое значение имеет брак в исламе? 4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме? Ответы учащихся 1-4 групп. Родственники, родные. - Родителей: маму и папу. - Дети, ребёнок, сын, дочь. - Бабушки и дедушки. - Дядями и тётями. - У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам. - На что и клад – коли в семье лад. - Ответы детей. - Ученик читает стихотворение: Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! - Возможные ответы учащихся. - Продолжают предложения. Семья Дружная, большая. Радуется, живёт, богатеет. Вся семья вместе – так и душа на месте. Это семь «я». | Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные УУД Личностные УУД (действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение») Регулятивные УУД (оценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"
Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....
Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
Рабочая программа разработана для 4 класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...