Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6._miloserdie._kto_moy_blizhniy.docx | 23.82 КБ |
kartochki.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Милосердие. Кто мой ближний?
Цель урока: Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитать уважительное отношение к своей вере;
Образовательные: узнать о том, что такое милосердие, бескорыстие, сострадание, как человеку стоит относится к людям, кого христиане называют ближним, о том, должен ли человек просить плату за добрые дела, какими добрыми делами можно помочь нуждающимся людям.
Развивающие: развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки работы с текстом учебника; расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности.
Планируемые результаты урока:
- Личностные: овладеют знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
- Предметные: имеют представление о понятиях «Милосердие», «Ближний», «Добрые дела», «Добродетели»;
- Метапредметные:
- отрабатывают навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- совершенствуют навыки постановки учебной задачи;
-участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
В области формирвания УУД:
- познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Опорные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
Словарик к уроку:
Милосердие - -это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
Ближний – проявляющий милосердие и нуждающийся в нём.
Добрые дела - забота, помощь, участие, терпение
Добродетели - добрые качества, противоположные страстям.
Ресурсы урока
- Мультимедиа проектор, экран
- Презентация «Милосердие».
- Учебник «Основы православной культуры» Шевченко Л.Л.
- Карточки
- Рабочая тетрадь ученика
- Карточки-термины
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Повторение пройденного.
1. Работа с карточками
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
2. Фронтальный опрос
-Что такое Царство Небесное?
- Что значит быть милосердным?
3. Чтение наизусть стихотворения «Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
III. Подготовка к усвоению нового материала.
1. Сообщение темы урока.
- Рассмотрите иллюстрации (репродукции картин) русских художников. И.А. Ерменёва «Нищие», М.А. Мохова «Подача Милостыни» и Н.П. Богданова – Бельского «Новая сказка».
- Кто на них изображен? Какой общей темой они объединены?
- Тема нашего урока: «Милосердие. Кто мой ближний?» Давайте сформулируем задачи, которые мы будем решать на уроке.
2. Целеполагание. с. 40 учебника
• Мы узнаем…
• Мы познакомимся с…
• Мы сможем поразмышлять…
IV. Изучение нового материала
1. Прогнозирование содержания текста по заголовку.
2. Работа по учебнику. Чтение текста «Кто мой ближний» с.40.
3. Беседа по прочитанному
- Что такое милосердие?
- Какого человека можно назвать милосердным?
-Какому отношению к людям христиан учило Евангелие?
4. Запись слов-терминов в тетрадь.
Милосердие - -это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
5. Просмотр видео «Милосердный самарянин»
6. Беседа.
- Кто шёл по дороге и куда??
- Что с ним произошло??
- Кто шёл по той же дороге?
- Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- В чём проявляется милосердие христианина?
7. Работа по учебнику. Чтение текста «Милосердный самарянин» с.40-41.
-Сейчас я предлагаю прочитать текст «Милосердный самарянин» на с.40-41, а затем сравнить видео и текст.
8. Сравнительный анализ видео и текста
- В чём отличие видео и текста?
- Кто был первым путником, который увидел избитого? Верно, ли он поступил?
- Кто был вторым путником?
-Кто такое левит?
-Кто оказал помощь?
-Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи?
- В чём проявляется милосердие христианина?
9. Словарная работа.
10. Работа в тетради. Запись главных слов в рабочую тетрадь с.41
V. Первичное закрепление
1. Работа с миниатюрой из Евангелия «Милосердный самарянин».
- Давайте рассмотрим миниатюру из Евангелия «Милосердный самарянин».
- Кто изображён на иллюстрации?
- Найдите описание в тексте к первой иллюстрации?
-Что вы можете сказать о второй миниатюре?
VI. Продолжение изучения нового материала
1. Работа по учебнику с.41. Чтение стихотворений Я. П. Полонского «Нищий» и М.Ю.Лермонтова «Нищий»
2. Беседа по-прочитанному
- Почему нищий в стихотворении Я.П. Полонского, не имея сам благосостояния получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назовите добродетель, проявленную им.
- Как можно назвать поступок человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова, который вместо милостыни подал камень? Какие качества души в нём проявляются?
- О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»?
- Зависит ли доброта души человека о его благосостояния?
- Что делает человека добрым?
- Как можно приобрести доброту души?
- Подумайте и ответьте, лёгким ли для христиан был труд приобретения добродетелей души?
- В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души?
- Что мешает человеку быть добрым?
3. Работа с рубрикой «Обсуждаем-размышляем». Сравнительный анализ стихотворений.
-Прочитайте слова из Евангелия на с.42.
- Как взаимосвязаны приведенные тексты Евангелия?
- Найдите в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах из Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей?
- Вспомните притчу о милосердном самарянине и скажите, кого христиане называли своим ближним?
-Оцените на основе заповеди Евангелия поступок человека, положившего камень в руку нищего.
- Какое недоброе качество он проявил?
- Назовите противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину.
- Назовите христианскую добродетель, проявленную нищим в стихотворении Я.П. Полонского.
-Оцените на основе заповеди Евангелия поступок человека
4. Работа в парах.
-Обсудите с соседом по парте, какое качество души требуется, чтобы выполнить пожелание «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!»
5. Чтение стихотворения с.43
6. Беседа по-прочитанному
-Какое впечатление у вас после прочитанного стихотворения?
- Что означает слово «приголубить»?
- В стихотворении поэт называет зимний вечер. Значит ли это, что жалеть следует только людей, страдающих от холода?
- Как следует вести себя человеку милосердному?
- Какими добрыми делами ты можешь помочь нуждающимся людям: слабым, больным, бедным?
VII. Рефлексия.
- В начале урока мы перед собой ставили цели, достигли мы их?
- Докажите?
IX. Домашнее задание.
выучить одно из стихотворений с.41-43
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – _________________________
Карточка №1
Подбери добродетели, противоположные страстям.
Гордость – _____________________
Жадность – ______________________
Зависть – ________________________
Гнев – __________________________
Лень – ____________________
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
Карточка №2
Выбери качества, которые могут украсить душу человека.
- доброта
- злоба
- радость
- печаль
- заботливость
- чёрствость
- ложь
- честность
- дружба
- недружелюбие
- доверие
- подозрительность
- вера
- безверие
- любовь
- ненависть
- надежда
- отчаяние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ
Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
Тема урока: Пасха. Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знаком...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"
Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...