Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Золотарёва Анастасия Николаевна

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6._miloserdie._kto_moy_blizhniy.docx23.82 КБ
Файл kartochki.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Милосердие. Кто мой ближний?

Цель урока: Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;  воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Задачи урока: 

Воспитательные:  воспитать уважительное отношение к своей вере;

Образовательные:  узнать о том, что  такое милосердие, бескорыстие, сострадание, как человеку стоит относится к людям, кого христиане называют ближним, о том, должен ли человек просить плату за добрые дела, какими добрыми делами можно помочь нуждающимся людям.

Развивающие  развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки работы с текстом учебника; расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности.

Планируемые результаты урока:

  1. Личностные: овладеют знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
  2. Предметные: имеют представление о понятиях «Милосердие», «Ближний», «Добрые дела», «Добродетели»;
  1. Метапредметные: 

- отрабатывают  навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

- совершенствуют  навыки постановки учебной задачи;

-участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока. 

В области формирвания УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Опорные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.

Словарик к уроку:

Милосердие - -это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Ближний – проявляющий  милосердие и нуждающийся в нём.

Добрые дела - забота, помощь, участие, терпение

Добродетели - добрые качества, противоположные страстям.

Ресурсы урока

  • Мультимедиа проектор, экран
  • Презентация «Милосердие».
  • Учебник  «Основы православной культуры» Шевченко Л.Л.
  • Карточки
  • Рабочая тетрадь ученика
  • Карточки-термины

Ход  урока

I. Мотивация к учебной деятельности

II. Повторение пройденного.

1. Работа с карточками

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние

2. Фронтальный опрос

-Что такое Царство Небесное?

- Что значит быть милосердным?

3. Чтение наизусть стихотворения «Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

III. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Сообщение темы урока.

- Рассмотрите иллюстрации (репродукции картин) русских художников. И.А. Ерменёва  «Нищие»,  М.А. Мохова «Подача Милостыни» и Н.П. Богданова – Бельского «Новая сказка».

- Кто на них изображен? Какой общей темой они объединены?

- Тема нашего урока: «Милосердие. Кто мой ближний?» Давайте сформулируем задачи, которые мы будем решать на уроке.

2. Целеполагание. с. 40 учебника

•  Мы узнаем…

• Мы познакомимся с…

•  Мы сможем поразмышлять…

IV. Изучение нового материала  

1. Прогнозирование  содержания текста по заголовку.

2. Работа по учебнику. Чтение текста «Кто мой ближний»  с.40.

3. Беседа по прочитанному

- Что такое милосердие?

- Какого человека можно назвать милосердным?

-Какому отношению к людям христиан учило Евангелие?

4. Запись слов-терминов в тетрадь.

Милосердие - -это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

5. Просмотр видео «Милосердный самарянин»

 6. Беседа.

- Кто шёл по дороге и куда??

- Что с ним произошло??

- Кто шёл по той же дороге?

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- В чём проявляется милосердие христианина?

7. Работа по учебнику. Чтение текста «Милосердный самарянин»  с.40-41.

-Сейчас я предлагаю прочитать текст «Милосердный самарянин» на с.40-41, а затем сравнить видео и текст.

8. Сравнительный анализ видео и текста

- В чём отличие видео и текста?

- Кто был первым путником, который увидел избитого? Верно, ли он поступил?

- Кто был вторым путником?

-Кто такое левит?

-Кто оказал помощь?

-Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи?

- В чём проявляется милосердие христианина?

9. Словарная работа.

10. Работа в тетради. Запись главных слов в рабочую тетрадь с.41

V. Первичное закрепление

1. Работа с миниатюрой из Евангелия  «Милосердный самарянин». 

- Давайте рассмотрим миниатюру из Евангелия «Милосердный самарянин».

- Кто изображён на иллюстрации?

- Найдите описание в тексте к первой иллюстрации?

-Что вы можете сказать о второй миниатюре?

VI. Продолжение изучения нового материала  

1. Работа по учебнику с.41. Чтение стихотворений Я. П. Полонского «Нищий» и М.Ю.Лермонтова «Нищий»

2. Беседа по-прочитанному

- Почему нищий в стихотворении Я.П. Полонского, не имея сам благосостояния получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назовите добродетель, проявленную им.

- Как можно назвать поступок человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова, который вместо милостыни подал камень? Какие качества души в нём проявляются?

- О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»?

- Зависит ли доброта души человека о его благосостояния?

- Что делает человека добрым?

- Как можно приобрести доброту души?

- Подумайте и ответьте, лёгким ли для христиан был труд приобретения добродетелей души?

- В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души?

- Что мешает человеку быть добрым?

3. Работа с рубрикой «Обсуждаем-размышляем». Сравнительный анализ стихотворений.

-Прочитайте слова из Евангелия на с.42.

- Как взаимосвязаны приведенные тексты Евангелия?

- Найдите в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах из Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей?

- Вспомните притчу о милосердном самарянине и скажите, кого христиане называли своим ближним?

-Оцените на основе заповеди Евангелия поступок человека, положившего камень в руку нищего.

- Какое недоброе качество он проявил?

- Назовите противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину.

- Назовите христианскую добродетель, проявленную нищим в стихотворении Я.П. Полонского.

-Оцените на основе заповеди Евангелия поступок человека

4. Работа в парах.

-Обсудите с соседом по парте, какое качество души требуется, чтобы выполнить пожелание «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!»

5. Чтение стихотворения с.43

6.  Беседа по-прочитанному

-Какое впечатление  у вас после прочитанного стихотворения?

- Что означает слово «приголубить»?

- В стихотворении поэт называет зимний вечер. Значит ли это, что жалеть следует только людей, страдающих от холода?

- Как следует вести себя человеку милосердному?

- Какими добрыми делами ты можешь помочь нуждающимся людям: слабым, больным, бедным?

VII. Рефлексия. 

- В начале урока мы перед собой ставили цели, достигли мы их?

- Докажите?

IX. Домашнее задание. 

выучить одно из стихотворений с.41-43



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – _________________________

Карточка №1

Подбери добродетели, противоположные страстям.

Гордость – _____________________

Жадность – ______________________

Зависть – ________________________

Гнев – __________________________

Лень – ____________________

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние

Карточка №2

Выбери качества, которые могут украсить душу человека.

  • доброта
  • злоба
  • радость
  • печаль
  • заботливость
  • чёрствость
  • ложь
  • честность
  • дружба
  • недружелюбие
  • доверие
  • подозрительность
  • вера
  • безверие
  • любовь
  • ненависть
  • надежда
  • отчаяние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией

Тема урока:  Пасха.          Цель урока:          Развитие духовных качеств личности ребёнка через знаком...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...