Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Князева Ирина Анатольевна

Тема урока:  Пасха.

          Цель урока:

          Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

          Задачи урока:

         -Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

         -Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.

          -Воспитывать дружелюбие.

           Основные понятия:

       Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

           Оборудование:

        Мультимедийный проектор, компьютер,  карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».

          Формы и виды деятельности:

       Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pashaword.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Методическая разработка урока                                                                                   по ОРКСЭ с презентацией

(Основы православной культуры)

Князева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов.

2014

Тема урока:  Пасха.

          Цель урока: 

          Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

          Задачи урока:

         -Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

         -Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.

          -Воспитывать дружелюбие.

           Основные понятия:

       Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

           Оборудование:

        Мультимедийный проектор, компьютер,  карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».

          Формы и виды деятельности:

       Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

       Сердца свободны от страстей…

  Так чудодейственно влияют

  Слова святые на людей!..

  Христос воскрес!..

  О миг священный!..

  О чудо, выше всех чудес,

  Какие были во вселенной!..

   Христос воскрес!

   Христос воскрес!

- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

  ( ответы детей)

- Верно – это Пасха.        

2.Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

      - Ребята, сегодня  я хочу прочитать вам притчу . (слайд 3)  

 Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

 Учитель:

- Ребята, о  ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе и об  Иисусе Христе.

Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

3. Работа по новой теме.

Учитель.

     Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.

Ученик 1:

            В день Пасхи, радостно играя,

            Высоко жаворонок взлетел,

            И в небе исчезая,

            Песнь воскресения запел.

            И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

          «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»       

      - Что означает слово-Воскресенье. (слайд 4)

  Работа по учебнику:

         Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

      - Радостное событие Воскресения в православной культуре

         отражено, в том числе и на иконах. (слайд 5)  

      - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  

         смерть Иисуса Христа?   (Предположения детей)

           Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

       - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  

          которое они  празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

          праздник воскресения к жизни.                   

       -В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

          Пасхе.         

                   (Приводится пример из учебника на странице 29).

Ученик 2:        

            Проснитесь горы, долы, реки –

            Хвалите Господа с небес.

            Побеждена Им смерть вовеки

            Проснись и ты, зеленый лес,

            Подснежник, ландыш  серебристый.

            Фиалка – зацветите вновь.

            И воссылайте гимн душистый

           Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

   Работа по учебнику.

-А вот как о  чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )                                                                                                                        

      Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

- А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)

- За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? ( ответы детей)                                                          

       Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.  (слайд 6)

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане  идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.

       Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.

- Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей)

- Разговляться – вкушать скоромную пищу,  освященные в храмах куличи , пасха, яйца  .

 После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. (слайд 8)

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что                 сам Господь невидимо присутствует среди них.  

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 9)

- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

- Правильно – пасхальное яйцо.        

- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.  

           С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки». (слайд 10)    

         На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.                                                                                                                                                                                                 Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.  (слайд 11)  

4. Физминутка.

5. Самостоятельная работа с источниками  информации (домашняя работа).      

        Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .

- С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

1 группа: ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.) (слайд 12)

- Какой праздник Пасхи без крашеных яиц. (слайд 13)

3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.

Учитель:

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

6.Актуализация знаний. Работа в группах. (слайд 14)

         - Ребята, вспомните все о том о чем мы сегодня с вами говорили и распределите данные слова в 3 группы: 1 - традиции, 2 – символы, 3 - атрибуты. (Работают в группах)

Крашенные яйца, свеча, христосование, кулич, икона, крестный ход, пасха, церковная служба. (Ответы детей.)  (слайд 15)

7.Подведение итога урока. (слайд 16)

      - О чем узнали на уроке?

      - Что было нового для вас?      

      - Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)    

      - Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

- Какие три основные символа есть у Пасхи?

8. Домашнее задание. (слайд 17)

- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.

 9. Рефлексия. (слайд 18)

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией в технологии деятельностного метода на тему "Совесть" (4 класс)

      Методическая разработка урока открытия новых знаний с презентацией, выполненная в технологии деятельностного метода по предмету ОРКСЭ на тему "Совесть" для 4 клас...