Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока: Пасха.
Цель урока:
Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи урока:
-Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
-Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.
-Воспитывать дружелюбие.
Основные понятия:
Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».
Формы и виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pashaword.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
(Основы православной культуры)
Князева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов.
2014
Тема урока: Пасха.
Цель урока:
Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи урока:
-Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
-Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.
-Воспитывать дружелюбие.
Основные понятия:
Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».
Формы и виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
( ответы детей)
- Верно – это Пасха.
2.Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня я хочу прочитать вам притчу . (слайд 3)
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Учитель:
- Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).
- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе и об Иисусе Христе.
Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).
3. Работа по новой теме.
Учитель.
Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.
Ученик 1:
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
- Что означает слово-Воскресенье. (слайд 4)
Работа по учебнику:
Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.
- Радостное событие Воскресения в православной культуре
отражено, в том числе и на иконах. (слайд 5)
- Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная
смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)
Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.
- Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,
которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –
праздник воскресения к жизни.
-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о
Пасхе.
(Приводится пример из учебника на странице 29).
Ученик 2:
Проснитесь горы, долы, реки –
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
Работа по учебнику.
-А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
- А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)
- За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
-А что такое пост? ( ответы детей)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений. (слайд 6)
-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.
- Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей)
- Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи , пасха, яйца .
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. (слайд 8)
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что сам Господь невидимо присутствует среди них.
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 9)
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо.
- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)
- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки». (слайд 10)
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет. (слайд 11)
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа с источниками информации (домашняя работа).
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .
- С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.
1 группа: ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)
- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.
2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.) (слайд 12)
- Какой праздник Пасхи без крашеных яиц. (слайд 13)
3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.
Учитель:
-Вы хорошо поработали. Молодцы!
6.Актуализация знаний. Работа в группах. (слайд 14)
- Ребята, вспомните все о том о чем мы сегодня с вами говорили и распределите данные слова в 3 группы: 1 - традиции, 2 – символы, 3 - атрибуты. (Работают в группах)
Крашенные яйца, свеча, христосование, кулич, икона, крестный ход, пасха, церковная служба. (Ответы детей.) (слайд 15)
7.Подведение итога урока. (слайд 16)
- О чем узнали на уроке?
- Что было нового для вас?
- Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
- Какие три основные символа есть у Пасхи?
8. Домашнее задание. (слайд 17)
- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.
9. Рефлексия. (слайд 18)
1. | На уроке я работал | активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. | Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. | За урок я | не устал / устал |
5. | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ
Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"
Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией в технологии деятельностного метода на тему "Совесть" (4 класс)
Методическая разработка урока открытия новых знаний с презентацией, выполненная в технологии деятельностного метода по предмету ОРКСЭ на тему "Совесть" для 4 клас...