Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Бойко Елена Николаевна

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_hram.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п.Татищево»

Саратовская область

Урок по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  

 «Храм»

Разработала

Бойко Елена Николаевна,

учитель ОРКСЭ, ОПК

МОУ «СОШ № 1 р.п.Татищево»

Саратовской области

2015 год

Методическая разработка урока по теме «Храм»

      Цель методическая: духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к православным традициям на уроках по модулю «Основы православной культуры»; формирование у обучающихся представления о православном храме, как священном сооружении для христиан, месте освящения всех сторон человеческой жизни и предмете национальной гордости россиян.

       Цель образовательная: знакомство учащихся с понятием «православный храм», назначением, внешним видом и внутренним устройством православного храма, храмовыми предметами.

Задачи:

- личностные 

● проявление самостоятельности  в разных видах деятельности,  умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;

● развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

● формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа;
  • обогащение мира личности духовным чтением и музыкой.

- метапредметные

●     выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

● умение выявлять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, обогащение историко-культурологического словаря школьников;
  • содействие развитию нравственной сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. 

● контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера, деятельности группы.

-предметные

● развитие интереса к знаниям о храмах, мотивации к изучению православной культуры;

● умение работать с иллюстративным материалом по теме.

  • развитие интереса к истории храмового строительства в России через выполнение интеллектуального задания и ознакомление с историей местного храма.

     Тип урока: Урок открытия нового знания, комбинированный

     Основные термины и понятия: Храм. Устройство храма. Купол. Крест. Аналой. Амвон. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Священник. Кадило. Правила поведения в храме. 

   
Межпредметные связи: русский язык (работа по определению лексического значения слов, работа с церковнославянским текстом, составление записки о здравии и об упокоении), литературное чтение (восприятие поэтического текста о храме, сопоставление по представлению или имеющемуся жизненному опыту), математика (игра «Верно-неверно» определение верности услышанного высказывания), музыка (прослушивание колокольного звона, песни), изобразительное искусство (отбор фотоматериалов и их художественное оформление, умение рисовать храм). 
   
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку в ИКТ-режиме, магнитная доска, переносная доска, маркер, демонстрационный и раздаточный материал, мелодия колокольного звона.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на очередном уроке по основам православной культуры.  Все  необходимое у вас на партах: дневник, учебник, Библия для детей,  тетрадь, рабочий лист урока, ручка, карандаши, все готовы? Значит, можно улыбнуться! Улыбнемся соседу слева, улыбнемся соседу справа, улыбнемся все вместе! И начинаем наш урок.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.  Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что такое религия?

Дети: Религия – это связь человека с Богом.

Учитель: На чём основана любая религия?

Дети: На вере в Бога.

Учитель: Во что верят православные христиане?

Дети: Православные христиане верят в  сына Божьего – Иисуса Христа и считают верным, правильным его учение.

Учитель:  А как человек связан с Богом? Как он общается с Богом?

Дети: (варианты ответов могут быть разными: Человек – творение Божье. Бог создал его по-своему образу и подобию. Человек общается с Богом с помощью молитвы, читает Священные книги, живет по заповедям, ходит в храм).

3. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит колокольный звон (слайд).

Учитель:  Ребята, что мы слышим?

Дети: Колокольный звон.

Учитель:  А колокольный звон связывает православного христианина с Богом?  Где можно услышать звон колоколов?

Дети: Связывает, потому что православные ходят в храм. Звон колоколов можно услышать в православном храме.

Учитель:  Ребята, а кто знает, что такое храм?

Дети: (дают варианты ответов)

Учитель:  Поднимите руки, кто из вас был в православном храме? С кем вы туда ходили?

Дети: (поднимают руки, дают ответы)

Учитель:  Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Дети: (варианты ответов – о храме, о православном храме)

Учитель: Запишем тему урока. Православный храм. (слайд)

Дети записывают  тему урока.

Далее можно предложить детям заполнить таблицу:

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал(а)

Учитель:  У вас на столах есть таблицы. Заполните первый и второй столбики.

Дети: заполняют первый и второй столбики таблицы

Учитель: Ребята, что Вы знаете о храме? 

Дети: дают ответы

Учитель: Ребята, а что бы Вы хотели узнать сегодня на уроке? 

Дети: Что делают люди в храме? Что находится в храме?

Учитель: А что для этого нам нужно?

Дети: Посмотреть фотографии храмов. Прочитать информацию в учебнике. Можно побывать в храме, самому все увидеть и спросить у священника.

Учитель: Хорошо! Итак, сегодня на уроке вы узнаете: Как устроен православный храм, на что он похож внешне, из каких частей состоит и для чего предназначены предметы, находящиеся в храме. Мы узнаем, для чего люди приходят в храм и что они там делают? Какую роль играет храм в жизни православных? Как нужно правильно вести себя в храме? (слайд )

Учитель: А для этого мы совершим виртуальную экскурсию по православным храмам. Главным экскурсоводом буду я, а вы моими помощниками. И дома вы сможете провести такую же экскурсию для своих родителей и родственников.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Далее идет интерактивная виртуальная экскурсия со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими заданиями.

Материалы для экскурсии                                                                                               (можно сократить, учитывая количество времени на уроке)

  1. Храм – дом Божий

Учитель:  С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Жизнь россиян теперь немыслима без православных храмов. Для их строительства выбирали самые красивые места, например, возвышенности над рекой, озером.
   
Один за другим вырастали дома Божии. Православные храмы очень красивы и разнообразны: деревянные, каменные, кирпичные, то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже весёлые. На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

     С давних времен все самое лучшее, красивое посвящалось людьми Богу. Люди не жалели труда, сил, строя храмы, занимаясь иконописью, росписью храмовых стен, создавая храмовые песнопения. Человек понимал, что храм — это место соприкосновения с иным (божественным) миром, и все, что мы встречаем в храме, служит одному — встрече человека с Богом.

     Слово храм означает «здание», «дом». Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом стал храм. Храм в православии — подобие неба на земле. Он олицетворяет собой духовную жизнь, красоту и свет (Слайд).  Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу.

Учитель: Ребята, назовите синоним слову Храм.

Дети: церковь

Учитель: Верно. Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Этот дом - не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом,

Ходят в трепете святом,

По утрам и вечерам.

Это - православный храм. (слайд) 

2. Правила поведения в храме

Учитель: Ребята,   мы идем в этот дом - дом Божий, особенное, святое место.  Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Кто из вас знает о внешнем виде, одежде и правилах поведения в храме?

Дети  отвечают

Учитель: Чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами, как нужно вести себя в храме.

Дети могут ответить: Заходить и вести себя спокойно, достойно, с уважением ко всему, что происходит в доме Бога. В храме нельзя кричать, громко разговаривать и смеяться, мобильные телефоны нужно отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. Не мешать другим людям, когда они стоят у  икон. Мужчины заходят без головного убора, женщины покрывают голову.

Учитель: Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем?

Учитель: Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, крестятся и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Учитель: Храм – это дом Божий, и, подобно тому как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы приходим. Одежда должна быть пристойной и опрятной. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.  Руки в карманах не держат, обычно в руки берут свечу или держат их перед собой, скрестив при этом ладони, словно прося Божьей милости. Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу. Слайды.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,                                                                                                          Помощь нищему подай,                                                                                                   Поставь свечку и потом                                                                                                          Осени себя крестом.

  1. Внешний вид храма

Учитель: Итак, ребята мы подходим к храму? Почему это здание никогда не перепутаешь ни с каким другим? (слайды)  Обратите внимание на несколько храмов. Что у них общего? Чем завершается любой храм? Что означает крест? Куда устремлен храм? Куда он указывает путь? На что похожи золотые главки храма?

Дети:  (предполагаемые ответы - Потому что храм – очень красивое здание, не похожее на обыкновенные дома и здания. На храме есть купол и крест. Купола похожи на огоньки свечей, шлемы воинов-богатырей).

Учитель: Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо.  Количество  куполов может быть различным, и каждое число символично. И по цвету они разные. Все имеет свое значение.

1 глава — означает Единого Бога. 
2 главы — что Христос был и Сын Божий, и Сын Человеческий; 
3 главы — Святую Троицу; 
5 глав — Иисуса Христа и 4-х Евангелистов; 
7 глав — Таинства Церкви; 
13 глав — Иисуса Христа и 12 апостолов; 
33 главы — годы жизни Иисуса на земле. 
    Золотые главки посвящаются Иисусу Христу и великим праздникам, синие — Богородице, зеленые — цвет Святого Духа.

        Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу – Иисуса Христа, ведь на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества. 

      Неотъемлемой частью храма является колокольня - постройка в форме башни, сооружавшаяся возле церкви и предназначавшаяся для подвешивания колоколов. (слайд) 
    - Кто знает, зачем нужны колокола?

      Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать верующих на молитву и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. 

С давних пор на Руси с почтением относились к колокольному звону. Он сопровождал жизнь русского человека от рождения до самой смерти. Колокольный звон был главным участником всех великих событий в жизни страны. Колокол оповещал о самых горестных, тяжелых временах – нашествии иноземцев, пожарах, страшных болезнях. Особенно торжественно и радостно звучали колокола в дни побед над врагами. Полюбив церковный колокольный звон, русский православные люди соединили с ним все свои торжественные и печальные события.

Практическое задание: «Переведи» на современный язык слова из священной книги: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

      Храмы имеют разную форму. Рассматриваем фотографии храмов.

( Слайды и примеры храмов).

В виде креста — посвящен распятому за нас на кресте Господу.

В виде корабля — корабль в Царство Небесное (по образу Ноева ковчега).

В виде круга — символ вечности; вечность Царствия Небесного.

В виде восьмиугольника, звезды — Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Храмы имеют свое имя: в честь Спасителя, Богородицы, церковных праздников, святых, ангелов (слайды и примеры храмов).

  1. Внутренне устройство храма

Учитель: А теперь давайте войдем в храм. Ребята, у вас на партах есть схема храма. Православный храм делится на три части: притвор, средняя часть - сам храм и алтарь. Слайд.

      Мы с вами поднимаемся на паперть. Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Это первое возвышение в храме. Слайд.

     Давайте пройдём в притвор. Слайд.  Притвор —  славянское слово, которое означает «перед дверями».

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. В притворе находится свечная лавка, где прихожане могут написать и подать записки за здравие и упокоение православных и  заказать соответствующую службу – молебен о здравии или панихиду об упокоении,  приобрести различную литературу и церковные принадлежности: иконы,  крестики, свечи и др. В притворе может находиться трапезная, помещение для воскресной школы и комната священника. (слайды)

      Обычно в притворе располагается канун (канон, канунник) – специальный  квадратный столик, на котором находится Распятие и ряды подсвечников. На канун ставят свечи об упокоении душ усопших. На столик рядом с кануном можно положить жертву на храм: муку, фрукты, сладости.

Практическое задание: Напишите записку о здравии и об упокоении своих родственников и знакомых (образцы на слайде). 

        Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть -  в  сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение для совместной молитвы. Внутри стены храмов украшали мозаиками и фресками. С потолка свисают большие красивые паникадила со множеством лампочек, зажигаемых в торжественные моменты службы (слайды). 

    В центре – аналой – особый столик с наклонной крышкой, на котором находится храмовая икона или икона святого или праздника, которые прославляются в этот день православной церковью (сегодня в православных храмах на аналое лежат иконы – сказать в соответствии с днем). Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.

    Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.

        Второе возвышение в храме – солея, сюда могут подниматься только священнослужители. Середина солеи - полукруглый выступ – называется амвон. С амвона преподается верующим Святое Причастие, проповедует священник, произносит молитвы диакон. По краям солеи у самых стен, устраиваются места для певчих и чтецов - клиросы.

Учитель: Что мы видим в храме, кто нас встречает?

Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.

Иконы - образы Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Перед ними свечи в подсвечниках и подвесных лампадах. Прихожане тоже ставят свечи, прикладываются к иконам и обращаются с молитвой к тому, кто изображен на иконе (слайды). Одни из самых чтимых в Русской Православной Церкви – иконы Богородицы - Владимирская икона Божией Матери, Казанская, Донская, Иверская и другие (слайды).

И нас встречают священники. Они здесь служат. Слайд

- А что это за служба? – спросите   вы.

      Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест. Во время службы священник совершает каждение.

      Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждение напоминает о том же, что и свечи —  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

     Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед прихожанами.

Слайд. Посмотрите, это кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.

     Священник совершает церковные таинства - крещение, исповедь, венчание, причастие (слайды). В храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

      К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения.

     

      Слайд  Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь. Традиционный русский иконостас – пять рядов ( у вас на партах есть схема иконостаса). В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Через них приходит сам Господь Иисус Христос. Поэтому через них никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери, за ними – иконы особо чтимых святых. Правее образа Спасителя помещают обычно храмовую икону – на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм.

      На иконостасе находятся иконы, перед которыми верующие молятся. 
     

Видео про иконостас и алтарь

       За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни и оттуда приходит Бог. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

      Посередине алтаря помещается особо освященный квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.

      

     На престоле всегда находится антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, напрестольное Евангелие, крест. дарохранительница и семисвечник (слайды).   

       На алтаре, у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия.

      Место за престолом у восточной стены – третье возвышение в храме, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

    Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.

Учащиеся читают вслух.

Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.

Свечи в храме

Учитель: Мы сказали, что в храме много свечей. Как вы думаете, для чего они нужны?

Слайд. Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Церковная свеча - символ молитвы верующего человека.     Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.      Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.  Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. 

Храм в р.п.Татищево

Учитель: Ребята, а в нашем посёлке есть храм или церковь? ( Храм честь Казанской иконы Божией Матери).  (рассказ о храме (слайды).

5. Динамическая пауза.

Дети вместе с учителем выполняют разминку, отдыхают.

Мы работали – устали, сели – встали, сели – встали,

Мы о важном говорили – головою покрутили.

Мы как ангелы летали, заповеди изучали.

А теперь нам всем пора делать добрые дела!

6. Осмысление и закрепление знаний.

Творческое задание по группам (музыкальный фон – песни о храме).

(Дети в 1, 2, 3 группах наклеивают фотографии с изображением храмовых предметов  на  часть листа ватмана, используя схему храма.  Затем из трех частей  складывается художественное изображение храма целиком). Или каждая группа оформляет полностью храм.

Задания группам:

1 группа. Художественно изобразите первую часть храма - паперть и притвор, используя схему храма и фотографии. Кратко расскажите об этой части храма.

2 группа. Художественно изобразите  вторую часть – собственно  храм, используя схему храма и фотографии. Кратко расскажите об этой части храма.

3 группа. Художественно изобразите  третью, главную часть  храма – алтарь, используя схему храма и фотографии. Кратко расскажите об этой части храма.

Также:

4 группа. Распределите  фотографии храмов по внешнему виду (корабль, крест, круг, звезда-восьмерик).

5 группа. Оформите на листе правила поведения в храме  с использованием фотографий.

     Далее учащиеся представляют итоги своей групповой работы. В обсуждении принимает участие весь класс.

      Практическое задание «Нарисуем храм». Изобразить храм достаточно просто – нарисовать прямоугольник, разделить его на три части, среднюю часть продолжить вверх, над ней нарисовать купол (в виде шлема или огонька свечи) и крест. А далее уже можно нарисовать окна, украшения и т.д.

7. Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция. (варианты заданий)

1. Игра «Верно – Неверно»: (учитель произносит фразу по изученному материалу, ребята высказывают согласие или несогласие с помощью слов верно – неверно).

2. Загадки о храме.

3. Кроссворд (презентация)

4. Установить соответствие между понятием и его определением,

записать определение понятия, к которому не написано объяснение:

1)  Кадило

 

А) символ молитвы верующего человека

2)  Церковная свеча

Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами  (ладаном), которые кладутся на горящие угли

3)  Иконостас

 

В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

4)  Алтарь

 

Г) двери, через которые во время службы выносят Еванге-

лие – благую весть о царе-Христе

5)  Царские врата

Д) ____________________________________________

5. Задание «Ваш текст к слайду».

6. Тест по теме урока.

Взаимопроверка. Слайд

9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Предлагаю домашнее задание (на слайде):

первое задание – для всех -  учебник с.48-51, вопросы.

Ещё одно задание выберите сами:   

1. Проведите для родителей виртуальную экскурсию по православному храму или вместе посетите местный храм.

2. Сделайте макет храма. 

3. Подготовьте сообщение об одном из православных храмов России. 

4. Мини-исследование:  «Первый храм на Руси», «Архитектурные стили храмов», «Виды колокольных звонов и их значение», «Храмы на картинах русских художников»;

8. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с православным храмом. Что нового вы сегодня узнали о храме?

Если в начале урока дети заполняли таблицу, то в конце заполнить столбик «Что я узнал(а)», прочитать.        

Учитель: Ребята, мы сегодня плодотворно поработали? Давайте оценим нашу работу. Предлагаю вам высказаться:

Дети высказываются, начиная с традиционных слов рефлексии:

- на уроке мне было интересно…

- наиболее трудным мне показалось….

- я себя похвалю за …

- я похвалю своих одноклассников…

- я бы хотел ещё узнать…

- я бы хотел попросить учителя …

- я бы хотел рассказать родителям, друзьям о… 

Учитель: Ребята, спасибо вам за труд и усердие. За это вам всем небольшой подарок - раскраски с храмами.

Заключительные слова учителя

Учитель: слайд  Ребята, вы познакомились с православным храмом – домом Божьим на земле.  Кроме того, храмы, наряду с парками и дворцами, музеями и площадями – это памятники истории и культуры, которые могут многое рассказать о духовных ценностях и культуре русского народа.  В XIX веке в нашей стране относились к этим памятникам по-варварски и многие из них разрушили. В последние годы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость.

      Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. В доме Божьем  нет места злу, плохим поступкам, словам, мыслям. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь, чтобы ваши мысли были светлыми, слова мудрыми, поступки добрыми.

На этом наш урок закончен.

В завершение можно использовать:

Песня отца Евгения «Божий храм»

Стихотворение (Кристина Кузина «Храм»)

Куполами наш храм отражается в водах,
Словно вышедший с бренных её берегов,
Храм молитв, Храм Христа, Храм великих народов,
Белокаменный дом, где молитвы слышны.


Сотни тысяч пришедших сюда помолиться
Зажигают единый очаг доброты.
И видна скорбь в душе, в их смотрящие лица,
Где застыла слеза на холодной щеке.

В Божьем доме из нас каждый ищет прощенья,
Каждый просит здоровья для близких своих.
И сливаются думы с молитвенным пеньем,
С чистым помыслом каждой заблудшей души.

Перезвон колокольный, хрустальные звуки
Будоражит наш мир там, где сердце болит.
Лейся, звон колокольный, по нашей округе,
Лейся чистой слезою священных молитв!

Список использованных источников и литературы

1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений  / А.В.Кураев – М.: Просвещение, 2012.

2. “Азбука православия” познавательный видеофильм. Студия Анастасии Дадыко “Интересное кино”.

3. Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html

4. Архитектура храма http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml

5. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/

6. Портал Православие и мир http://www.pravmir.ru/ 

7. Сайт Спасо-Парголовского храма Школа радости.

8. https://ru.wikipedia.org                                                                             

9. http://www.proshkolu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.»

Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.» в помощь учителю физической культуры для 3-х классов...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"

Пояснительная записка содержит:1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь бли...