Понятие греха, покаяния и воздаяния. (2 часа) УМК «Школа России» ОРКСЭ Модуль (Основы мировых религиозных культур). 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Тема урока "Понятие греха, покаяния и воздаяния".(2 часа) УМК «Школа России» ОРКСЭ Модуль (Основы мировых религиозных культур). Технологическая карта. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4_kl.docx | 326.32 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК «Школа России»
ОРКСЭ
Модуль (Основы мировых религиозных культур).
Технологическая карта
Коммуникативная технология
Тема | Добро и зло. Понятие греха, покаяния и воздаяния.(2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||
Цели | Сформировать представление о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях. определить понятия «добро», «зло»; изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние» на примере христианской религии. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы | Актуализация знаний направлена на формирование понимания детьми значений этических понятий добро и зло в мировых религиях. | ||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия | «Грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние», | ||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | |||||||||||||||||||||||||||
Личностные умения - проявлять творческое отношение к выполнению заданий; - проявлять интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: -помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала; - способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; - способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению; - создать условия для формирования умений групповой работы. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - умение планировать, контролировать и оценивать результат; - навык целеполагания, саморефлексии. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - определить понятия «добро», «зло»; - на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние». | |||||||||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, электронная доска, | ||||||||||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства | |||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||||||||||||||||||||||
Литературное чтение Русский язык | Информационный материал: Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 (4-5) Просвещение 2012 Словари: Словарь Ожегова - "Словарь русского языка" Словарь Даля Демонстрационный материал: Карточки Мультипликационный рассказ по Ветхому Завету о создании Богом человека и истории Адама и Евы. ТК «Радость моя» Презентация Смарт. Раздаточный материал: Карточки с учебными заданиями | Фронтальная. • индивидуальная • парная • групповая | |||||||||||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||||||||||||||||||||||||
1этап. Создание атмосферы психологического комфорта. Учитель предлагает начать урок с того, чтобы забыть вчерашние обиды, улыбнуться друг другу. | |||||||||||||||||||||||||||
2этап. Самоопределение к деятельности | |||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Актуализация знаний | Планируемый результат | |||||||||||||||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь ребятам группы. | Учитель предлагает определить, о чём высказывание, и из какой главной книги, какой религии оно взято. Дети получают карточки с текстом.
Стремись к нему». (Библия, Новый Завет.) 2.«Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные. Это — наставление для тех, кто помнит». (Коран 11:114) 3. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро-злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!» (Танах. Йешайягу (Книга пророка Исаии) 4. «Отрешиться от всего зла, приумножать добро, очистить свой разум: вот совет всех Будд». (Типитака) Учащиеся работают в группах. Один представитель от группы выступает. Зачитывает высказывания. Определяет, что высказывание о добре и зле, называет священную книгу, из которой оно взято и религию. Учащиеся делают вывод о том, что тема добра и зла присуща всем религиям. Учитель обобщает ответы учащихся. Спрашивает о том, как называются эти слова в русском языке. | Личностные умения: - проявление интереса к изучению темы, - проявление желания помочь ребятам свое группы, - вспомнить изучаемые религии их священные книги, хранителей преданий. | |||||||||||||||||||||||||
3этап. Постановка учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||||
Формирование темы и задач урока | |||||||||||||||||||||||||||
Цели: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях. | Учитель вывешивает карточки со словами «добро», «зло» и названиями мировых религий: буддизм, ислам, христианство на доску. Ученики формулируют тему урока - «Добро и зло.» Определяют задачи урока. (Что такое добро и зло. Добро и зло в религиях: христианстве, иудаизме, буддизме, исламе.) Учитель предлагает учащимся поработать в парах по плану, в котором необходимо восстановить последовательность. Учитель сообщает, что на изучение этой темы запланировано два урока, поэтому понятия добра и зла в иудаизме, буддизме и исламе будут изучаться на следующем уроке. Учащиеся на листочках восстанавливают последовательность, а затем по одному человеку от группы выходят к доске и на слайде доски Смарт меняют последовательность пунктов.
| Познавательные умения: -овладение мыслительными действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением; -выстраивание последовательности событий. Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - выполнять корректировку учебного задания. Готовность и способность прилагать волевые усилия. Коммуникативные умения: - формировать речевые высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; взаимный контроль и взаимопомощь в сотрудничестве. Предметные умения - определять термины в речи и составлять с ними предложения. | |||||||||||||||||||||||||
4этап. Решение учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||||
Цель: - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - знание и принятие жизненных ценностей. Цель: Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. | 1. Учитель предлагает приступить к выполнению первого пункта плана и поработать в группах. Предлагает написать на листочках слова-ассоциации к слову добро, зло. Поразмышлять над тем, с каким цветом ассоциируется добро, а с каким зло. И какой поступок, считают добрым, какой - злым. Предполагаемые ответы детей. (Добро-справедливость, здоровье, милосердие, любовь, уважение...) Цвет-белый (объясняют выбор цвета) Приводят пример доброго поступка. Зло - грубость, зависть, разрушение, война, страдание, болезнь, горе, трусость… Цвет - чёрный. Приводят пример злого поступка. Одна из групп ищет толкование слов добро и зло в словаре Ожегова и Даля. Заслушиваются ответы детей. Они по очереди называют слова-ассоциации, другие группы не повторяют названные уже слова. Анализируются добрые и злые поступки. 2.Учитель предлагает перейти к следующему пункту плана. Учитель показывает шкатулку и предлагает ответить на вопрос: -Верите ли вы, что этот предмет связан с распространением зла в Древнем Египте? Как? (Дети высказывают своё мнение.) Учитель рассказывает о том, что Древние греки считают, что жила женщина по имени Пандора, и из любопытства она открыла ларец, из него в мир вырвалось зло. И с тех пор зло стало жить среди людей. Учитель предлагает послушать восточную притчу о двух волках. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. После прочтения притчи учитель задаёт вопросы: -Что сильнее в человеке добро или зло? (Они равны по силе). -Что же побеждает в человеке и почему? (Если человек старается делать добрые поступки, то побеждает добро; если совершает плохие поступки, то побеждает зло). Учитель сообщает о том, что народы Древнего Востока тоже считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром. 3.Учитель предлагает перейти к следующему пункту плана и Посмотреть Мультипликационный рассказ по Ветхому Завету о создании Богом человека и истории Адама и Евы. ТК «Радость моя». После просмотра мультфильма учащиеся отвечают на вопросы: -Какова была цель Бога при создании первых людей? (Человек будет управлять, беречь и возделывать его) -С какого дерева Адам и Ева не должны были срывать плоды? (С дерева познания добра и зла.) -Что сделал Бог с людьми за непослушание? (Мир стал жестоким, а человек смертным) -Так в христианстве произошло добро и зло. Физминутка А теперь, ребята, встать Учащиеся выполняют движения. 4.Учитель предлагает перейти к последнему пункту плана. Учитель сообщает о том, что в религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, организует заполнение первой строки таблицы, используя учебник на с. 25. Учащиеся записывают ответ в таблицу.
Учитель предлагает ответить на вопросы: -А в повседневной жизни, что мы считаем грехом? (Злые поступки) -А что называется грехопадением? (Первое нарушение заповеди). -А какую заповедь нарушили первые люди? (Они съели запретный плод) - Неужели, если человек совершил грех ему нет прощения? (Ответы детей) -А что делаете вы, если совершаете плохой поступок? (Просим прощения) -А, ведь, нередко человек просит прощение и не признаёт своей вины, то сможет ли он измениться к лучшему? Почему? (Не раскаялся) Учащиеся находят толкования слов «покаяние», «спасение» и записывают в таблицу.
Учитель предлагает прочитать притчу о блудном сыне и ответить на вопрос: Учащиеся читают притчу на стр. 26. И отвечают на вопрос: -Почему отец простил сына? (Сын раскаялся, признал свою вину, и поэтому отец простил его) Учитель предлагает разобрать значение ещё одного слова «воздаяние», используя материал учебника на стр. 27. Учащиеся читают: «Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдёт во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые или злые. Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом». Учитель предлагает ответить на вопрос: -Что же такое воздаяние, по мнению религии? Учитель выслушивает ответы детей, учащиеся записывают ответ в таблицу.
| Познавательные умения: - раскрыть значения понятий «грех», «грехопадение» «покаяние», «воздаяние» в христианстве; -основы рефлексивного чтения. Коммуникативные умения: - формировать высказывания , используя термины, -формировать умение работать в группе. Предметные умения: - составлять фразу- конструктор; - классифицировать понятия. Регулятивные умения: | |||||||||||||||||||||||||
5 этап. Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ самооценка ученика | Результат деятельности | |||||||||||||||||||||||||
Научит школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | Учитель предлагает ответить на вопросы: -Какие задачи мы ставили на уроке? (Знать, что такое добро и зло, как объясняют появление добра и зла в христианстве) -Решили ли мы поставленные задачи? Учитель сообщает о том, что они продолжат изучение данной темы на следующем уроке.
Ответьте на вопрос словами (да или нет) Вы хоть раз в жизни совершали плохой злой поступок?………… Раскаивались в совершённом поступке?……………….
Своей работой на уроке…..(доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что …. 6 этап. Итог урока Учитель читает стихотворение Влада Амелина «Добро». Ты твори по жизни лишь одно добро, Если сердце бьётся, всё внутри кипит Будет плодоносить, множиться добро Учитель желает детям совершать только добрые поступки, а если совершать плохие, то уметь признавать свою вину и становиться лучше. 7 этап. Домашнее задание Учитель предлагает учащимся найти примеры добрых и злых поступков в художественной литературе. | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.Материал урока может быть испол...
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....
Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"
Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"
Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".Класс: 4Учебник: Основы религиозных культу...