Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. На уроке используется как индивидуальная, так и групповая работа, применяются разные методы и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 457.82 КБ |
конспект урока | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввинами , т. е. учителями . МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ
Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы . ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ
Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – предводителям). МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА
Позднее во многих странах среди буддийских монахов особым почетом стали пользоваться ламы (от слова «высший») – авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой. БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА
Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно.. Мне непонятно… Я хотел бы узнать …
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 133
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Хранители предания в религиях мира
Урок по Основам религиозных культур и светской этике
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс, УМК «Школа России»
Подготовила: Евтушенко Э. А.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 133
Первая квалификационная категория
г. Санкт-Петербург
Тема урока: Хранители предания в религиях мира
Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей предания в религиях мира.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей преданий в религиях мира;
- Познакомить обучающихся с ключевыми понятиями урока;
- Создать условия для размышления обучающихся о роли мудрецов, учителей, наставников в жизни человека.
Ожидаемые результаты урока
- Учащиеся узнают: когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах.
- Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
- Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык. пропедевтика курса обществознания.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, презентация.
Основные термины и понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, умма, хафиз, имам, сангха, лама.
Виды деятельности: беседа, комментирование иллюстраций, устный рассказ, комментированное чтение, самостоятельная работа с текстом (заполнение таблицы), групповая работа.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка учебной задачи.
- Определение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
2. Объяснение нового материала.
3. Работа в группах.
1) Жрецы - первые хранители религиозных преданий и традиций.
2) Иудейские мудрецы.
3) Христианские священники.
4) Мусульманская община.
5) Буддийская община.
4. Работа с иллюстрациями в тексте.
- Контроль усвоения знаний.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
Ход урока.
- Организационный момент. (слайд 5)
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Добрый день! Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.
Девиз нашего урока: «Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает».
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
- Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания в форме экспресс – опроса.
- На прошлом уроке вы узнали о священных книгах религий мира. Давайте проверим, что вы запомнили. Поможет нам в этом «экспресс – опрос». Я буду произносить утверждения, если вы с ним согласны, то ставите «+», если нет- «-».
Экспресс – опрос.
Утверждения:
- Сначала учение самой древней религии мира- буддизма – передавалось из уст в уста.
- Священное писание христиан называется Тора.
- «Апокалипсис» - это учение о том, что ждёт человечество в будущем.
- Коран разделён на части, которые называются сурами.
- Библия – это священное писание и иудеев, и христиан.
- Все священные книги учат терпимости, любви к ближнему и несут только добро.
Взаимопроверка.
2. Постановка учебной задачи. (слайд 6)
- Как вы думаете, почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? (Предположения детей).
- Рассмотрите внимательно на слайде изображения людей и ответьте на вопросы:
-Что объединяет изображенных людей?
- Ребята, это хранители преданий в религиях мира.
- Как вы думаете, кто такой хранитель предания?
- Что может хранить этот человек?
(Учащиеся пытаются ответить на вопросы)
- Определение темы и цели урока. (слайд 7)
- Давайте попробуем определить, какая тема нашего урока?
- Что мы узнаем на уроке? (Кто такие хранители преданий? Как они называются в разных религиях).
- Сегодня на уроке мы и узнаем, кто это – хранители предания и что они «могут хранить» в религиях мира, когда появились хранители преданий, кто такие жрецы, какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины), что такое иерархия в христианской церкви, как организована мусульманская община, о буддистской сангхе и буддийских учителях (ламах).
- Изучение нового материала.
- Работа с текстом учебника (с.22) - чтение вступительной статьи. Краткая беседа с классом:
- Когда возникли хранители преданий?
- Что они хранят?
- Кто такие жрецы? (Ответы детей)
2. Рассказ учителя. (слайды 8-12)
Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, т. е. хранители, религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить.
В древности их называли жрецами, служителями. А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учёными, знахарями, прорицателями.
С течением времени преемником жрецов стало духовенство. Духовенство - профессиональные служители той или иной религии. Сегодня многие религии не приписывают жрецам и священнослужителям божественной силы, но их функции исполнителей культа сохраняются.
Жрец – прежде всего посредник. Балансируя на границе двух миров. Он одновременно представляет высшие силы перед людьми и людей перед высшими силами. Священнослужитель – толкователь божьих законов, хранитель культа и традиций. Он помогает людям, вознося богам хвалу, просьбы и дары верующих. Он вступается за них, регулирует отношения между живыми и мёртвыми.
Физкультминутка. (слайд 13)
3. Работа в группах.
— Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?
— Что бы ответить на этот вопрос, мы разобьёмся на 4 группы и продолжим знакомство со статьёй учебника на странице 22 – 23.
1 – «Мудрецы иудеев»
2 – «Христианские священнослужители»
3 – «Мусульманская община»
4 – Буддийская община»
План работы группы:
1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.
2. Определить хранителей предания в религии.
3. Заполнить соответствующую часть в таблице.
4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?
Презентация работы группы.
(Выступление групп по изученному материалу, заполнение всей таблицы.)
1 – «Мудрецы иудеев» (слайды 14-16)
2 – «Христианские священнослужители» (слайды 17-21)
3 – «Мусульманская община» (слайды 22-24)
4 – Буддийская община» (слайды 25-28)
Проверка заполнения таблицы (слайд 29)
- Работа с иллюстрациями в тексте.
Учебник (стр. 22)
– Кто такой раввин?
— Где он находится?
— Что у него в руках? (Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами.)
Учебник (стр. 23)
— Кто такой имам?
— Чем он занят?
— Кто такой епископ?
-На какой ступени иерархии он находится?
— О чём могут разговаривать, что обсуждать между собой хранители разных религий?
- Контроль усвоения знаний.
- Беседа с учащимися по вопросам.
· Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?
· Как назывались служители в древних религиях?
· Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?
· Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?
· Каких людей и почему особо почитают мусульмане?
· Что такое умма?
· Как называется буддийская община?
· Подумайте и скажите, что общего в деятельности священнослужителей, кроме соблюдения традиций и ритуалов?
V. Итог урока.
- Давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы поставленной цели? Аргументируйте свой ответ.
- Мы всегда должны с уважением относиться к людям разных религиозных взглядов. (слайды 30-31)
- Рефлексия. (слайд 32)
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно..
Мне непонятно…
Я хотел бы узнать …
- Домашнее задание. (слайд 33)
1. Рассказать своим близким о хранителях преданий в религиях мира.
2. Найти и предложить свои иллюстрации к тексту учебника или нарисовать самим.
3. Придумать три загадки по теме урока.
Литература:
1. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л. Беглов,
Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение , 2010.
2. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. В. Л. Чимитдоржиев
М.: Просвещение , 2010.
3. Основы исламской культуры. 4-5 классы. Д.И. Латышина , М. Ф .
Муртазин М.: Просвещение , 2010.
4. Основы православной культуры . 4-5 классы. А.В. Кураев. М.:
Просвещение , 2010.
5. Основы иудейской культуры . 4-5 классы. М.А. Членов, Г.А.
Миндрина, А. В. Глоцер М.: Просвещение , 2010.
6. Католицизм. Рашкова Р.Т. СПб.: Питер .2007.
7. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. СПб.: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный курс ОРСКЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Урок 1. "Россия - Родина моя".
Урок по ОРКСЭ посвящён России и её символам....
конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"
конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"
В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....