Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Евтушенко Элла Александровна

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. На уроке используется как индивидуальная, так и групповая работа, применяются разные методы и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку457.82 КБ
Файл конспект урока24.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА Подготовила: Евтушенко Элла Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 133 Первая квалификационная категория

Слайд 2

Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввинами , т. е. учителями . МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

Слайд 3

Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы . ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Слайд 4

Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – предводителям). МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

Слайд 5

Позднее во многих странах среди буддийских монахов особым почетом стали пользоваться ламы (от слова «высший») – авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой. БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

Слайд 6

Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно.. Мне непонятно… Я хотел бы узнать …



Предварительный просмотр:

        

ГБОУ СОШ № 133

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Хранители предания в религиях мира

Урок по Основам религиозных культур и светской этике

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

 4 класс, УМК «Школа России»

Подготовила: Евтушенко Э. А.

          учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 133

Первая квалификационная категория

г. Санкт-Петербург

Тема урока: Хранители предания в религиях мира

Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей предания в религиях мира.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей преданий в религиях мира;
  • Познакомить обучающихся с ключевыми понятиями урока;
  • Создать условия для размышления обучающихся о роли мудрецов, учителей, наставников в жизни человека.

Ожидаемые результаты урока

  • Учащиеся узнают: когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах.
  • Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
  • Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык. пропедевтика курса обществознания.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, презентация.

Основные термины и понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, умма, хафиз, имам, сангха, лама.

Виды деятельности: беседа, комментирование иллюстраций, устный рассказ, комментированное чтение, самостоятельная работа с текстом   (заполнение таблицы), групповая работа.

План урока:

 I.        Организационный момент.

II.        Актуализация знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Определение темы и цели урока.

          III.        Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

2. Объяснение нового материала.

3. Работа в группах.

1) Жрецы - первые хранители религиозных преданий и традиций.

2) Иудейские мудрецы.

3) Христианские священники.

4) Мусульманская община.

5) Буддийская община.

4. Работа с иллюстрациями в тексте.

  1. Контроль усвоения знаний.
  2. Итог урока.
  3.     Рефлексия.
  4. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд 5)

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Добрый день! Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

    Девиз нашего урока: «Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает».

    Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

  1. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания в форме экспресс – опроса.

- На прошлом уроке вы узнали о священных книгах религий мира. Давайте проверим, что вы запомнили. Поможет нам в этом «экспресс – опрос». Я буду произносить утверждения, если вы с ним согласны, то ставите «+», если нет- «-».

Экспресс – опрос.

Утверждения:

- Сначала учение самой древней религии мира- буддизма – передавалось из уст в уста.

 - Священное писание христиан называется Тора.

 - «Апокалипсис» - это учение о том, что ждёт человечество в будущем.

 - Коран разделён на части, которые называются сурами.

 - Библия – это священное писание и иудеев, и христиан.

- Все священные книги учат терпимости, любви к ближнему и несут только добро.

Взаимопроверка.

2. Постановка учебной задачи. (слайд 6)

- Как вы думаете, почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? (Предположения детей).

- Рассмотрите внимательно на слайде изображения людей и ответьте на вопросы:

-Что объединяет изображенных людей?

- Ребята, это хранители преданий в религиях мира.

- Как вы думаете, кто такой хранитель предания?

- Что может хранить этот человек?

(Учащиеся пытаются ответить на вопросы)

  1. Определение темы и цели урока. (слайд 7)

- Давайте попробуем определить, какая тема нашего урока?

- Что мы узнаем на уроке? (Кто такие хранители преданий? Как они называются в разных религиях).

- Сегодня на уроке мы и узнаем, кто это – хранители предания и что они «могут хранить» в религиях мира, когда появились хранители преданий, кто такие жрецы, какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины), что такое иерархия в христианской церкви, как организована мусульманская община, о буддистской сангхе и буддийских учителях (ламах).

  1. Изучение нового материала.

  1. Работа с текстом учебника (с.22) - чтение вступительной статьи. Краткая беседа с классом:

- Когда возникли хранители преданий?

- Что они хранят?

 - Кто такие жрецы?  (Ответы детей)

2. Рассказ учителя. (слайды 8-12)

 

 Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, т. е. хранители, религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить.

В древности их называли жрецами, служителями. А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учёными, знахарями, прорицателями.

С течением времени преемником жрецов стало духовенство. Духовенство - профессиональные служители той или иной религии. Сегодня многие религии не приписывают жрецам и священнослужителям божественной силы, но их функции исполнителей культа сохраняются.

Жрец – прежде всего посредник. Балансируя на границе двух миров. Он одновременно представляет высшие силы перед людьми и людей перед высшими силами. Священнослужитель – толкователь божьих законов, хранитель культа и традиций. Он помогает людям, вознося богам хвалу, просьбы и дары верующих. Он вступается за них, регулирует отношения между живыми и мёртвыми.

 Физкультминутка. (слайд 13)

3. Работа в группах.

— Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

— Что бы ответить на этот вопрос, мы разобьёмся на 4 группы и продолжим знакомство со статьёй учебника на странице 22 – 23.

1 – «Мудрецы иудеев»

2 – «Христианские священнослужители»

3 – «Мусульманская община»

4 – Буддийская община»

План работы группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице.

4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?

Презентация работы группы.

(Выступление групп по изученному материалу, заполнение всей таблицы.)

1 – «Мудрецы иудеев» (слайды 14-16)

2 – «Христианские священнослужители» (слайды 17-21)

3 – «Мусульманская община» (слайды 22-24)

4 – Буддийская община» (слайды 25-28)

Проверка заполнения таблицы (слайд 29)

  1. Работа с иллюстрациями в тексте.

Учебник (стр. 22)

– Кто такой раввин?

— Где он находится?

 — Что у него в руках? (Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами.)

Учебник (стр. 23)

— Кто такой имам?

— Чем он занят?

— Кто такой епископ?

-На какой ступени иерархии он находится?

— О чём могут разговаривать, что обсуждать между собой хранители разных религий?

  1. Контроль усвоения знаний.

  1. Беседа с учащимися по вопросам.

· Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

· Как назывались служители в древних религиях?

· Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

· Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

· Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

· Что такое умма?

· Как называется буддийская община?

· Подумайте и скажите, что общего в деятельности священнослужителей, кроме соблюдения традиций и ритуалов?

V.  Итог урока.

- Давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы поставленной цели? Аргументируйте свой ответ.

- Мы всегда должны с уважением относиться к людям разных религиозных взглядов. (слайды 30-31)

  1. Рефлексия. (слайд 32)

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно..

Мне непонятно…

Я хотел бы узнать …

  1. Домашнее задание. (слайд 33)

1. Рассказать своим близким о хранителях преданий в религиях мира.

2. Найти и предложить свои иллюстрации к тексту учебника или нарисовать самим.

3. Придумать три загадки по теме урока.

Литература:

1. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л. Беглов,

Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение , 2010.

2. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. В. Л. Чимитдоржиев

М.: Просвещение , 2010.

3. Основы исламской культуры. 4-5 классы. Д.И. Латышина , М. Ф .

Муртазин М.: Просвещение , 2010.

4. Основы православной культуры . 4-5 классы. А.В. Кураев. М.:

Просвещение , 2010.

5. Основы иудейской культуры . 4-5 классы. М.А. Членов, Г.А.

Миндрина, А. В. Глоцер М.: Просвещение , 2010.

6. Католицизм. Рашкова Р.Т. СПб.: Питер .2007.

7. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. СПб.: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....