Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
методическая разработка (4 класс) на тему
Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.
Материал урока может быть использован и для классного часа о Родине в 3-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Россия – наша Родина
Цель: Создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.
Задачи:
формировать у детей образ родной страны;
создать условия для ощущения радости и гордости от того, что мы родились и живём в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории;
развивать коммуникативные навыки;
способствовать сплочению коллектива.
Основные термины и понятия: Родина, Отечество, патриот, традиции, духовные ценности.
Ход урока
Организация класса
- Вы начинаете изучать новый предмет – «Основы мировых религиозных культур». Каковы ваши прогнозы, что вы ждёте от этого нового для вас курса? Нашим помощником будет учебное пособие (показ). А ещё вашими помощниками будут книги, фильмы, картины и, конечно, ваши родные, родители, дедушки и бабушки.
Формулировка темы и целеполагание
- Я хочу начать наш урок со стихотворения. Послушайте его и попробуйте сами сформулировать тему урока.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья, −
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
А в лесу смородина –
Это тоже Родина!
- Как по-вашему, какова будет тема сегодняшнего урока? (Предположения детей)
Слайд 1. Запись темы в тетрадь
Слайд 2
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как велика и прекрасна наша Родина – Россия, узнаем, кто такие патриоты, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и духовные ценности.
Изучение нового
- Что вы представляете себе, когда слышите слово «Родина»? (Ответы детей)
- И это лишь немногое из того, что можно назвать этим большим и ёмким словом. Родина! Это слово с детства знает каждый. Как ещё можно назвать Родину? (Отечество, Отчизна, отчий край, матушка Россия).
Слайд 3. Запись синонимов в тетрадь
Отечеством мы её зовём потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Матерью мы называем Родину потому, что она вспоила и вскормила нас, научила своему языку. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Родина - это вся необъятная страна с её лесами и полями, морями и реками, городами и сёлами.
- Какие родственные слова вы можете подобрать к слову «Родина»? (родители, родные, родился…) Какой общий корень у этих слов? Слайды 4-5 |
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Слайд 6. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся)
- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Что означает слово «столица»? Давайте найдём Москву на карте. (Показ) Слайд 7
- Кто является главой нашего государства? Что является символами государства? У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн. Подробнее о них мы поговорим на первом уроке окружающего мира.
Слайды 8 – 9
Сколько знаменитых людей взрастила наша страна! Это и Александр Сергеевич Пушкин, и Пётр Ильич Чайковский, и Александр Васильевич Суворов, и много-много других великих людей.
Работа в парах. Соотнести имена людей с их родом деятельности.
Сергей Александрович Есенин | • | • | композитор | |
Георгий Константинович Жуков | • | • | учёный | |
Виктор Михайлович Васнецов | • | • | писатель | |
Михаил Иванович Глинка | • | • | поэт | |
Михаил Васильевич Ломоносов | • | • | художник | |
Павел Петрович Бажов | • | • | полководец |
Самопроверка со слайдов (10-15)
- Чем знамениты эти люди? Они прославились своей деятельностью. Одни внесли огромный вклад в развитие науки и искусства, а другие достойно защищали нашу Родину.
- Как называют человека, преданного своему народу, любящего своё Отечество, совершающего подвиги во имя интересов Отчизны?
Патриот - человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. | Запись в тетрадь со слайда 16 |
Игра «Подбери слово» (каждой букве подобрать слово, ассоциирующееся со словом «патриот»)
П – подвиг, преданность
А – армия
Т – терпение
Р – Родина
И – история
О – Отечество
Т – трудолюбие
- Какое качество прежде всего присуще человеку-патриоту? (Любовь к Родине)
Слайд 17. На фоне музыки заранее подготовленные ученики читают стихотворение
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь!
- Это были стихи русского поэта Сергея Васильева. Да, широка и велика наша Россия! Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Слайды 18-22. Россия – единое многонациональное государство. Много народов живёт в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Но все мы составляем единую дружную семью. Все народы объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. Что же нас объединяет? ( Предположения детей)
- Нас объединяет единая Родина. Общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.
Слайд 23. Ценности – это то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, и др. – всё это ценности. Ценности − это правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы.
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые − поздравлять родных и близких с днём рождения, отмечать праздники и др.
Слайд 24. Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Слайд 25. Подберём антонимы
- Что выбрать? По какому пути пойти?
Итог урока
− Что вы расскажете членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
− Что такое традиции?
− Что такое духовные традиции?
− Какого человека называют духовным?
Просмотр видеоролика «Россия, мы дети твои»
Домашнее задание
Найти и записать в тетрадь несколько пословиц о Родине.
Прочитать статью учебника на стр. 4 – 5, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....
Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур)
Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур). Данную беседу можно использовать на родительских собраниях...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"
Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".Класс: 4Учебник: Основы религиозных культу...