Урок по теме "Дружба" в 4 классе на ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бурова Ирина Михайловна

Данный урок бинарный был проведен в рамках преемственности с основной школой совместно с учителем русского языка и литературы. Является интегрированным с русским языком, литературоу, историей. Была использована технология проектной деятельности. К разработке урока прилагается презентация с свмоанализом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент
  2. Притча

В одной далёкой стране жили два друга.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили?

- Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.

- Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!"

Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что существует настоящая …

- Как вы считаете. Какое слово правитель произнёс последним?

- (Дружба)

- Именно о дружбе пойдет сегодня речь на уроке

- А что мы хотим узнать о дружбе?

2. Работа со словарями и интернетом (определение слова «Дружба»)

- Где мы можем узнать определение, что такое дружба? (В словаре, учебнике, интернете, спросить у родных и знакомых)

3. Работа с проектами

- Давайте вспомним ваш исследовательский проект по теме «Дружба» и расскажем, какое определение этому понятию дали ваши родители.

 ( Дети по одному представителю от группы выходят и зачитывают определение понятию «дружба»)

  1. Синквейн на тему «Дружба»

- Ребята, охарактеризуйте сами понятие дружба, составив синквейн.

Дружба

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Слово-вывод

 (Показ на документ-камере. Вывешиваем синквейны на доску)

- Молодцы! Действительно настоящая дружба….

И это понятие существует на протяжении многих веков. Именно поэтому народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и изречения. В них вы можете найти советы на все случаи жизни. Много пословиц и поговорок посвящены дружеским отношениям.

  1. Пословицы

  1. Дружба и братство дороже богатства. (Русская пословица.)
  2. Дружбой дорожи, забыть не спеши. (Русская пословица.)
  3. Друзья познаются в беде. (Русская пословица.)
  4. Последний чай — другу наливай. (Туркменская пословица.)
  5. Дорога к дому друга не бывает длинной. (Голландская пословица.)
  6. Друг рядом лучше, чем два или три далеко. (Немецкая пословица.)
  7. Взаимное доверие — основа дружбы. (Китайская пословица.)
  8. Лучше выслушать упрёки друзей, чем потерять последних. (Арабская пословица.)

- У вас на столе бумажные куклы: девочки и мальчики. На платьице девочки написаны начало пословиц о дружбе. Из группы мальчиков нужно выбрать того, на чьём костюме продолжение этих пословиц.

(по окончании работы один из пары выходит к доске зачитывает пословицы и вывешивает)

- На что похоже то сооружение, которое появилось на доске? (Мост)

- Среди пословиц найдите однокоренное слову «дружба» (Друг)

  1. Ромашка

- А каким, на ваш взгляд должен быть настоящий друг? Напишите качества настоящего друга на лепестках ромашки. (Собираем ромашку на доске)

  1. Ситуации.

Вы писали контрольную работу. Прозвенел звонок. Ты сдал тетрадь и подошёл к товарищу, который продолжает решать работу на перемене. Ты диктуешь ему решение. Дружеский это поступок или нет?

Ребята работали в команде. Капитаном команды был Сергей. Оценивая работу одноклассников в своей группе, он поставил «Отлично» всем, в том числе и своему другу Вадиму, который на самом деле не принимал активного участия в работе. Дружеский это поступок или нет?

Являются ли друзьями Том Сойер и Гекльберри Финн? Объясните почему?

Вспомните рассказ Льва Толстого «Лев и собачка» Можно ли назвать друзьями этих животных?

Таня и Света идут по улице. Начинается дождь. Зонт есть только у Тани. Они накрываются одним зонтом. При этом у Тани намокает левое плечо. У Светы –правое. По дружески ли поступила Таня? Может быть стоило не намокнуть хотя бы одной?

- Дружба бывает разная, дружат взрослые, взрослый и ребёнок, сверстники. Но бывает и необычная дружба. Могут дружить человек и животное или 2 животных.

  1. Самооценка.

-0 чем мы говорили  сегодня  на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о дружбе и друзьях) Каждый подумайте и решите, всегда ли вы поступаете как настоящий друг или вам нужно ещё поработать над своим характером, чтобы  стать хорошим другом. Если да, поместите свой мячик в зелёную корзину, если не уверены – то в красную.

  1. Итог.

-Надеемся, что сегодняшний урок заставил вас задуматься, какие качества надо воспитать в себе, чтобы с тобой хотелось дружить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Дружба» 10.12.2015 Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика»)

Слайд 2

Тип урока: урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: дадут определение понятиям «дружба и друг»,повторят части речи, будут развивать умение составлять предложения и делать вывод (обобщать), умение анализировать высказывания окружающих людей. Личностные результаты: сформируют положительное отношение к мнению окружающих людей, которое заставит задуматься о том, как выбрать настоящего друга, и какими нравственными ценностями надо овладеть, чтобы самому стать верным другом. Предметные результаты: будут учиться формулировать вопросы, брать интервью в ходе исследовательского проекта, искать в различных источниках (толковых словарях, интернете) понятие «дружба», анализировать это понятие, используя свой знания по русскому языку, и как нравственную ценность, основываясь на свой личный опыт и опыт своих родных, героев литературных произведений и народную мудрость.

Слайд 3

Формирование УУД ( метапредметные результаты): Регулятивные: умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности; прогнозирование, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция Познавательные: логические (работа с информацией, изложенной в притче, толковых словарях, интернете, карточках с пословицами, с ситуациями, – анализ), умение составлять синквейн , постановка и решение проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнеров, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Слайд 4

Постановка учебной задачи, темы урока Притча Анализ Формулировка темы урока

Слайд 5

Открытие нового знания Поиск информации в словаре и интернете Презентация исследовательского проекта Составление синквейна на тему «Дружба» (части речи, составление предложения, формулировка вывода)

Слайд 6

Первичное закрепление Составление пословиц и моста дружбы (народная мудрость, логические связи, вариативность, однокоренные слова) Ромашка (личностные результаты) Проблемные ситуации (логика, вариативность, самооценка, литература)

Слайд 7

Итог урока Самооценка (рефлексия)

Слайд 8

На уроке использовались следующие методы: - по источнику передачи содержания: словесный, наглядный, практический, - по организации и осуществлению деятельности : мотивация, контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. - по характеру деятельности : проблемно-поисковый метод Формирование ИКТ компетентности проходило за счёт работы с интерактивной доской, документ камерой, работой с компьютером, интернетом. На уроке применялись технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, деятельностного и игрового обучения. Способ обучения личностно – ориентированный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"...

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ,

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") по теме "Паломничества и святыни"....

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?»

Конспект урока в  4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?». Презентация....

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Гордость и гордыня"

задачи: познакомить с понятиями гордость и гордыня; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; воспитыва...

урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Альтруизм и эгоизм"

урок помогает раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм»  осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями....