Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Морозова Ольга Сергеевна

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Православные традиции и семейные ценности.

Цель урока: углубление представлений учащихся о православных традициях и семейных ценностях.

Задачи урока:

  1. Актуализация знаний учащихся о семье и семейных традициях.
  2. Знакомство с православными семейными традициями.
  3. Знакомство с сюжетом жития святых Петра и Февронии Муромских.
  4. Развитие представлений о нравственных и духовных ценностях.
  5. Развитие представлений о православных ценностях.
  6. Совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.
  7. Обогащение лексического запаса учащихся.
  8. Совершенствование навыков самостоятельной и коллективной работы, формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
  9. Развитие умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию.
  10. Развитие интереса к изучению предмета.

Оборудование: Презентация, карточки с названиями семейных ценностей, аудиозапись притчи «Возвращение блудного сына»,  листы с напечатанными семейными притчами. Магнитная доска, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение из презентации:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Фронтальный опрос:

  • О чем это стихотворение? (о семье)
  • Как Вы думаете, зачем люди создают семью?
  • Кто входит в Вашу семью?
  • Как Вы думаете, что такое семья, согласно православной культуре?

Учитель дополняет рассказ детей:

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению.  Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Учитель: Как вы понимаете пословицу: «За общим столом и еда вкуснее»? (учащиеся высказывают свое мнение). Эта пословица можно отнести к семейным традициям. Во многих семьях поддерживают традиции и обычаи. Прежде всего выясним, что же означает слово «традиция». Это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.

  • Какие традиции есть в Ваших семьях? (Рассказ учащихся).
  • Какие православные семейные традиции Вы можете назвать? (совместное посещение богослужений, соблюдение постов, помощь больным людям и т.д.)
  • А вот какое стихотворение придумала ученица 7 класса о православных семейных традиция. Учитель читает, обсуждение с детьми, как они это понимают:

В каждом семействе традиции есть,

Как сохранить ум, совесть и честь!

Нас учат в грязь лицом не упасть,

Достойно прожить и не пропасть!

Нам запрещают завидовать, красть,

Не нужно правду бояться и лгать,

Чтить возраст и старость не обижать!

Обидчику всё возвращается вспять!

Внимательно слушать, а также прощать,

И всем нужно просто понять -

Эти, безусловно, мудрые советы

Взяты из библейского завета!

  1. Постановка проблемы.

На доске вывешены карточки с семейными ценностями: МИЛОСЕРДИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, МУДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОТА, ТРУДОЛЮБИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ДОВЕРИЕ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ДРУЖБА.

Учащиеся разбиваются на пары. Каждая пара выбирает карточку и объясняет, почему данная ценность важна для семьи. Из карточек на доске складывается дом: фундамент, стены, крыша.

  • С каким словом у Вас ассоциируется слово «семья»? (Дом).

Учитель: В православной культуре тоже есть семейные ценности. Вы назовете их, после того как я расскажу Вам о жизни святых Петре и Февронии Муромских.

  1. Решение проблемы.

Рассказ учителя, демонстрация презентации:

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. На муромский престол Петр вступил в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто его не мог излечить В сонном видении князю было открыто, что ему поможет дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой под Рязанью. Когда Петр увидел Февроню, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила Петра и вышла за него замуж. Но гордые бояре не захотели принимать княгиню из простого народа и потребовали, чтобы Петр отпустил ее. Петр отказался, и супругов изгнали из города. Вскоре Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал вернуть Петра и Февронию. Вернувшись в город, супруги прославились своим благочестием и милосердием. Свою любовь они пронесли через всю жизнь. Умерли в один день, и после того, как их положили в разные места, они чудесным образом оказались в одном гробу – так их и похоронили.

  • Скажите, какими же основными семейными ценностями благоверные супруги Петр и Феврония обладали? (милосердие, благочестие, любовь, терпение, преданность и т.д.)
  • Давайте посмотрим, состоит ли из этих ценностей наш дом?
  • Какие еще семейные ценности есть в православной семье мы узнаем, прочитав притчи. Учащиеся читают притчи, называют ценности.

Семейное счастье.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Хлебец с маслом.

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

Притча об отце и сыне.

Согрешил сын перед отцом. Но потом в своем грехе искренне раскаялся. Только вот отец никак не хотел его простить, хотя был человеком набожным: и храм посещал, бедным помогал. Сколько ни пытался сын с отцом примириться - все напрасно.

Переоделся тогда сын нищим, постучался в отцовскую дверь и просит:

- Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба.

Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:

- А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?

И отец его простил.

Последняя притча об очень важной христианской ценности – прощении. Давай те послушаем еще одну притчу «Возвращение блудного сына». Учитель включает аудиозапись, учащиеся внимательно слушают. Далее рассматривают репродукцию картины и отвечают на вопросы учителя:

  • Что изображено на картине?
  • Найдите детали, которые свидетельствуют от испытаниях, которые перенес сын.
  • Какие чувства отца и сына изобразил художник?
  • По каким признакам вы понимаете, что отец простил сына и готов с ним помириться?
  • Почему же отец прости сына?

  1. Рефлекия.
  • Какие же ценности значимы в православной семье?
  • Какие традиции есть в православной семье?

  1. Домашнее задание: провести исследование и ответить на вопрос, почему семью называют маленькой церковью.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Православные традиции и семейные ценности. 4 класс

Слайд 2

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.

Слайд 3

В каждом семействе традиции есть, Как сохранить ум, совесть и честь! Нас учат в грязь лицом не упасть, Достойно прожить и не пропасть! Нам запрещают завидовать, красть, Не нужно правду бояться и лгать, Чтить возраст и старость не обижать! Обидчику всё возвращается вспять! Внимательно слушать, а также прощать, И всем нужно просто понять - Эти, безусловно, мудрые советы Взяты из библейского завета!

Слайд 4

СВЯТЫЕ ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

Слайд 5

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА

Слайд 6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СЕМЬЯ – МАЛЕНЬКАЯ ЦЕРКОВЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"

На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

ОРКСЭ модуль Православная культура "Православный храм"

Первый урок по теме "Православный храм" при изучении модуля "Православная культура" в 4 классе...

Модуль " Основы православной культуры": " Православный храм", 1 четверть.

Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы  Православной культуры"...

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности".

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности"....

Технологическая карта урока: "Православные традиции и семейные ценности. Семья-малая церковь"

Цель этого урока: показать значимость семьи в жизни человека., углубить представление учащихся о традициях и семейных ценностях православной семьи.На этом уроке учитель формирует осознанное отношение ...