урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
урок помогает раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм» осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_altruizm.docx | 353.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова И.В.
учитель начальных классов
МОУ Гимназии №1
г.Лыткарино,
Московской области
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 4
Тема урока: Хочешь изменить мир – начни с себя. Альтруизм и эгоизм
«Хороший человек тот,
кто делает большие и благородные дела,
даже если он при этом рискует всем»
Плутарх
Цель: Раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм», и осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями.
Задачи:
Образовательные:
1) Сформулировать понятия «альтруизм» и «эгоизм», конкретизировать понятия через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;
2) Показать отличительные особенности альтруистических и эгоистических поступков.
3) Совершенствовать умения и навыки устной речи.
Развивающие:
1) Дать возможность учащимся выразить свою точку зрения к данным понятиям.
2)Развивать анализировать, обобщать, решать проблемные ситуации, делать выводы.
3) Развивать устную речь
Воспитательные:
1)Воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относиться друг к другу.
2)Воспитывать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет, уважая своих оппонентов.
2)Развивать умения работать в группах.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, фрагменты мультфильмов: «Чучело-мяучело», «Голубой слоненок», видеоряд «Если добрый ты».
План урока:
- Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
- Актуализация знаний.
- Сообщение целей и задач урока.
- Работа с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» на примере притчи.
- Работа с понятием «разумный эгоизм».
- Самостоятельная работа в группах.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
(Фрагмент мультфильма «Чучело-мяучело»)
Давайте вспомним, недавно мы с вами изучали такое понятие как «добро».
- Что же такое добро?
Ответы детей.
- Актуализация знаний.
(Фрагмент мультфильма «Голубой слоненок»)
- А знаете ли вы, какое понятие отражает совершение бескорыстных поступков человеком ради блага других людей?
Ответы детей.
Это альтруизм. Слышали ли вы это слово ранее?
Где, при каких обстоятельствах оно употреблялось?
- Сообщение целей и задач урока.
Тема урока: «Альтруизм и эгоизм». (Слайд №1)
Ребята, а как же вы понимаете два этих понятия?
- Что такое эгоизм?
- Что такое альтруизм?
- Каких людей считают эгоистами?
- Каких людей считают альтруистами?
- Приведите примеры эгоизма и альтруизма среди людей (можно литературных героев).
Ответы детей.
Давайте обратимся к определению понятий, дополните предложение:
(Слайд №3)
Альтруизм – это …
Эгоизм – это …
Работа с иллюстрациями. (Слайд №3)
Посмотрите внимательно на экран, вам представлено 6 фотографий.
Подумайте и определите, на каких из них изображены эгоистические поступки, на каких альтруистические.
Ответы детей:
(1,4,6 – альтруизм, 2,3,5 – эгоизм)
4. Работа с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» на примере притчи. (Слайд №4)
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Зачем ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Вопросы к притче: (Слайд №5)
- Кто герои этой притчи?
- Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
- Как объяснил причину своего поступка один из детей?
- Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились », - характеризуют людей?
- Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
- «Каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень». Как ты понимаешь значение этих слов?
Ответы детей.
Мы с вами уже выяснили, что эгоизм – это стремление к удовлетворению личных потребностей. Наверно каждый встречался с проявлением эгоизма.
Как же разобраться с таким понятием как «альтруизм»?
В словаре синонимов русского языка слова альтруизм и альтруист имеют ряд близких по значению слов: (Слайд №6)
Бескорыстие – это отсутствие стремления получить материальную выгоду.
Бессребреник – это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение.
Человеколюбие – это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему.
О недостатках эгоистического поведения мы можем сказать точно, что это отсутствие помощи ближнему, заботы о ближнем, и просто окружающих людях, самовлюбленность.
Скажите, могут ли быть недостатки в альтруистическом поведении?
В чем они могут проявляться?
Альтруист заботится о всех окружающих его людях, но иногда излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближнего».
5. Работа с понятием «разумный эгоизм».
Ребята, сейчас я вам приведу ситуацию из вашей школьной жизни, а вы подумайте, как можно охарактеризовать действия, о которых здесь говорится. (Слайд №7)
В 6а классе есть отличница Яна. Она всегда хорошо и добросовестно выполняется все задания учителя. Рядом с ней за партой сидит Влад, который не всегда готовится к урокам и часто просит Яну дать ему списать домашнее задание. Яна несколько раз позволила Владу списать, но потом сказала, что не даст больше пользоваться своей тетрадью. Влад расстроился, а Яна в свою очередь предложила Владу готовить домашнее задание вместе, с тем, чтобы он сам усвоил материал.
(Слайд №8)
- Как охарактеризуете поведение Яны?
- Какой поступок она совершила? Альтруистический или эгоистический?
- Почему вы так считаете?
Ответы детей.
Да, действительно здесь проявляется эгоистическое поведение: Яна не дала тетрадь Владу, но в то же время и альтруистическое: предложила помощь в подготовке домашнего задания. Такое поведение ребята, где стремление удовлетворить свои интересы сталкивается со стремлением к общему благу, называется разумным эгоизмом.
(Слайд №9)
Разумный эгоизм – преследуя собственные интересы, исполнять нравственные требования и содействовать всеобщему благу.
Приведите, пожалуйста, примеры разумного эгоизма. (Примеры детей)
Молодцы ребята, но кроме разумного, существует еще и крайний эгоизм, когда человек не только не замечает никого кроме себя, но когда он начинает пренебрежительно относиться к окружающим его людям, к правам людей. Этого допускать ни в коем случае нельзя.
- Самостоятельная работа в группах.
1 группа. Выбрать из приведенных ответов на вопросы правильный ответ.
- Что означает призыв «не будь эгоистом»?
Не думай обо всех, думай о себе
Помоги ближнему
Думай об интересах других
Не помогай случайному человеку
- Каким может быть эгоизм?
Долгим и быстрым
Большим и маленьким
Крайним и разумным
Сознательным и несознательным
- Что может быть недостатком альтруизма?
Забвение родных
Отказ от помощи людям
Помощь незнакомому человеку
Невнимание к близким
- Что значит быть альтруистом?
Тратить свои силы на добрые дела
Сочувствовать чужому горю
Потратить свободный день на помощь нуждающимся
Все ответы верны
2 группа. Вам предоставляется рассказ.
О каком поступке здесь идет речь, альтруистическом или эгоистическом?
Как вы это поняли?
В чем он проявился этот поступок?
Когда случается беда, человек отдает свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя. В одном из сел в Красноярском крае начался пожар. В одном из горевших домов находились дети, которых родители оставили без присмотра. Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда…страшно подумать, что могло бы произойти с детьми, если бы пламя и дым, который валил из дома, не увидел соседский парнишка. Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашел под кроватью мальчика. Вызвал пожарных и скорую помощь. Малышей с сильными ожогами доставили в Центральную районную больницу.
3 группа. Выполнить задания.
1.Вставьте пропущенное слово.
Бескорыстные действия, направленные на благо другого человека или общества называются … (альтруизм)
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов и в ущерб интересам общества ил и других людей называются …(эгоизм)
2.Распределите высказывания на две группы: в одну – те, где речь ведется об альтруизме, в другую – говорящие об эгоизме.
Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.
Мальчик не поделился подаренными конфетами.
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседу.
Одноклассник не передал домашнее задание.
3.Укажите высказывание, в котором говорится о проявлении крайнего эгоизма.
Проявление заботы о себе.
Неуважение к другим людям.
Пренебрежение правами других людей.
Высокое самомнение.
Удовлетворение своих интересов.
Проверка самостоятельной работы по группам. Заслушиваются ответы.
7. Подведение итогов.
- Какого же человека можно назвать альтруистом?
Ответы детей.
- Всегда ли альтруизм бескорыстен?
Ответы детей.
- Ребята, а согласитесь ли вы со мной, что проявление разумного эгоизма является добродетелью, проявлением добра. Что разумный эгоизм находится между двух крайностей: эгоизмом и альтруизмом?
Ответы детей.
- Обоснуйте свой ответ.
(Слайд №10)
Вывод: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо, не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом».
8.Рефлексия.
Вырасти колосок «Бескорыстных дел»
Дети встают в круг, учитель вкладывает в ладонь каждому ребенку «зернышко» и предлагает вырастить на следующий урок свой колосок «бескорыстных дел».
9. Домашнее задание. Обратится к русским сказкам. Выбрать героев, которые совершали альтруистические поступки, и определить в чем они заключались.
Видеоряд: «Если добрый ты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"
Конспект урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...
Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".
Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт формирование личностных, метапредметных, предм...
Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"
Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным...
Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"
Урок -презентация по теме.Модуль ОРКСЭ - "Основы светской этики"...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему: "Альтруизм и эгоизм" 4 класс.
Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащие...
Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".
Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...