Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ,
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") по теме "Паломничества и святыни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОРКСЭ в 4 В классе на тему:« Паломничества и святыни»
Цель урока: формирование духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов.
Задачи урока:
– познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира;
– воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
– развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи; какие святыни являются главными для верующих людей.
Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, изображения святынь, презентация.
Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба, накхор.
Ход урока
I этап. Вводный.
- Организация деятельности учащихся. Слайд №1-3. (Мотивационный момент).
- Наш урок сегодня мы начнём с индийской пословицы : «Дорогу осилит идущий» (прочитывают на слайде).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если идти к своей заветной мечте, преодолевая все трудности, преграды, то в конце – концов, придёшь, осилишь свой путь).
- Только ли относительно пути, дороги применима эта пословица? (Нет. Её можно применить к любой деятельности, постижению чего-то нового, неизведанного.)
- Чему учит эта пословица? (Выслушиваются ответы детей).
- Эта пословица учит не бояться трудностей, неудач, ошибок и падений, ведь благодаря трудностям мы становимся сильнее, благодаря ошибкам можем отыскать истину, а благодаря неудачам и падениям – стать выносливее.
- Я желаю вам верить своему сердцу и идти за своей мечтой, даже если она вам кажется недостижимой и нереальной, и если кажется, что пути дальше нет. Помните, от вас зависит, чем обернётся ваша мечта – сказкой или реальностью!
– Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, узнаем новое, совершим путешествия по святым местам. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение.
-Что особенно заинтересовало вас, когда я рассказала о том, чем мы будем заниматься на уроке? (Совершим путешествие).
- Почему? (Всегда узнаем что-то новое, интересное).
- Как вы думаете, при изучении курса «Мировые религии», куда мы можем отправиться в путешествие? (В разные страны, где люди исповедуют разные религии). (Слайд 4).
-Но чтобы узнать что-то новое в этом путешествии, мы должны вспомнить то, что уже знаем.
2. Повторение изученного материала (работа в группах).
Учитель каждой группе раздает конверты с изученными понятиями, терминами.
1)- Соединить слова на листочках из конверта с определениями, которые находятся на партах.
2)-Разместить эти термины на доске в соответствии с разными религиозными культурами.
(Дети проводят соответствие между терминами и определениями и помещают на доску эти названия в соответствии с религиозной культурой).
-Группы справились с заданиями, поэтому мы можем отправиться в путешествие.
3) Слайд №5. Для путешествия необходимы билеты, поэтому нам нужна турфирма. Получим билеты и в путь. (раздаются билеты).
II этап. Основной.
- Введение в тему урока.
1)- Ребята, пока мы совершаем перелёт на самолёте, послушаем стихотворение, которое поможет определить тему сегодняшнего урока-путешествия. (Читает ученик)
Паломник.
Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов,
И рядом ангел-заступник
И жажда прощенья грехов.
Идёт он в святые места
Чтоб Божью познать благодать,
Зовёт туда сердца мечта,
Не всякому просто понять.
Приложится путник к иконе,
В источник святой окунётся,
Придёт время, вспомнит о доме,
И вновь в дальний путь соберётся.
Паломник, в земном мире грешном,
Найдёшь ты заветный свой путь,
Душевный покой безмятежный,
И многих вещей мудрых суть.
(С.Крутиков)
2) - О ком это стихотворение?(О человеке, который идёт в святые места, о паломнике). Так кто же такой паломник? (Верующий человек, который по зову своего сердца стремится попасть в какое –то святое место).
- Можем мы сказать, что он тоже совершал путешествие, стремясь попасть к святым местам? Какова была цель его путешествия? Каким путём он добивался осуществление своей мечты? Тяжело ему было добираться до своей цели, но преодолевая все трудности, он всё-таки доходил до этих святых мест.
3) - Теперь давайте вместе дадим определение слову «паломничество». У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Какова же будет тема нашего урока? Запишем её в тетради.
Тема урока: Паломничества и святыни. ( Слайд № 6 )
– На уроке вы узнаете: какие паломничества совершают верующие люди, что такое реликвии и мощи, поговорим о главных святынях и реликвиях.
2. Изучение нового материала.
– Давайте сравним наше получившееся определение слова “паломничество” с определением на слайде.Слайд №7
Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
(Запись определения в тетрадь).
Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
– Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам.
У каждого народа есть своя святыня, которой он поклоняется - реликвия.
– Что такое реликвии? Слайд № 8
Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. (Запись определения в тетрадь.)
- Итак, начиная наше путешествие, проверим, какое настроение у вас? Ведь в путешествии всегда должно быть прекрасное солнечное настроение! (Карточки – солнце, солнце и туча, туча с дождём).
3.Работа в группах. Угадывание религии по какой – либо подсказке.
(Учащиеся выбирают на листе изображение храма, принадлежащего той или иной религии. В зависимости от этого распределяются по группам).
Задание: каждой группе подготовить «Экскурсию» по главным святыням мировых религий.
Группе выдаётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии:
1 группа – о христианстве,
2 группа – об исламе,
3 группа – об иудаизме,
4 группа – о буддизме.
- Откройте учебник с. 58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану.
План рассказа.
1.Религия (название).
2. Святыни (главные для данной религии).
3. Местоположение (где находятся эти святыни).
4. Рассказы учащихся.
1 группа Христианство Слайд №9
Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Вифлеем, Гефсиманский сад
В христианстве паломничество возникло на самом раннем этапе его истории.
Вся территория Иерусалима носит название Святой земли.
Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня.
Но понятие святыни распространялось также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места, например,
Гробница Богородицы
Гефсиманский сад.
До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос.(Слайд №11).
Учитель( дополнение)
Слайд № 12
Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.
-Что такое мощи? Слайд № 13
Мощи – это останки тел умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Дмитрий Солунский) Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам.
Слайд № 14 В России есть всемирно известные места паломничеств. Одно из них – село Себино Тульской области, где находились мощи святой Матроны Московской, в 1998 году мощи перенесены в Покровский монастырь. (Слайд №15).
– В Москве есть известные места паломничества и святыни.
Храм Христа Спасителя – это храм-памятник победе в Отечественной войне 1812года построен в 1837–82г. В 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 годах. Храм – крупнейший в Русской Церкви.
Покровский женский монастырь у Покровской заставы – одна из достопримечательностей града Москвы. С 1998 года в обители почивают мощи всероссийской святой – блаженной старицы Матроны Московской. Поклониться святыне ежедневно приезжают тысячи людей со всего мира.
Слайд № 16. Казанский собор получил своё название в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он почитается как воинский храм православной Москвы – “щита и меча” всей России и всего христианского мира.
2 группа Ислам Слайд № 17.
Паломничество в исламе: храм Кааба в Мекке, мечеть Пророка в Медине.
Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж. В определенное время в священной Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.
Слайд № 18 Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааба.
Слайд № 19 Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего.
Слайд № 20 После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад.
Учитель (дополнение)
Слайд № 21 Гробница Мухаммада располагается в Мечети пророка в Медине- другом священном месте для мусульман. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра). Слайд № 22
3 группа Иудаизм Слайд №23
Паломничество в иудаизме: Стена Плача, Храмовая Гора в городе Иерусалиме
Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм.
Слайд № 24 В иудаизме Западная Стена почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Стена плача носит такое название, поскольку иудеи приходят к ней оплакивать свой разрушенный храм и молятся богу о его восстановлении.
Слайд № 25 Совершаются личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.
Увидеть возле Стены молящихся можно в любое время суток.
Учитель (дополнения) Слайд № 26
Храмовая гора — священное место трёх авраамических религий. Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака.
4 группа Буддизм Слайд № 27
Паломничество в буддизме: Бодхгая в Индии
Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни:
место, где он родился (Непал), Слайд № 28
получил просветление (Бодхгая, Индия), Слайд № 29
прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, Индия) Слайд № 30
и ушел из этого мира храм Зуба Будды (Кушинагара, Индия). Слайд № 31
Учитель (дополнение) Слайд № 32
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места.
Но в целом паломничества в буддизме играют меньшую роль, чем в других религиях.
Физминутка.(Слайд №33)
III этап. Заключительный.
1. Закрепление.
– Вот и закончилось наше путешествие. Сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны, что нового узнали на уроке.
1) Отгадывание святынь мировых религий по видеосюжетам («Хадж», «Стена плача», «В храме Гроба Господня», «Большой Будда в Китае»). (Слайд №34)
2) Назвать и распределить Места паломничества и святыни. (Слайд №35).
Православная культура | Исламская культура | Буддийская культура | Иудейская Культура |
На доску добавляются изученные названия святых мест, в соответствии с религиозной культурой.
2. Рефлексия. (Слайд №36)
1)- На слайде выбери фразу, которая тебе больше понравилась и закончи её:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Урок дал мне для жизни…
2) – Проверим наше настроение в конце путешествия. Поднимите сигнальные карточки.(солнце, солнце-туча, туча с дождем).
- В заключении подумайте и ответьте, а вы хотели бы совершить паломничество к какой – либо святыне? С какой целью?
3. Домашнее задание.
– Подготовьте рассказ об одной из святынь любой религии.
Выполнить рисунок святыни, которая показалась вам наиболее интересной (по желанию).
Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.
Урок окончен, спасибо за работу. (Слайд №37).
Литература:
1. Беглова А.Л.. «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010.
2. Зашихин Е. С. «На государственной дороге». Екатеринбург: И Д «Сократ». 2000
3. Сахаров А.Н. «История религии». Москва. «Русское слово». Екатеринбург. «Форум-книга». 2007
4. Тишкова В.А. «Книга для учителя». Москва. «Просвещение».
СТУПЫ
НИРВАНА
ТИПИТАКА
БИБЛИЯ
ТОРА
ЕВАНГЕЛИЕ
КОРАН
НАМАЗ
ЗАКЯТ
МАНТРА
СИНАГОГА
АЛТАРЬ
МИНАРЕТ
АРАБЕСКА
СЕМИСВЕЧНИК
МАНДАЛА
ИКОНА
ФРЕСКИ
КАЛЛИГРАФИЯ
ПАГОДА
ТАИНСТВА
Специальные сооружения, в которых содержался прах Бога в одной из религий.
Вечное и великое освобождение от страданий, состояние непроходящего покоя и удовлетворённости.
Священное писание в одной из религий.
Священная книга верующих.
(Благая весть) – часть Библии, рассказывающая о жизни Иисуса Христа.
Священное писание верующих (прямая речь Бога, обращенная к людям).
Пять молитв в день верующего.
Очистительная милостыня в период важного праздника в одной из религий.
Молитва, не обращенная к Богу, направленная на сознание человека, выведение его из зависимости от всего суетного.
Главное священное здание для иудеев.
Главное священное место в храме.
Специальная башня, с которой верующих призывают на молитву.
Сложный орнамент, состоящий из бесконечно повторяющихся геометрических фигур, узоров.
Светильник в храме, важная святыня одной из религий.
«Священный круг» - символический вид Вселенной в одной из религий.
Изображение Бога и Святых в одной из религий.
Росписи стен в храмах в одной из религий.
Вид искусства, представляющий собой красиво записанные фразы священного писания в одной из религий.
Высокое многоярусное строение, являющееся священным зданием одной из религий.
Особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Богу, почувствовать его присутствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики
Урок №1 по Основам светской этикитема "Россия - наша Родина"учебник издательства Просвещение...
Конспект урока "Этикет" по курсу ОРКСЭ
Цель урока познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать а...
Конспект урока №2 по курсу ОРКСЭ, модуль ОПК , 4 класс
Курс ОРКСЭМодуль «Основы Православной культуры».Тема. Культура и религия.4 класс...
Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)
Данный конспект поможет провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....
Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Семейные праздники"
Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные праздники" в 4 классе....
Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы Гударева И.В.....
Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...