урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Гордость и гордыня"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
задачи: познакомить с понятиями гордость и гордыня; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gordost.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Светская этика.
учебник: М. Т. Студеникин
«Основы светской этики» 4 класс
Тема урока: Гордость и гордыня.
ЗАДАЧИ: Воспитывать порядочность и скромность, развивать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
ЦЕЛИ: Познакомить с понятиями гордость и гордыня. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- На доске таблички с различными понятиями.
- Знакомы ли вам эти понятия? (Вежливость, дружба, честность, искренность, альтруизм.)
- Что обозначают эти слова? (Дети высказывают свои мнения)
- Я предлагаю вспомнить ещё некоторые понятия, но работать теперь вы будете группой. Задание - соединить слово со значением.
- Над значением, каких слов мы уже работали? (Добро, зло, порядочность, человечность)
- Проверим, правильно ли вы вспомнили значение этих понятий. (СЛАЙД №1)
- Какие слова оказались новыми? (Гордость и гордыня)
4. Сообщение темы и целей урока.
- Назовите тему урока. (Гордость и гордыня) (СЛАЙД №2)
5. Работа по теме урока.
- Ребята, напишите на листочках всё, что вы знаете о гордости и гордыни. (Дети пишут)
Фронтальная работа.
- Ребята, вот что нам хочет сказать автор учебника Михаил Тимофеевич Студеникин о гордости. Прочитаем. (Дети читают текст стр. 70)
- Сделайте пометки значками: «V»- уже знал, «+» - новое для меня, «-» думал по-другому, «?»- не понял, есть вопросы.(Значки дети ставят по ходу чтения на полях простым карандашом)
- Расскажите друг другу, что вы узнали из этого текста.
- О чём вы думали по-другому.
- С какими сведениями вы не согласны.
- Какие у вас возникли вопросы по ходу чтения.
- Ребята, что же такое гордость?
- Чем можно гордиться? (Дети высказывают своё мнение) (СЛАЙД №3,№4)
- Выполним задание в учебнике. (Стр.75-77)
- Читаем по абзацам.
- Ваши впечатления от прочитанного.
- О чём говорится в тексте?
- Что вы узнали о М. И. Кутузове? (СЛАЙД №5)
- Чем мы ещё можем гордиться? (Победой в 1812 году, русским народом)
- Ваши товарищи подготовили сообщение о наших знаменитых земляках, послушаем эти сообщения (Сообщения о графе Чернышеве А.И., Сафонове Ф.Г., Фуфурине Н.А.)
- Что же такое ГОРДОСТЬ?
ГОРДОСТЬ - чувство удовлетворения от чего-либо, сознания успехов в чём-либо.
Физминутка
6. Продолжение работы
- Ребята, а чем вы можете гордиться в вашей повседневной жизни?(Своими успехами в учёбе, трудолюбием)
ГОРДОСТЬ - чувство собственного достоинства, самоуважение.(СЛАЙД №7)
7.Чтение рассказа
- Ребята, я очень люблю рассказы В. Осеевой. Послушайте произведение В. Осеевой «Сыновья» (СЛАЙД №8)
- Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
- Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях?
- Изменились ли они после слов старика?
- Что значит быть хорошим сыном?
- Кем по вашему можно по настоящему гордиться? (Кто доказал свою способность делать добрые дела и совершать хорошие поступки)
Вывод: Гордость надо заслужить.
8. Продолжение работы.
- Предлагаю посмотреть мультфильм и потом обсудить его.
- Что произошло с богатырём? (Он слишком загордился, им обуяла гордыня)
- К чему привела гордыня богатыря? (К разрушению города и гибели людей)
- Что оказалось созидательной силой? (Любовь, добро)
- Какие слова вам запомнились?
- А есть ли опасность для вас заболеть гордыней?
9. Работа с учебником
- Давайте узнаем, как же считает автор учебника. Прочитайте. Стр. 71. (Дети читают, ставят значки на полях простым карандашом)
- Что вам показалось знакомым?
- Какую новую информацию вы нашли в тексте?
- С какими сведениями вы не согласны?
- Это тоже гордость? (Зазнайство, гордыня)
- Что такое гордыня?
Ребята, ГОРДЫНЯ – это гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной. (СЛАЙД №9)
У гордыни есть другие имена.
Тщеславие - важничанье, считает себя лучше других, переоценивает себя и не видит достоинства других.
Заносчивость - это высокомерие.
Самодовольство - полный довольства, любование самим собой.
10. Притча
Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока уйди с дороги.
Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».
И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.
А где же Гордость? Что же с нею стало?
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?
С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных,
Не попирала нравственных основ.
Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала,
И укрощала собственное «я».
Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.
...Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
Но не одна – в плену мечтаний топких,
И так высокомерно говорит:
«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!
Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.
Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».
11 . Ну вот мы с вами и выяснили, что такое гордость и гордыня.
Стадия «Рефлексия»
- Вернёмся к 1 заданию.
- Все ли правильно соединили слово со значением.
- Что такое гордость?
- А гордыня?
12. Итог урока.
- Сейчас, на основе того, о чём мы с вами сегодня говорили, я попрошу вас написать на лепестках, лежащих у вас на парте, пожелания своим друзьям, близким, а может быть себе или мне.
- СПАСИБО ЗА УРОК!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть
Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Гордость и гордыня", программа М.Т.Студеникина
Данная презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по программе М.Т.Студенкина "Гордость и гордыня"...
Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".
Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Гордость и гордыня»(4 класс) УМК "Начальная инновационная школа"
Цель урока: формирование представлений о значении понятий гордость и гордыня, их различии, значимости понятий в жизни, в истории России.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: гордос...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ, "Гордость и гордыня",2 класс
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:Задачи урока:...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Гордость и гордыня" (4 класс)
Цель урока: формирование у младшего школьника мотиваций для понимания значения понятий гордость и гордыняЗадачи урокаДидактические:иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, чело...
Презентация по ОРКСЭ в классе по теме "Гордость и гордыня"
Презентация по ОРКСЭ в классе по теме "Гордость и гордыня"...