Урок по православной культуре " Зачем творить добро"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
– формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли человека в мире и обществе;
– воспитывать осознанную общегражданскую и личную ответственность человека за свои поступки, за вверенный ему мир;
– способствовать освоению христианского представления о мире, социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации; знания об устройстве общества и общественных нормах; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; пониманию роли религии и этики в жизни человека и общества;
– привлечь внимание к нравственно-социальным проблемам современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области
Лундина Галина Викторовна
учитель начальных классов
Номинация: «Лучший урок (занятие) по основам православной культуры (основам духовно-нравственной культуры народов России) для общеобразовательного учреждения»
Тема и номер урока : «Зачем творить добро», № 21
Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.: «Просвещение» 2014 г.
Дополнительная литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах», М: «Философская книга» 2014 г.;
- А. Лопатина, М. Скребцова «Мудрость на каждый день», М: «Философская книга» 2014 г.;
- А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука добрых качеств», М: «Философская книга» 2014 г.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
– знакомство учащихся с христианскими взглядами и отношением к добру и злу,
– создание условий для получения учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни.
Задачи:
– формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли человека в мире и обществе;
– воспитывать осознанную общегражданскую и личную ответственность человека за свои поступки, за вверенный ему мир;
– способствовать освоению христианского представления о мире, социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации; знания об устройстве общества и общественных нормах; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; пониманию роли религии и этики в жизни человека и общества;
– привлечь внимание к нравственно-социальным проблемам современного мира.
Понятия урока: самоотверженность, святой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивать личную ответственность за принятые решения и совершенные поступки;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии, демонстрируя корректное поведение в случае разногласий;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература,
экология.
Основа работы (технология, формы, методы, приёмы): проблемное обучение, работа в группах, в парах, дискуссия-диалог, игровые технологии, исследовательская работа с текстом, тестирование.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку (Microsoft PowerPoint);
- раздаточный материал – карточки;
- фоторяд;
- видеосюжеты;
- доска;
- учебник, тетрадь.
План урока с хронометражем
1.Этап мотивации к учебной деятельности. (1-2 мин)
2.Этап актуализации и пробного учебного действия (1-2мин)
3.Этап выявления места и причины затруднения
4.Этап построения проекта выхода из затруднения ( 10 мин)
- Притча о добре и зле (чтение)
- Обсуждение (работа в группах)
5.Этап реализации построенного проекта. (10 мин)
- Работа с текстом учебника
- Работа с понятийным аппаратом
6.Физминутка (2 мин)
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин)
Дифференцированная самостоятельная работа
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Рефлексия ( 5 мин)
Домашнее задание ( 1-2 мин)
Ход урока.
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями .
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подведение к проблемному вопросу
Учитель: - Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с одного древнекитайского изречения.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.
Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки».
Учитель:- А вы знаете, что такое добро? ( Высказывают свои суждения по вопросу учителя)
-Известный русский историк Василий Осипович Ключевский так выразил своё мнение:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
3.Этап выявления места и причины затруднения
Ребята, как вам кажется, что же важнее: делать добро или не делать зла?
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Учитель:- Я вам предлагаю прочесть одну притчу.
«Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо. В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они не будут такими, как раньше»
Учитель:- Я вам предлагаю обсудить эту притчу. Поработаем в группах
Правила работы в группе
1.Будь вежлив с товарищем в группе
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание
-Почему наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя?
-Почему так много дырочек осталось на воротах?
-О чём эта Притча?
(Дети: О добре.)
Вывод:
-Когда ты с кем-то ругаешься или говоришь ему плохие вещи, то оставляешь раны как те, что на воротах.
Учитель. Итак, какова тема нашего урока?
(Дети: -Зачем творить добро?)
-Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.
Подводит к точной формулировке и предлагает записать тему урока в тетрадь.
Что такое добро и зло.
Зачем творить добро?
-Для чего нам нужно понять, что важнее: делать добро или не делать зла?
(Стремимся к самосовершенствованию, чистоте души, помыслов; стараемся заботиться о ближних).
В нашем исследовании нам помогут:
-Фоторяд
-Словарь
-Притча
-Видеотека
-Учебник
5.Этап реализации построенного проекта
1. Работа с фоторядом
После ответов учащихся учитель вывешивает на доске ряд фотографий.
Предлагает сгруппировать фотографии:
1 группа – добрые деяния
2 группа – зло
Задает вопрос: Сумели ли мы ответить на вопрос: «Что важнее: делать добро или не делать зло?»
Может нам поможет прийти к верному ответу информация из словаря?
Предлагает найти этому предположению подтверждение в толковом словаре Ожегова.
2. Работа со словарём
Открытие нового знания
Что такое добро?
«Добро – нечто хорошее, полезное, положительное, противоположное злу». «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Что такое зло?
«Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру».
«Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий».
3. Работа с таблицей
На доске прикреплены слова, которые нужно поместить в таблицу.
Проверяет заполнение
4. Работа с притчей «Два волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
5. Дискуссия-диалог
Задаёт вопросы:
– Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
– Бывает ли человек только добрым или только злым?
6.«Видеотека»
1 группа:
видеосюжет
«Стакан молока»
2 группа:
видеосюжет
«Окно»
Работа в группах
(см. приложение – видеосюжеты, тексты)
Каждой группе предлагает просмотреть ролик и подготовить ответы на вопросы к нему. Далее работа по видеосюжетам
7.«Мозговой штурм» (Получают по 2 вопроса в каждую группу для анализа и обсуждения. Слушают друг друга, рассуждают)
Вопросы 1 группе:
– Нужно ли делать добро только тогда, когда тебя об этом попросят?
– Нужно ли ждать (требовать) чего-то взамен после своего доброго поступка?
Вопросы 2 группе:
– Бывает ли так, что бездействие может привести к злу?
– Какую ответственность несёт человек за свои поступки?
6.Физминутка (Выполняют упражнения по образцу)
«Дорогою добра»
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1. Исследовательская работа с текстом
Работа по учебнику:
Подводит к точной теме урока: мы изучаем христианское отношение к миру, а значит, остановимся на отношениях христианина к понятиям добра и зла.
1. Организует знакомство с Легендой о Петре (стр. 68-69) (Читают тексты, осмысливают прочитанное, анализируют по предложенному плану, делают выводы.)
2. Ввод понятий(Осмысливают понятия, записывают определения в тетрадь.)
«самоотверженность», «святой».
Самоотверженность – стремление меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
Святой – добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (возможно со взаимооценкой)
1. Дифференцированная самостоятельная работа
Организует работу над пословицами по карточкам (дифференцированы, текст представлен ниже):
- На парте у каждого карточка с пословицами. Выбери наиболее понятную для тебя и объясни смысл пословицы. Самостоятельно работают по карточкам.
Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся
Регулирует защиту ответов, взаимооценку.
Пословицы:
1 вариант:
За добро не жди добра.
Жизнь дана на добрые дела.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Доброе дело без награды не остаётся.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
2 вариант:
Доброта без разума пуста.
Добрые умирают, а дела их живут.
На добрый привет – добрый и ответ.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Живи для людей, поживут люди для тебя
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Доброе дело настоящее, если делается:
- по принципу «ты мне – я тебе» или
бескорыстно?
- ради получения денег, славы или незаметно для других?
- чтобы гордиться собой или не ради себя, а ради Бога?
- потому что заставили или из любви к ближнему?
Задает вопрос:
– С чем человек предстанет перед Господом?
Пожелание от учителя:
Отдай миру лучшее, что есть в тебе –
и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.
Рефлексия
– Что мы сегодня повторили?
– Что узнали нового?
– Что смогли понять?
– Что поразило, удивило?
– Что понравилось?
Домашнее задание
Направляет на поиск информации:
1. Найдите стихи, пословицы о добре и зле.
2. Соберите материал для коллажа «Лучики доброты» (фотографии, рисунки).
2. Прочитайте притчу о царе и дикаре на стр. 69 учебника.( Записывают задание в дневник.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...
Урок по предмету Основы православной культуры Зачем творить добро
Конспект урока по предмету Основы православной культурыТема: «Зачем творить добро?Учитель: Титова Елена Николаевна...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....
Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...