Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".
Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: Зачем творить добро?
Пушкина
Валентина Никитична
учитель начальных классов
МОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10 г. с УИОП
Урок на тему: «Зачем творить добро?»
Твори добро, ведь мы погрязли в «зла удушья» без дум, что кто-то это должен сделать за тебя.
Не обольщайся, - жизнь не скоро станет лучше, «плыть нелегко в неласковых пучинах бытия».
Твори добро, не жди оваций «шквала» в прессе. И прочих дивидендов, ты за добро не соберёшь.
Добру «от сердца», - претят «шумих процессы», а в памяти людской добро вовеки не «сотрёшь».
Повсюду «море дыр», что век ещё не залатаешь. есть те, кто в нищете трущоб до старости живут.
Пускай помог тому, которого пока ещё не знаешь, добро, тепло, в сердцах себе пристанище найдут.
Цель урока
Помочь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции; формирование понимания того, что творить добро – духовная радость
Задачи в области формирования УУД
-познавательные- умение выделять существенную информацию из различных источников;
-регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока;
-коммуникативные - выражать свои мысли, соответствующие возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.
Виды деятельности
Беседа, самостоятельная работа, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия
Самоотверженность, духовная радость
Словарик к уроку
- Самоотверженность — положительное качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других
Средства наглядности
Репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница», Караваджо «Мучения Петра»)
Основные вопросы урока
- Как подражают Христу?
- Чему радуются святые?
Ход урока:
1. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания
- Какие доводы могут убедить людей творить добро?
- Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»?
- Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
- Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
- Как на этот вопрос отвечают христиане?
- Золотое правило этики» – сформулируй его
- «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
- Как может выглядеть добро? (проверка домашнего задания – памятник Доброму человеку).
2. Обсуждение иллюстраций и краткой истории апостола Петра и Андрея Первозванного.
Показаны иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию с памятником Андрею Первозванному в Киеве.
Обсуждение картин и статьи учебника может быть продолжено по следующим вопросам.
- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
- Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
- Что ты знаешь о преследованиях христиан
- Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис? Почему это выражение вошло во все языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения?
- Что такое самоотвержение? Встречали ли вы самоотверженных людей? Можно ли деятельность каждого апостола (подвижника) назвать самоотвержением?
Самоотвержение – это качество личности, требующее подчинения собственных желаний желаниям других людей.
3. Выяснение значения словосочетания «духовная радость».
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смогли помочь ближнему, преодолели собственные страхи, слабости? (ответы детей).
- В христианстве это называют духовной радостью. Ваша душа «радуется», совершенной работой, добрым делом.
- Представьте, что было бы, если бы люди отказались совершать добрые дела? (ответы детей).
- Добро – это? Продолжите фразу… По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Можно добрый поступок назвать подвигом? Вспомните, подвиг – это движение от чего? (ответы детей). Значит добрый человек – какой?
- Подберите однокоренные слова к слову «добро» (работа в тетрадях):
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Доброхот - доброжелатель.
Добряк - добрый человек.
- Соберите пословицы и объясните их значение.
Добро помни, а | Пожнешь |
Что посеешь, то и | Зло забывай |
За добро | Добра не делает никому |
Худо тому, кто | Добром плати |
- Наш народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.
В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
- Прослушайте притчу. (читает, рассказывает подготовленный ученик).
Творить добро
Однажды к Мастеру пришёл ученик.
— Учитель, могу ли я учиться у тебя?
— Моё учение — жизнь, которую я веду. Научись быть довольным своей жизнью.
— Если всё есть Свет, то откуда берётся тьма?
— Тьма — это невежественный Свет.
— Если у меня есть возможность делать добро, стоит ли делать его?
— Да, твори добро в меру своих сил.
— Но у меня также есть возможность совершать зло. Могу ли я совершать его?
— Это дело твоей совести.
- Почему на вопрос ученика учитель дал такой ответ?
- Послушайте отрывок из рассказа американского писателя О. Генри «Последний лист».
«Двенадцать, — произнесла она, и немного погодя: — одиннадцать, — а потом: — «десять» и «девять», а потом: — «восемь» и «семь» — почти одновременно.
Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплёл до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.
— Что там такое, милая? — спросила Сью.
— Шесть, — едва слышно ответила Джонси. — Теперь они облетают гораздо быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и ещё один полетел. Теперь осталось только пять.
— Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.
— Листьев. На плюще. Когда упадёт последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?
Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист. (О.Генри « Последний лист»)
- Какие качества проявил художник?
4. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Зачем творить добро?
- Задание 1.
- Ответь на вопросы.
- 1. Можно ли выразить свою благодарность человеку, которого нет рядом?
- 2. Подумай, как ты можешь выразить свою благодарность родителям?
Учителям? _____________________________________________________- Богу? _____________________________________________________
- Задание 2.
- Один из самых известных русских святых – Серафим Саровский говорил своим ученикам: «Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О каком спасении идет речь? Как ты понимаешь эти слова?
- - “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).
- - “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).
- - “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).
- - “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).
- - “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).
- - Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
5. Подведение итогов.
- Вспомните и назовите «Золотое правило».
- Что такое добро? Самоотверженность?
- Как вы понимаете выражение « духовная радость»? - А теперь, я хотела, чтобы вы прослушали песню композитора В. Мигуля «Спешите делать добрые дела». Прослушать стихотворение «Добро творить, спеши мой друг».
6. Домашнее задание.
Подберите стихотворения, посвященные добрым людям, делам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-172557-1357462760.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162570-1355247964.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/25/picture-375216-1685032208.jpg)
Конспект метапредметного занятия на тему "Зачем надо учиться"
Вид УУДЛичностностные УУДКласс1Тема занятия«Зачем надо учиться?»Цели учителяорганизовать усвоение знания функций учебной деятельности; создать условия для понимания (принятия) необходимости и це...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-530467-1416416465.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-99668-1577951895.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/15/picture-1093494-1544825439.jpg)
конспект урока по ОРКСЭ -зачем творить добро?
Краткая аннотация работы Данная разработка представляет собой конспект урока учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-1373135-1639915413.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших."
Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших", целью которого является донести детям основу учения Иисуса Христа: любовь к Богу и к ближнему....