Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".
Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_zachem_tvorit_dobro.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: Зачем творить добро?
Пушкина
Валентина Никитична
учитель начальных классов
МОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10 г. с УИОП
Урок на тему: «Зачем творить добро?»
Твори добро, ведь мы погрязли в «зла удушья» без дум, что кто-то это должен сделать за тебя.
Не обольщайся, - жизнь не скоро станет лучше, «плыть нелегко в неласковых пучинах бытия».
Твори добро, не жди оваций «шквала» в прессе. И прочих дивидендов, ты за добро не соберёшь.
Добру «от сердца», - претят «шумих процессы», а в памяти людской добро вовеки не «сотрёшь».
Повсюду «море дыр», что век ещё не залатаешь. есть те, кто в нищете трущоб до старости живут.
Пускай помог тому, которого пока ещё не знаешь, добро, тепло, в сердцах себе пристанище найдут.
Цель урока
Помочь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции; формирование понимания того, что творить добро – духовная радость
Задачи в области формирования УУД
-познавательные- умение выделять существенную информацию из различных источников;
-регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока;
-коммуникативные - выражать свои мысли, соответствующие возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.
Виды деятельности
Беседа, самостоятельная работа, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия
Самоотверженность, духовная радость
Словарик к уроку
- Самоотверженность — положительное качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других
Средства наглядности
Репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница», Караваджо «Мучения Петра»)
Основные вопросы урока
- Как подражают Христу?
- Чему радуются святые?
Ход урока:
1. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания
- Какие доводы могут убедить людей творить добро?
- Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»?
- Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
- Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
- Как на этот вопрос отвечают христиане?
- Золотое правило этики» – сформулируй его
- «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
- Как может выглядеть добро? (проверка домашнего задания – памятник Доброму человеку).
2. Обсуждение иллюстраций и краткой истории апостола Петра и Андрея Первозванного.
Показаны иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию с памятником Андрею Первозванному в Киеве.
Обсуждение картин и статьи учебника может быть продолжено по следующим вопросам.
- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
- Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
- Что ты знаешь о преследованиях христиан
- Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис? Почему это выражение вошло во все языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения?
- Что такое самоотвержение? Встречали ли вы самоотверженных людей? Можно ли деятельность каждого апостола (подвижника) назвать самоотвержением?
Самоотвержение – это качество личности, требующее подчинения собственных желаний желаниям других людей.
3. Выяснение значения словосочетания «духовная радость».
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смогли помочь ближнему, преодолели собственные страхи, слабости? (ответы детей).
- В христианстве это называют духовной радостью. Ваша душа «радуется», совершенной работой, добрым делом.
- Представьте, что было бы, если бы люди отказались совершать добрые дела? (ответы детей).
- Добро – это? Продолжите фразу… По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Можно добрый поступок назвать подвигом? Вспомните, подвиг – это движение от чего? (ответы детей). Значит добрый человек – какой?
- Подберите однокоренные слова к слову «добро» (работа в тетрадях):
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Доброхот - доброжелатель.
Добряк - добрый человек.
- Соберите пословицы и объясните их значение.
Добро помни, а | Пожнешь |
Что посеешь, то и | Зло забывай |
За добро | Добра не делает никому |
Худо тому, кто | Добром плати |
- Наш народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.
В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
- Прослушайте притчу. (читает, рассказывает подготовленный ученик).
Творить добро
Однажды к Мастеру пришёл ученик.
— Учитель, могу ли я учиться у тебя?
— Моё учение — жизнь, которую я веду. Научись быть довольным своей жизнью.
— Если всё есть Свет, то откуда берётся тьма?
— Тьма — это невежественный Свет.
— Если у меня есть возможность делать добро, стоит ли делать его?
— Да, твори добро в меру своих сил.
— Но у меня также есть возможность совершать зло. Могу ли я совершать его?
— Это дело твоей совести.
- Почему на вопрос ученика учитель дал такой ответ?
- Послушайте отрывок из рассказа американского писателя О. Генри «Последний лист».
«Двенадцать, — произнесла она, и немного погодя: — одиннадцать, — а потом: — «десять» и «девять», а потом: — «восемь» и «семь» — почти одновременно.
Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплёл до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.
— Что там такое, милая? — спросила Сью.
— Шесть, — едва слышно ответила Джонси. — Теперь они облетают гораздо быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и ещё один полетел. Теперь осталось только пять.
— Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.
— Листьев. На плюще. Когда упадёт последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?
Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист. (О.Генри « Последний лист»)
- Какие качества проявил художник?
4. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Зачем творить добро?
- Задание 1.
- Ответь на вопросы.
- 1. Можно ли выразить свою благодарность человеку, которого нет рядом?
- 2. Подумай, как ты можешь выразить свою благодарность родителям?
Учителям? _____________________________________________________- Богу? _____________________________________________________
- Задание 2.
- Один из самых известных русских святых – Серафим Саровский говорил своим ученикам: «Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О каком спасении идет речь? Как ты понимаешь эти слова?
- - “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).
- - “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).
- - “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).
- - “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).
- - “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).
- - Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
5. Подведение итогов.
- Вспомните и назовите «Золотое правило».
- Что такое добро? Самоотверженность?
- Как вы понимаете выражение « духовная радость»? - А теперь, я хотела, чтобы вы прослушали песню композитора В. Мигуля «Спешите делать добрые дела». Прослушать стихотворение «Добро творить, спеши мой друг».
6. Домашнее задание.
Подберите стихотворения, посвященные добрым людям, делам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
Конспект метапредметного занятия на тему "Зачем надо учиться"
Вид УУДЛичностностные УУДКласс1Тема занятия«Зачем надо учиться?»Цели учителяорганизовать усвоение знания функций учебной деятельности; создать условия для понимания (принятия) необходимости и це...
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
конспект урока по ОРКСЭ -зачем творить добро?
Краткая аннотация работы Данная разработка представляет собой конспект урока учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культу...
Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших."
Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших", целью которого является донести детям основу учения Иисуса Христа: любовь к Богу и к ближнему....