Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_tvorit_dobro.doc | 638.5 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Основы православной культуры Класс: 4
Базовый учебник: А.В.Кураев « Основы православной культуры»
Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока:
- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра,
- сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем , делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться
Тип урока: урок открытия нового знания
Необходимое оборудование: презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши,
иллюстрация деревьев, фломастеры, текст эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.
Критерии достижения цели урока: положительный настрой учащихся на работу, активное участие в обсуждении, вопросы от учащихся,
проявление эмоций.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация | Приветствие детей. - Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Слово - это серьёзное, Главное, важное, То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. И оно поважней, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец доброта! - О каком качестве пойдёт речь? - Да, сегодня мы будем говорить о доброте. (озвучивание темы урока) | Предположения учащихся. | Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД:понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Целеполагание | - Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. - Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта…Добро…Что же это такое? Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти непростые вопросы: - Что делает человека добрым и злым? - Зачем творить добро? (Слайд 1) - Нужно ли сегодня самоотвержение? - Каким человеком вы бы хотели видеть себя? Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Учащиеся высказывают своё мнение. Формируют учебную задачу Определяют цели урока | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
3 | Открытие новых знаний | Как вы думаете, что такое добро? -А как много слов образовано от слова добро! - Подберите и запишите однокоренные слова к этому слову - А кто, ребята, из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к записанным вами словам. - В православии, всё, что связано с добром, называют ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ПРАВЕДНОСТЬЮ. - Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». - Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? - Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? | Рассуждения учащихся | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; |
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. На доске рисунки двух деревьев (Приложение 1) - Попробуйте ответить на вопросы: - Что олицетворяет одно дерево и другое? - Были ли деревья одинаковыми первоначально? - - Что случилось со вторым деревом и почему? | Учащиеся проводят сравнительный анализ двух деревьев. Заслушиваются ответы ребят. | Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью | ||
4 | Творческая работа. Физминутка. | - Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? - А на дереве «Зло»? Раскрась, подпиши и прикрепи плоды на каждое дерево. Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья. – Какие доводы могут убедить людей творить добро? Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч) Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой.) (Наклоняются, складывают ладони чашечкой) Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз) Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону) И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком) В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой) Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.) Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками ) | Анализируют, высказывают свои предположения. Выполняют задание в группах. | Коммуникативные УУД -быть терпимым к другим мнениям; -учитывать их в совместной работе. Личностные УУД - проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. |
5 | Работа с текстом учебника | 1.Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» 2. Чтение статьи учебника. 3. Работа по тексту. – Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли? – Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить? –«Золотое правило этики»– сформулируй его (проверка по Слайду 2) – «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? 4. (Слайд 3. Распятие). - Беседа по вопросам. - Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить? - Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа? - (Слайд 4. «Распятие апостола Петра» Микеланджело Караваджо ) - Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы? - Что ты знаешь о преследованиях христиан? (Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его) Работа в группах: Составление словарной статьи слова «самоотвержение». Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может - Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение и противоположные ему по ценностному смыслу. 1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление 2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность. (Приложение2) Составление «лестницы» самоотверженности Герды. - Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. (Приложение 3) Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка. Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд 5. Герда – «сотворение добра требует самоотвержения») - Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом. - Выберите из предложенных ситуаций те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды 6-8: Тебе купили игрушку. После болезни поправилась бабушка. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику. Сводили в аквапарк. Вы всей семьёй празднуете Пасху) - Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека? | Работа с учебником Учащиеся в группах составляют определение Задание выполняется самостоятельно в группах Оценка и выбор детьми ситуаций из жизни. Высказывания учащихся. | Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы |
6 | Рефлексия | - Как вы понимаете слова? (Слайд 9-11) Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели) Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский) Идет процесс чтения и комментирования пословиц: (Слайд 12) Пословицы. * Худо тому, кто добра не делает никому. *Доброе дело само себя хвалит. *Доброе слово и кошке приятно. *Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. * Добро творить – себя веселить. * Добра желаешь- добро и делай * Получив добро –помни, а сделав-забудь. Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? (Можно включить красивую, приятную мелодию). Учитель: «Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение». | Работа с афоризмами. Работа с пословицами. Ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет. Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и закрывают глаза. |
-оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности - удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативные УУД -быть терпимым к другим мнениям; -учитывать их в совместной работе. Личностные УУД - проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор; |
7 | Домашнее задание | - Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список своих добродетелей. -Написать мини-сочинение «А что доброго могу сделать я?» |
Приложение 1
Приложение 2
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку | Слова с основой «само», имеющие положительную оценку
|
Самолюбование Самолюбие, Самолюбивость Саможаление Самомнение Самонадеянность | Самоограничение Самоотречение Самостоятельность Самоотверженность |
Приложение 3
Поступки и решения Герды | От чего отказывается Герда, принимая решение. |
Просьба к реке вернуть названного братца | От новых красных башмачков |
Решение плыть в лодке дальше по реке | Разлука с близкими, разлука с бабушкой |
Побег от старушки | От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка |
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона | От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце |
Отъезд из разбойничьего замка | Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница |
Отъезд из дома финки | Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по ОРКСЭ («Основы православной культуры»)
Класс: 4
Тема: Зачем творить добро?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра, сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем , делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться
Оборудование урока: Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4кл., М.Просвещение 2012 г, электронная презентация к уроку, карточки-задания.
Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Урок является 21-м в курсе «Основы православной культуры» после урока по теме «Заповеди блаженств», на котором учащиеся познакомились с заповедями блаженств и узнали что счастлив тот человек, который исполняет заповеди Бога. А исполнять заповеди – значит творить добро. Поэтому урок тесно связан с предыдущим: расширяет , дополняет и закрепляет усвоенные на прошлом уроке знания. На уроке учащиеся поняли, что творить добро – духовная радость и у христиан на это есть 2 причины. Тема следующего урока «Чудо в жизни христианина». Дети узнают, что следующей причиной доброделания может быть вера в чудо. Поэтому данный урок является как бы подготовкой к следующему уроку.
В начале урока дети были заинтересованы и мотивированы на работу, перед ними поставлена задача сформулировать тему урока по услышанному стихотворению. А затем в ходе рассуждений совместно с учителем определяются цели урока.
При подготовке к изучению новой темы мною была проведена актуализация знаний в виде обсуждения волшебного цветочка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», а также творческой работы «Деревья Добра и Зла»
Главным этапом на уроке было открытие нового знания.
При работе над новым материалом использовались разнообразные формы работы и наглядность (работа с текстом, обсуждение прочитанного, рассказ учителя, словарная работа, работа по карточкам, просмотр видеопрезентации). Дети во время обсуждений в основном работали в группах.
В середине урока мною проведена физкультминутка.
При подведении итогов урока дети ещё раз ответили на главный вопрос урока «Зачем творить добро с точки зрения христиан?» Учитывая то, что обучении по ОРКСЭ безотметочное, я отметила в конце урока активное участие детей в обсуждении, эмоциональное обсуждение вопросов урока. Этап рефлексии на уроке прошёл в тёплой дружественной атмосфере.
Домашнее задание было связано с анализом и планированием собственных поступков и своего поведения: постараться составить список своих добродетелей, а также дети должны написать мини-сочинение «А что доброго могу сделать я?»
Время, отведённое на этапы урока было распределено рационально, этапы урока были связаны друг с другом. Этапы подготовки к новому материалу и первичного закрепления работали на основной этап урока – открытие нового знания.
На уроке были сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Считаю, что цели и задачи урока достигнуты. На уроке удалось реализовать поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.
Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....
Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»
Данная разработка урока создана в помощь учителю физической культуры в начальных классах....
Школа 2100. Технологическая карта урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли"
На уроке учащиеся узнают, что такое доля, как делить целое на доли. Научатся определять, называть и записывать доли целого....
Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"
Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...
Технологическая карта урока Основы православной культуры (ОРКСЭ) Совесть и раскаяние
Технологическая карта урока Совесть и раскаяние...
Технологическая карта урока Основы православной культуры по теме «Подвиг»
Технологическая карта урока Основ православной культуры по теме "Подвиг"...
Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»
Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...