Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Новосад Виктория Онуфриевна

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_tvorit_dobro.doc638.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Основы православной культуры                            Класс: 4

Базовый учебник: А.В.Кураев  « Основы православной культуры»

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока:

- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра,

- сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

 Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро

  Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость

Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения

Регулятивные УУД:

Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем , делать выводы

Познавательные УУД:

Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.

Коммуникативные:

Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться

Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое оборудование: презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши,

иллюстрация деревьев, фломастеры,  текст эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.

Критерии достижения цели урока: положительный настрой учащихся на работу, активное участие в обсуждении, вопросы от учащихся,  

проявление эмоций.

 

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация

Приветствие детей.  

- Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово - это  серьёзное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.                                                           И оно поважней,                                                       Чем лица красота.                                                  Догадались, что это? Сердец доброта!                           - О каком качестве пойдёт речь?                                  

- Да, сегодня мы будем говорить о доброте. (озвучивание темы урока)

Предположения учащихся.

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД:понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Целеполагание

- Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми.

- Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

    Доброта…Добро…Что же это такое?

Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти непростые вопросы:

 - Что делает человека добрым и злым?

-  Зачем творить добро? (Слайд 1)

-   Нужно ли сегодня самоотвержение?

 - Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Формируют учебную задачу

Определяют цели урока

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3

Открытие новых знаний

Как вы думаете, что такое добро?

-А как много слов образовано от слова добро!

- Подберите и запишите однокоренные слова к этому слову

- А кто, ребята, из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к записанным вами словам.                                                                                - В православии, всё, что связано с добром, называют ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ПРАВЕДНОСТЬЮ.

- Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

-  Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

-  Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

Рассуждения учащихся

Познавательные  УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;

- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

На доске рисунки двух деревьев (Приложение 1)

- Попробуйте ответить на вопросы:

- Что олицетворяет одно дерево и другое?

- Были ли деревья одинаковыми первоначально? - - Что случилось со вторым деревом и почему?    

Учащиеся проводят сравнительный анализ двух деревьев.

Заслушиваются ответы ребят.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4

Творческая работа.

Физминутка.

- Какие плоды могут расти на дереве «Добро»?

-  А на дереве «Зло»?

Раскрась, подпиши и прикрепи плоды на каждое дерево.

Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья.

– Какие доводы могут убедить людей творить добро?

Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч)

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой.)

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой)

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)

В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой)

Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.)

Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками )

Анализируют, высказывают свои предположения.

Выполняют задание в группах.

Коммуникативные УУД

-быть терпимым к другим мнениям;

-учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД

- проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

5

Работа с текстом учебника

1.Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

 2. Чтение статьи учебника.

3. Работа по тексту.

– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?

– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?

–«Золотое правило этики»– сформулируй его  

(проверка по Слайду 2)

– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

 4. (Слайд 3. Распятие).

- Беседа по вопросам.

- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?

- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?

- (Слайд 4.  «Распятие апостола Петра» Микеланджело Караваджо )

- Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?

- Что ты знаешь о преследованиях христиан?

(Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)

Работа в группах:

      Составление словарной статьи слова «самоотвержение».

Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может

- Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение и противоположные ему по ценностному смыслу.

1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление

2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность. (Приложение2)

Составление «лестницы» самоотверженности Герды.

-  Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. (Приложение 3) Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка. Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд 5. Герда – «сотворение добра требует самоотвержения»)

-  Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

 - Выберите из предложенных ситуаций те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды 6-8: Тебе купили игрушку. После болезни поправилась бабушка. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику. Сводили в аквапарк. Вы всей семьёй празднуете Пасху)

- Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека?

Работа с учебником

Учащиеся в группах составляют определение

Задание выполняется самостоятельно в группах

Оценка и выбор детьми ситуаций из жизни.

Высказывания учащихся.

Познавательные  УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6

Рефлексия

- Как вы понимаете слова? (Слайд 9-11)

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Идет процесс чтения и комментирования пословиц: (Слайд 12)

Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому.

*Доброе дело само себя хвалит.

*Доброе слово и кошке приятно.

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.

* Добро творить – себя веселить.

* Добра желаешь- добро и делай

* Получив добро –помни, а сделав-забудь.

Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? (Можно включить красивую, приятную мелодию). Учитель: «Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

 Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

  Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение».

Работа с афоризмами.

Работа с пословицами.

Ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет.

Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и закрывают глаза.

  1. Регулятивные УУД :

-оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности

- удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативные УУД

-быть терпимым к другим мнениям;

-учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД

- проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор;

7

Домашнее задание

- Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список своих добродетелей.

-Написать мини-сочинение «А что доброго могу сделать я?»

Приложение 1  

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/47407354.74f/0_f1335_120cb108_orig.png                http://www.vernisage-parquet.ru/pictures/rus-parquet-extrim/suhoe-derevo-2.jpg                   

Приложение 2

Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку

Слова с основой «само», имеющие  

 положительную оценку

 

Самолюбование

Самолюбие,

Самолюбивость

Саможаление

Самомнение

Самонадеянность

Самоограничение

Самоотречение

Самостоятельность

Самоотверженность

Приложение 3  

Поступки и решения Герды

От чего отказывается Герда,

принимая решение.

Просьба к реке вернуть названного братца

От новых красных башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки

От тепла, уюта, покоя, красоты домика,

 в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона

От шёлковой и бархатной одежды,

 роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка

Крышу над головой, тепло от очага,

 ненадёжную, но защиту, которую могла

ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение

полного одиночества среди бескрайней

снежной равнины



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по ОРКСЭ («Основы православной культуры»)

Класс: 4

Тема: Зачем творить добро?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра, сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.
Задачи урока:

 Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем , делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться
Оборудование урока: Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4кл., М.Просвещение 2012 г, электронная презентация к уроку, карточки-задания.

Применяемые технологии:  технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

      Урок является 21-м  в курсе  «Основы православной культуры» после урока по теме «Заповеди блаженств», на котором учащиеся  познакомились с заповедями блаженств и узнали что счастлив тот человек, который исполняет заповеди Бога. А исполнять заповеди – значит творить добро. Поэтому урок тесно связан с предыдущим:  расширяет , дополняет  и закрепляет усвоенные на прошлом уроке знания.  На уроке учащиеся поняли,  что творить добро –  духовная радость и у христиан на это есть 2 причины. Тема следующего урока «Чудо в жизни христианина». Дети узнают, что следующей причиной доброделания может быть вера в чудо. Поэтому данный урок является как бы подготовкой  к следующему уроку.

     В начале урока дети были заинтересованы и мотивированы на работу, перед ними поставлена задача сформулировать тему урока по услышанному стихотворению. А затем в ходе рассуждений совместно с учителем определяются цели урока.

При подготовке к изучению новой темы мною была проведена актуализация знаний в виде обсуждения волшебного цветочка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», а также творческой работы «Деревья Добра и Зла»

 Главным этапом на уроке было открытие нового знания.

При работе над новым материалом использовались разнообразные формы работы и наглядность (работа с текстом, обсуждение прочитанного, рассказ учителя, словарная работа, работа по карточкам, просмотр видеопрезентации).  Дети во время обсуждений в основном работали в группах.

В середине урока мною проведена физкультминутка.
При подведении итогов урока дети ещё раз ответили на главный вопрос урока «Зачем творить добро с точки зрения христиан?» Учитывая то, что обучении по ОРКСЭ безотметочное, я отметила в конце урока активное участие детей в обсуждении, эмоциональное обсуждение вопросов урока.  Этап рефлексии на уроке прошёл в тёплой дружественной атмосфере.  

Домашнее задание было связано с анализом и планированием собственных поступков и своего поведения: постараться составить список своих добродетелей, а также дети должны написать мини-сочинение «А что доброго могу сделать я?»

 Время, отведённое на этапы урока было распределено рационально, этапы урока были связаны друг с другом. Этапы подготовки к новому материалу и первичного закрепления работали на основной этап урока – открытие нового знания.
На уроке были сформированы личностные,  регулятивные, познавательные,  коммуникативные УУД.

Считаю, что цели и задачи урока достигнуты. На уроке удалось реализовать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

Данная разработка урока создана в помощь учителю физической культуры в начальных классах....

Школа 2100. Технологическая карта урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли"

На уроке учащиеся узнают, что такое доля, как делить целое на доли. Научатся определять, называть и записывать доли целого....

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока Основы православной культуры по теме «Подвиг»

Технологическая карта урока Основ православной культуры по теме "Подвиг"...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...