План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
|
|
|
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Эмоциональный настрой. Игра –приветствие. «Я дарю тебе добро» Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал ( пословицы разрезаны, их надо собрать). Худо тому, кто добра не делает никому. Доброе слово и кошке приятно. Жизнь дана на добрые дела. Худо жить без ласкового слова. Не ищи красоты, ищи доброты. Злой плачет от зависти, добрый- от радости. Соберите рассыпавшиеся поговорки. Выпишите в столбик однокоренные слова, которые используются в поговорках. Во второй столбик выпишите слова, противоположные по значению словам первого столбика. Сформулируйте тему урока. Что сильнее: добро или зло? Обсуждение с учащимися: как вы понимаете тему урока?
| Дети повторяют слова и движения за учителем .Игра приветствие. Дети работают в группах. Собирают рассыпавшие поговорки, выписывают в столбик однокоренные слова, работа с антонимами. Дети отгадывают загадки Звучат ответы детей. Формулируется и записывается тема урока. Высказывания учеников как они понимают тему урока. | Регулятивные УУД Познавательные УУД Целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка цели.
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме. Игра «Ассоциации» Что вам приходит на ум при произнесении слова ДОБРО? Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «лучиков солнца».
Что вам приходит на ум при произнесении слова ЗЛО? Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «тучи».
Назовите другой символ добра.
| Обучающиеся формулируют цели. задачи урока.
Дети приводят примеры слов. Делают вывод, что солнце это символ добра.
Дети приводят примеры слов. Делают вывод, что туча это символ зла.
Предлагают другой символ добра-цветок. | Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Работа с текстом (сказка- быль А. .Платонова «Неизвестный цветок» Обучающимся это произведение было предложено как опережающее домашнее задание. Диалог с обучающимися.
| Дети, работая в группах отвечают на поставленные вопросы. Подобрали слова и словосочетания, которые рассказывают нам о том, каким был цветок? Описали место, где рос цветок. Ответили почему Даша пришла на пустырь? Рассказали как изменился пустырь, когда Даша пришла туда через год? Почему? Дети сделали выводы: в душе каждого человека есть «семя добра». От кого и от чего зависит его судьба: вырастет из него цветок или увянет? Будет ли этот цветок красивым и сильным или невзрачным и слабым? Зависит это только от самого человека. Посоветовались в группе и ответили на вопрос:Как «вырастить» цветок добра в своей душе? Открыть душу для добра , знать моральные нормы, трудиться над собой. - Приведите примеры добрых дел. - Как вы считаете, почему люди совершают добрые поступки? Совесть заставляет, Если сделать по- другому, то окружающие осудят, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».
| Познавательные УУД (извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации ); переработка и преобразование информации; умение высказывать свое предположение.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Организация чтения с комментариями. При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы. Работа с текстом учебника. Каких христианских святых вы знаете? Почему этих людей называют святыми? При любых ответах обучающихся учитель обращает внимание на то, что все эти люди считали главным для себя духовную жизнь, подражание подвигу Христа, служение людям. Как вы поняли притчу о дикаре и царе? Объясните.
| Дети работают с текстом. Используют выборочный пересказ текста. Дополняют описания друг друга, объясняют новые слова .Работа с тетрадью. Рассуждают для закрепления сведений, полученных на уроке.
Продолжают работать в группах.
| Познавательные УУД (нахождение ответов на вопросы в тексте; умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения , смысловое чтение как осмысление цели чтения )
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Организуется работа учащихся в группах. Составление словарной статьи слова «самоотвержение». Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Задаётся ряд вопросов ,чтобы подвести детей к ответу.
| Дети в группах составляют определение , записывают на плакате и вывешивают на доске
Выполнение тестового задания
| Познавательные УУД (переработка и преобразование информации из одной формы в другую) Коммуникативные УУД (овладение умения работать в группе)
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Организуется самостоятельная работа учащихся в группах. Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение» и противоположные ему по ценностному смыслу. Попытайтесь обосновать свои ответы.
| 1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление 2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность. Дети располагают карточки на доске в 2 столбика: Делают выводы.
| Коммуникативные УУД (овладение умения работать в группе) Познавательные УУД (оформлять свои мысли в устной форме) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Вступительное слово учителя перед просмотром сказки. Частичный просмотр мультипликационного фильма сказка Андерсена «Снежная королева» Составление «лестницы» самоотверженности Герды. Работа в группах.
| Поступки и решения Герды- 1 группа. Решение плыть в лодке дальше по реке; Побег от старушки; Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона; Отъезд из разбойничьего замка и тд.
От чего отказывается Герда, принимая решение- 2 группа. Разлука с близкими, разлука с бабушкой; От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка; От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце; Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница и т.д
Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно.
| Познавательные УУД (осуществление анализа и синтеза для понимания смысла; поиск и выделение той или иной информации ) Коммуникативные УУД (овладение умения работать в группе)
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
Написать письмо другу на ,«О доброте», использовать высказывание В.О. Ключевского
| Индивидуальная работа. Размышления и выводы. | Познавательные УУД (осуществление анализа и синтеза для понимания смысла )
Личностные УУД (умение эмоционально откликаться на содержание урока) |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Предлагается в подготовленных учителем листочках с кратким планом урока поставить напротив каждого пункта разноцветные значки. Вспомните вопросы, которые стояли перед нами в начале урока. Можем ли мы сейчас на них ответить? Оцените смайликом свою работу на уроке и работу в группе. На фоне звучит песня. «Если с другом вышел в путь» | Дети работают на листочках. | Регулятивные УУД (определение степени успешности своей работы и работы других ) |