Технологическая карта урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему "Чтобы быть коллективом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в рамках коллектива происходит формирование человека как личности, ведь человек - существо социальное. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Но учащемуся начальной школы, в силу того, что он ещё недостаточно социализирован, сложно осознать важность данного процесса.
Данный урок открывает возможности накопления опыта коллективного поведения. Этот урок способствует формированию сплоченного коллетива, развитию нравственных качеств учащихся и умения ценить личность, видеть её достоинства и недостатки, корректировать поведение учащихся.
В настоящее время крайне актуальным вопросом является развития личности в рамках творческой деятельности. Поэтому на данном уроке целесообразно использование игровых технологий, в частности - инсценирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chtoby_byt_kollektivom.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Чтобы быть коллективом»
Модуль «Основы светской этики»
19.12.2018 г
Автор работы: Макарова Альвина Олеговна, учитель начальных классов, заместитель директора по УР
Тема | Чтобы быть коллективом | ||||
Тип | Изучение нового материала | ||||
Цели | Помочь учащимся в осознании роли коллектива в жизни. | ||||
Задачи | Образовательные: познакомить с классификацией коллективов, закрепить знания учащихся о нормах поведения в коллективе; Способствовать развитию: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение; Воспитывать: воспитание взаимоуважения в коллективе; развитие интереса ко всем членам коллектива, традициям. | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: расширение представлений о коллективе, развитие интереса к традициям коллектива, формирование позитивного опыта при создании классного коллектива. | Метапредметные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивание своей деятельности, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
формирование позитивного опыт коллективных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать ситуации с позиции нравственности
умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, умение быть зрителем, анализировать увиденное, умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к членам коллектива. | |||
Ресурсы урока | 1.Информационный материал: Учебное пособие 2.Информационный ресурс: Презентации «PowerPoint», «Prezi» 3.Раздаточный материал: отрывки сочинений детей 4.Ресурс образовательных технологий: элементы технологии критического мышления, работа в группах, работа в парах, игровые технологии (в частности - инсценировка) 5. Ресурс образовательной среды: встреча с гостями (работниками школьной столовой) | ||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности учащихся: | ||||
Мотивация к деятельности | |||||
В презентации «PowerPoint» размещены фотографии на тему «Коллектив». Учитель предлагает назвать тему фотографий, одним словом. | Выдвигают различные гипотезы. Синтез объектов, обобщение. Определение темы урока. - П | ||||
Найти название нового раздела и тему урока. | Ученики самостоятельно ориентируются в содержании учебника-Р | ||||
Учитель предлагает поставить цель урока. Что хотелось узнать, в чем разобраться? | Самостоятельно формулируют познавательной цели-Р | ||||
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово « коллектив»? | Составляют кластер -моделирование-П | ||||
Игровая ситуация. Представьте, что вы журналисты и мы проводим брифинг с гостями. (Встреча с гостями. Приглашение на урок работников школьной столовой: Любовь Николаевна и Надежда Викторовна) Гости рассказывают о своем коллективе. Учитель предлагает задать вопросы членам трудового коллектива. | Учащиеся выясняют, что такое брифинг. Учащиеся в роли журналистов. Самостоятельно формулируют вопросы по теме урока-Р. | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
Работа с различными источниками информации: Задание пожеланию на выбор:
| Учащиеся переходят в группы. Ученика находят определение слова в учебнике и словаре, интернете. Поиск и выделение необходимой информации-П (Межпредметные связи) | ||||
В презентации «Prezi» учитель предлагает посмотреть, на какие группы делятся коллективы. Привести примеры коллективов. Учитель ставит проблемный вопрос: Как называется коллективы учащихся школы? Вывод: Можно ли каждый класс нашей школы назвать коллективом? От чего зависит, дружный коллектив или нет? | Учащиеся приводят примеры коллективов. Классификация объектов-П Учащиеся произвольно строят свои высказывания - П Высказывают различные предположения-П Учащиеся делают вывод о том, что такое «Дружный коллектив»-П Владение диалогической речью-К | ||||
Физминутка «У кого…» - Те, у кого есть друзья в классе, хлопните в ладоши. - Кто помогает своим одноклассникам, помашите над головой рукой. - Кто участвует в совместных праздниках, поднимите руки вверх. - Кто делиться чем-нибудь в классе? Присядьте. Песня «Вместе весело шагать» | Учащиеся выполняют действия Учащиеся повторяют движения за учеником-Л | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
Чтобы закончить предложения, необходимо самостоятельно поработать с учебником. ( Работа в парах) Учитель предлагает найти высказывания различных великих деятелей. Объяснить друг другу смысл высказываний. |
Учащиеся находят высказывания, выражают свои мысли в соответствии с задачами-К Учебное сотрудничество-К | ||||
Прием «Незаконченные предложения».
| Учащиеся заканчивают предложения, используя высказывания. | ||||
Сценка «Дружные ребята» (показ сценки, подготовленной на внеурочной деятельности). | Правила просмотра выступлений. Нравственно-этическая ориентация-Л | ||||
Ответы на вопросы: Можно ли назвать ребят дружными? Хотелось бы вам иметь таких одноклассников? Что нужно сделать ребятам, чтобы их отношения изменились? | Отвечают на вопросы, высказывают разные мнения. Ответы на вопросы являются правилами поведения в коллективе. Повторение правил этикета. (Связь с предыдущим уроком)-Л,П | ||||
Проблемный вопрос? Что поможет сплотить коллектив? | Учащиеся выдвигают свои предположения-Р | ||||
Повторение правил работы в группе. -Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Но, будучи очень разными, каждый из вас привносит в наш коллектив что – то свое и из этого складывается общая атмосфера в нем. - Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами, и т. п. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой. -Когда людям легче договориться друг с другом? - Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил. 1 группа - Придумайте по три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими. 2 группа Прочитайте пословицы, выберите 5, которые подойдут к теме урока. Объясните смысл. 3 группа Прочитайте выдержки из сочинений ребят. Определите, как можно сплотить коллектив. | Учащиеся планируют работу-Р Мотивация к действиям-Л Планирование сотрудничества-К Умение работать в группе Обсуждения правил. Группа на листе ватмана записывает правила.- Р, К
Выбирают пословицы. Обсуждают смысл, выбранных пословиц. - Р Учащиеся делают выводы.-Р Выбор оснований и критериев для сравнения-П Взаимооценивание работы каждой группы-Р | ||||
Учитель предлагает проверить работу групп | Учашиеся по очереди представляют свою работу. Задают друг другу вопросы - инициативное сотрудничество-К | ||||
Рефлексия деятельности | |||||
Диагностика результатов урока (итог урока) Ответ на вопрос: «Если бы не было этого урока, то я….» | Выслушиваются различные высказывания.-Р | ||||
На столах у учащихся цветочки разного цвета: Прикрепляют на доску: Красный цветочек -работал на уроке, все получалось Синий- работал на уроке, но что-то не получалось Желтый- не работал на уроке | Самооценивание, рефлексия деятельности. | ||||
Домашнее задание | На выбор:
|
Список литературы:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе.- Воронеж: Учитель, 2001.,-163 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности.- Воронеж: Учитель, 2000.,-157 с.
- Семья и школа. Журнал для родителей. №5-6,2015
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.- М.: Дететская литература, 1987.-367 с.
- Шемшурина А.И. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2014.- 159 с.
Приложение 3
Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?
У коллектива — большая сила.
В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.
По капле море, по былинке стог, по зернышку ворох.
Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.
Берись дружно — не будет грузно.
Без коллектива и жизнь несчастлива.
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь.
Веник не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь.
В кулаке все пальцы равны.
Вместе тесно, а розно тошно.
В мире жить — мирское и творить.
В одном пере и птица не родится.
В одну петельку всех пуговок не устегаешь.
Все за бечеву — скорее переедешь.
Все за одного — один за всех.
В согласном стаде волк не страшен.
В тесноте, да не в обиде.
В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.
Где два, там не один.
Где тесно, там нам и место.
Где тесно, там честно; где розно, там слезно.
Горьким быть — расплюют, сладким — проглотят.
Два и в поле воюют, а один и на печи горюет.
Двое — не один, в обиду не дадим.
Двое одного не ждут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...
технологическая карта урока по ОРКСЭ для 4 класса
технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классе...
Конспект урока ОРКСЭ (4 класс). Тема: Чтобы быть коллективом. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам .Плани...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих о...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность"
Технологическая карта и презентация к уроку по ОРКСЭ по теме "Свобода и ответственность".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление учащихся с новыми ...