Технологическая карта урока по окружающему миру «Особенности труда и быта людей, проживающих на Урале» («Начальная школа XXI века» 3 класс)
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Цель урокаформирование у обучающихся знаний о деятельности и быте древних народов, проживающих на Урале.


Планируемые результаты:

Предметные:

1.  Знать, какие народы проживают на Южном Урале.

2. Знать больше о своём родном крае. 

Личностные:

1. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

2. Уважительное отношение к мнению одноклассников в ходе совместной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 24.09.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 3-6

Урок: 4

Время: 10:50-11:30    Кабинет: 308

Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна

Группа: 43

Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Особенности труда и быта людей, проживающих на Урале»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о деятельности и быте древних народов, проживающих на Урале.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с древними народами Урала.
  2. Расширять знания детей о родном крае.

Предметные:

  1. Знать, какие народы проживают на Южном Урале.
  2. Знать больше о своём родном крае.

Развивающие:

  1. Развивать у детей речь желание больше узнавать о своем крае.

Личностные:

  1. Воспитание чувства гордости за свою Родину.
  2. Уважительное отношение к мнению одноклассников в ходе совместной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство уважения, гордости, патриотизма, любви к своей малой Родине.
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образоват. цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М:

беседа

П:

Эмоциональный настрой

1. Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлиана Эдуардовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Займите свои места те, у кого сегодня хорошее настроение, кто всегда готов получать новые знания, кто не против активно поработать на нашем уроке, кто учится в 3 классе.

- Отлично!

Приветствуют учителя.

 

УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивации

(7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Ф

М:

Репродуктивный

Внешний контроль

Актуализирует знания обучающихся по пройденной теме.

-Сегодня, ребята, на нашем уроке мы побываем в гостях у маленького Егорки. Егор – любознательный мальчик, и каждую минуту он задает дедушке Матвею разные вопросы. И вот однажды внук спросил дедушку: какие народы живут в нашем крае? Чем они занимаются? На эти вопросы мы с вами и постараемся ответить.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а кем работают ваши родители? Чем они занимаются?

Ответы детей.

УУРД:

признавать право на ошибку

УУПД:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипоте-зу об истинности суждений

УУКД: оформлять свои мысли в речевой форме.

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:

Эвристический

П:

Пословица

М:

Беседа.

П:

Формулировка темы, целей и плана урока.

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Итак, как же будет звучать тема нашего урока?

Тема: «Особенности труда и быта людей, проживающих на Урале.»

- Предположите цель нашего урока опираясь на слово подсказку на экране.

Узнать…

- Всё верно!

- Чтобы достичь нашей цели, давайте составим план урока. Вставьте слова из рамки в пропуски.

1. Узнать, какие _____ проживают на Урале.

2. Поговорить о _____ народов Урала.

3. Выполнить ______ работу.

4. Подвести _____.

Слова: быте, итоги, самостоятельную, народы.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Предлагают варианты.

- Узнать, как жили и трудились народы Урала.

1. Узнать, какие народы проживают на Урале.

2. Поговорить о быте народов Урала.

3. Выполнить самостоятельную работу.

4. Подвести итоги.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания» (10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М:

Беседа.

П:

Ответы на вопросы.

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Ребята, помогите Егорке найти на карте название города Челябинска.

- Наш город, как и город Челябинск, расположен в южной части Урала, поэтому в разговоре взрослых можно часто услышать, что мы живем на Южном Урале.

- Ребята, вот мы и подошли к главному вопросу, который задал Егорка дедушке: какие народы живут в нашем крае.  

- Посмотрите на диаграмму.

- Какие народы проживают на Урале?

- Какой народ самый многочисленный?

- А какой народ самый малочисленный на Урале?

- У вас на партах лежат рабочие листы, подпишите их, пожалуйста.

- Посмотрите, что спрашивает мальчик Егор у дедушки Матвея?

- Точно! Сейчас дедушка Матвей расскажет вам об этих народах, я попрошу вас слушать внимательно, чтобы справиться с заданиями из рабочего листа.

Дедушка Матвей рассказывает о народах

Слушают учителя.

Находят город на карте.

- Русские, татары, башкиры, чуваши, манси.

- Русские.

- Манси.

- Он хочет узнать о башкирах.

Дети слушают рассказ

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения.

Учебная презентация

Рабочий лист

Башкиры – это народ, который издавна живёт на Урале, среди красивых гор, рек и лесов. Их родная земля – Республика Башкортостан. Башкиры любят свою природу и всегда стараются жить в гармонии с ней.

Традиционно башкиры занимались скотоводством. Они выращивали лошадей, коров, овец и других животных. Лошадь для башкир была очень важной, потому что с её помощью они могли путешествовать на дальние расстояния. Ещё они занимались охотой и собирательством, а также умели делать вкусный мёд, который до сих пор очень знаменит.

Традиционное жилище башкир называлось «юрта». Это круглый шатёр, который можно было легко собрать и разобрать. Внутри юрты было тепло зимой и прохладно летом. Юрты были удобны для тех, кто вёл кочевой образ жизни, то есть переезжал с места на место в поисках лучших пастбищ для скота.

В современном мире башкиры уже не кочуют. Многие живут в городах и деревнях, работают на заводах, в школах, больницах, а также занимаются бизнесом и наукой. Но они не забывают свои традиции – и до сих пор можно встретить башкир, которые разводят скот, собирают мёд или занимаются ремеслом.

Башкирский народ известен своим трудолюбием, гостеприимством и добротой. Башкиры всегда готовы помочь другим, а их дружелюбие и умение жить в согласии с природой передаются из поколения в поколение.

Татары – это народ, который живёт в разных уголках России, в том числе и на Урале. Их родная земля – Республика Татарстан, но много татар живёт и в других регионах. Это трудолюбивый и талантливый народ с богатой историей и культурой.

Традиционно татары занимались земледелием, они выращивали пшеницу, рожь, овощи и фрукты. Кроме того, они занимались скотоводством – разводили коров, овец и лошадей. Также татары славились своими ремёслами: многие из них были кузнецами, гончарами, плотниками. Они делали красивые и полезные вещи, которые использовали в быту.

Традиционное жилище татар – это **дом из дерева или глины**, который назывался **изба**. В таких домах всегда было тепло, а внутри они украшались резьбой и тканями. Татары – оседлый народ, то есть они обычно не кочевали, а жили в деревнях и городах, занимаясь хозяйством.

В наше время многие татары живут в городах, работают на заводах, в школах, университетах и больницах, а некоторые занимаются бизнесом и творчеством. Но они продолжают хранить свои традиции, например, готовить национальные блюда, как **чак-чак** и **токмач** (лапша), а также праздновать важные праздники, такие как **Сабантуй** – праздник окончания полевых работ.

Татары известны своим гостеприимством, добротой и уважением к старшим. Они всегда рады принимать гостей и угощать их вкусными блюдами. Татары – народ, который ценит труд, уважение к традициям и стремление к знаниям, что передаётся из поколения в поколение.

Русский народ живёт на Урале уже много веков. Русские люди пришли сюда, когда начали осваивать новые земли, и им понравились богатые леса, реки и горы этого края. Уральская природа была щедрой, и люди учились жить в гармонии с ней.

Традиционно русские на Урале занимались земледелием – они выращивали рожь, пшеницу, картофель, овощи. Также русские занимались охотой, рыболовством и пчеловодством. Важной частью их жизни было ремесло: они строили дома, мастерили мебель, делали посуду, ткали ткани и шили одежду. Из-за большого количества лесов на Урале многие русские занимались лесным хозяйством, добывали древесину, а также работали на рудниках, добывая полезные ископаемые.

Традиционное жилище русских – это «изба», деревянный дом, который строился из брёвен. Избы обычно были тёплыми и уютными, а внутри их украшали красивыми тканями и посудой. Рядом с домом часто был огород, где выращивали овощи.


В современном мире русские на Урале, как и другие народы, работают в разных профессиях: кто-то трудится на заводах и фабриках, другие работают учителями, врачами, инженерами. Урал богат природными ресурсами, поэтому здесь много людей работает на добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. Также на Урале развито машиностроение и металлургия.

Русский народ славится своей широкой душой, гостеприимством и трудолюбием. Русские всегда рады принять гостей и угостить их своими блюдами, такими как борщ, щи и блины. Русские люди ценят взаимопомощь, доброту и стараются жить в дружбе с соседями, независимо от их национальности.

Динамическая пауза

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

1.Организует динамическую паузу.

- Ребята, давайте немного разомнемся, встаём со своих мест, задвигаем стулья.

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)

Выполняют динамическую паузу.

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:

Видео

П:

Просмотр видео

Организует первичное закрепление.

- Ребята, смогли ли вы вписать в рабочий лист необходимую информацию?

- Отлично, это вам пригодится на самостоятельной работе.

- Ребята, а вы знаете, как произошло слово «Урал» и что оно означает?

- А хотите узнать?

- Тогда дедушка Матвей вам сейчас об этом расскажет.

Видео

Название региона "Урал" имеет древние корни. Считается, что оно пришло от местных народов, проживавших на этой территории задолго до прихода русских. По одной из версий, слово "Урал" происходит от башкирского слова "ур", что означает "гора" или "высота". Другие исследователи считают, что оно могло быть связано с татарским словом "урал", которое переводится как "пояс" или "граница". Эти значения хорошо отражают расположение Уральских гор, которые действительно выглядят как граница между Европой и Азией.

- Так как произошло слово «Урал»?

- Отлично, ребята, теперь вы знаете о том, как появилось слово «Урал».

 

- Нет.

- Да.

- Это слово происходит от двух башкирских слов. Также на татарском языке это слово означает «пояс» или «граница», поэтому так стали называть Уральские горы.

УУКД:                  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

М:

Беседа

П:

Инструктаж

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас мы поработаем самостоятельно. Переверните свои рабочие листы. Вам необходимо ответить на вопросы. У вас есть 3 минуты.

1 вариант

1. Какие народы НЕ проживают на Урале?

Башкиры, манси, якуты, татары, ингуши, русские.

2. Выбери традиционные занятия древних башкир:

Оленеводство, выращивание лошадей, рыболовство, производство мёда.

3. Какое жилище было у древних татар?

Деревянная изба, юрта, дом из дерева и глины.

4. Какой народ знаменит своим мёдом?

Русские, якуты, манси, башкиры.

5. Чем богат Урал?

Ценным мехом, водными ресурсами, полезными ископаемыми.

2 вариант

1. Какие народы НЕ проживают на Урале?

Ингуши, башкиры, русские, манси, удмурты, татары.

2. Выбери традиционные занятия русских:

Выращивание пшеницы, производство мёда, занимались ремеслом (были кузнецами, плотниками), производство древесины.

3. Какое жилище было у древних башкир?

Дом из дерева и глины, деревянная изба, юрта.

4. Какой народ знаменит своим мёдом?

Манси, ингуши, татары, башкиры.

5. Чем богат Урал?

Водными ресурсами, лесными ресурсами, полезными ископаемыми.

- Обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте и сверьте ответы с эталоном на экране.

Если у вас всё правильно – поставьте отметку 5.

Если есть 1-2 ошибки – отметка 4

Если у вас 3 ошибки – отметка 3.

1 вариант

Якуты, ингуши

Выращивание лошадей,

производство мёда

Дом из дерева и глины

Башкиры

Полезными ископаемыми

2 вариант

Ингуши, удмурты

Выращивание пшеницы, производство древесины

Юрта

Башкиры

Полезными ископаемыми

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления

ошибок.

Рабочий лист

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

М: упражнение

П: соотнесение данных

Взаимоконтроль

Организует работу в группах.

- Ребята, возьмите рабочие листы №2. Вам необходимо внимательно читать задания и выполнять их. Каждый ряд получит определённый народ, работать вы будете в парах. На это задание у вас есть 3 минуты.

Пример заданий:

Выполняют задания в парах

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Рабочий лист №2

Учебная презентация

- Давайте начнём проверку с 1 ряда. Какой у вас народ?

- Я попрошу двух человек выйти к доске и показать на картинке элементы традиционного татарского костюма и назвать их. Следующая пара соотнесёт название ремесла и картинку.

- Теперь узнаем о башкирском народе.

- А теперь о русском народе.

- Татары.

Работают у доски.

Рефлексия деятельности (по продукту)

(3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

М:

Беседа

П:

Рефлексия

Самоконтроль

Организует анализ работы по критериям.

 - Итак ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Знали ли вы до нашего урока о том, какие народы проживают на Урале?

- Теперь вы точно будете это знать.

- Какую цель мы ставили на наш урок?

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Давайте вспомним, откуда произошло слово «Урал»?

- В конце вашего рабочего листа нарисован маленький человечек. Закрасьте его зелёным цветом, если вы считаете, что отлично поработали на уроке и узнали много нового. Закрасьте жёлтым, если у вас были затруднения и что-то было непонятно. Закрасьте красным, если вам всё было непонятно.

- У кого зелёный человечек? Жёлтый? Красный?

- Ребята, спасибо за урок, я была рада с вами поработать!

Анализируют свою работу на уроке.

- О народах Урала.

- Узнать, как жили и трудились народы Урала.

Отвечают на вопросы.

Закрашивают человечков.

Поднимают руки.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока математики «Выражения со скобками и без скобок» (УМК С.С. Минаевой, «Начальная школа 21 века», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений определять порядок действий и находить значение выражений со скобками. Задачи урокаДидактические:Научить находить зн...

Технологическая карта урока обученя грамоте "Изучение звуков [л], [л\'] и букв Л, л" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс

Тип урока: “открытие нового знания”Цель урока: создание условий для усвоения учащимися представления о звуках «л» и «л’», букве «л», знакомст...

Технологическая карта урока по по технологии "Прямая строчка и ее перевивы. Изделие: закладка" (УМК "Начальная школа XXI", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с приемами работы с тканью, иглой и нитками; формирование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить ...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...

Технологическая карта урока математики "Числа от 1 до 10. Сложение. Дополнение до 10" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цель деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся о сложении и дополнении до 10.Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить и систематизировать знания у учащихся складывать числа в пред...

Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...