Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку по ОРКСЭ по теме "Свобода и ответственность".
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомление учащихся с новыми понятиями: «свобода» и «ответственность».
Дидактические:
1) Совершенствование знаний об определении «ответственность» и «свобода»;
2) Формирование знаний об условиях возникновения ответственности;
3) Приводить примеры, где проявляются ответственность и свобода.
Развивающие:
1) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
2) Развивать логическое мышление учащихся при решении ситуаций.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при выполнении работы;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность". | 347.32 КБ |
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность". | 659.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 03.12.2021 | Студентка: Рязанова Виктория Викторовна |
Школа: № 95 | Группа: 42 |
Класс: 4-6 | Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна |
Урок: 4 | Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Время: 10:50-11:30 | |
Кабинет: 308 |
Тема урока: «Свобода и ответственность»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомление учащихся с новыми понятиями: «свобода» и «ответственность».
Дидактические:
1) Совершенствование знаний об определении «ответственность» и «свобода»;
2) Формирование знаний об условиях возникновения ответственности;
3) Приводить примеры, где проявляются ответственность и свобода.
Развивающие:
1) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
2) Развивать логическое мышление учащихся при решении ситуаций.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при выполнении работы;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I.Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Словесный: рассказ учителя. | 1.Создание эмоционального поля. 2.Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | 1.Приветствуют учителя. 2.Проверяют готовность к уроку. | Л: личностное самоопределение. | Презентация Слайд 1 |
II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог. Словесный: чтение притчи. Ф | 1.Читает притчу. - Я прочту вам притчу «Утренний выбор», вам необходимо внимательно слушать и понять, какова главная мысль? - Какой вывод мы можем сделать, прочитав данную притчу? 2.Подводит учащихся к теме урока, предлагает прочитать эпиграф. - Прочтите эпиграф к уроку: Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть... Хандрить. Поддаться. Угасать... Два выбора. И две судьбы. Татьяна Ярошевич - Как вы его понимаете? | 1.Определяют главную мысль. - каждый человек имеет право на выбор. 2.Читают эпиграф к уроку. - каждый человек имеет право выполнять свободно любые действия, и он несёт за них ответственность. | Предметные: умение определять свободный моральный выбор. П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Презентация Слайд 3-6 |
III.Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебный диалог. Ф | 1.Формулирует с учащимися тему и цели урока. - Предположите, какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель поставим на урок? 2. Предлагает план для работы на уроке: 2) Дадим определение «ответственности». 3) Установим связь между свободой и ответственностью. 4) Выполним самостоятельную работу. 5) Подведём итоги урока. | 1.Формулируют тему и цели урока. - тема: «Свобода и ответственность» - цель: изучить понятия свобода и ответственность, установить связь между ними. | П: самостоятельное формулирование цели и темы урока. | Презентация Слайд 7 |
IV.Открытие нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: учебный диалог. Наглядный: анализ иллюстраций. Ф Ф | 1.Изучение нового материала. - Какие ключевые слова на сегодняшнем уроке? - Прежде чем мы откроем учебник и прочитаем определения, я предлагаю вам поразмышлять, что такое свобода? Ответственность? - Откройте учебник на странице 24 и прочтите определение ответственности. - Как вы думаете, почему свобода и ответственность объединены в одну тему? - Как вы думаете, есть ли условия, при которых человек несёт ответственность за свои действия? - В учебнике, на странице 24, найдите первое условие, прочтите его. - Как вы это понимаете? - Приведите пример ситуации, характеризующей это условие? - Второе условие – преднамеренность. Как вы понимаете значение этого слова? - Приведите пример ситуации, где действие совершается преднамеренно. - И третье условие – человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий. Как вы это понимаете? - Давайте рассмотрим иллюстрации на странице 24. Что представлено на первой? - На второй? | 1.Отвечают на вопросы. - свобода и ответственность. 2.Высказывают свои предположения. - свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. - ответственность – человек отвечает за любые свои поступки. - потому что мы самостоятельно выбираем свои поступки, и если они будут ошибочными, то мы будем за них отвечать. - да. - человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. - человек несет ответственность только за поступки, которые совершил сам. - если человека толкнули, и он падая, нанёс кому-то вред, то ответственность несёт тот человек, который толкнул. - то, что делается специально. - хулиган разбил форточку; прогулял урок физкультуры. - прежде чем совершить какое-либо действие, необходимо подумать о последствиях, что будет потом. - девушка выбросила мусор в окно, не подумав, что может попасть в прохожего. - водитель проехал по луже и забрызгал пешехода. | Предметные: Знать определение свободы; уметь приводить примеры. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | Презентация Слайд 8 |
V.Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: учебный диалог. Практический: анализ ситуаций через игру. Ф/Г | 1.Отработка нового материал, анализ ситуаций. - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Судья». Вам необходимо разделиться на группы по 4 человека, я раздам ситуации, вам необходимо выбрать людей, кто будет представлять эту ситуацию, после того, как ситуация будет показана, я выберу из вашей команды «судью», который будет выносить вердикт в этой ситуации, то есть предлагать её решение. Ситуация 1: 1 герой. Ситуация 2: Первый герой застал второго за тем, что тот бросил мусор на тротуар, и ужасно разозлился на него. Разразился скандал. Кто прав, кто виноват? Ситуация 3: 1 герой. Ситуация 4: 2 героя: библиотекарь, ученик. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре. Библиотекарь говорит: «Не забудь вернуть книгу через два дня, она в единственном экземпляре, и другие ребята тоже хотят её прочитать». Но вы не успели её прочитать, и теперь избегаете библиотекаря. Как нужно было поступить в этой ситуации? Ситуация 5: До урока остается 10 минут, вы со своим другом идёте в школу, вы начинаете торопиться, чтобы успеть до начала урока, но ваш друг идёт медленно и не торопиться. Вы ему говорите: «Давай чуть-чуть быстрее, иначе мы не успеем на урок, и нам поставят прогул». Друг отвечает: «Ничего страшного, опоздаем и опоздаем, 5 минут это не урок. Вы начинаете ругаться с ним, и в итоге уходите от него, а он опаздывает на 5 минут. Кто прав в это ситуации? Ситуация 6: 3 героя. Классный руководитель попросил вас продежурить в классе перед родительским собранием: подмести пол и поднять стулья. Вы со своим одноклассником пришли в класс и говорите ему: «Давай просто поднимем стулья и уйдём». Одноклассник не соглашается и говорит: «Нет, это неправильно, ведь придут наши и родители и посмотрят на класс и скажут, что здесь никто не прибрался». Начинается конфликт, один пытается переубедить другого, что нужно подмести, но в итоге ваш одноклассник уходит, а вы остаетесь делать уборку один. Как нужно было поступить в этой ситуации? 2.Динамическая пауза. | 1.Анализируют ситуации через игру. 2.Разыгрывают ситуации. 3.Выполняют динамическую паузу. | Предметные: умение анализировать ситуации, находить пути решения. П: выполнение действий по алгоритму. | Презентация Слайд 9-12 |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: решение самостоятельной работы. И П | 1.Предлагает задание для самостоятельной работы. 2.Контролирует выполнение заданий. 3.Организует взаимопроверку. 1 Вариант: 1 . Ответственность – это… а) получение вседозволенности в обществе; б) черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный выбор; в) стремление оказывать помощь окружающим людям. 2. За что ответственен человек? а) за поведение окружающих; б) за поступки родителей; в) за свои поступки. 3. Что означает свобода выбора человека? а) ограниченная свобода действий; б) ответственность человека за решения; в) бесконтрольное поведение. 4. За кого несут ответственность родители? А) за себя Б) за детей В) ни за кого. 5) Выберите условие, характерное для ответственного поведения: А) преднамеренность; Б) говорить правду; 2 вариант: 1. Свобода – это … а) способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества; б) отсутствие ответственности за совершённые поступки; в) результат преодоления правил, навязанных обществом. 2. За что ответственен человек? а) за поведение окружающих; б) за поступки родителей; в) за свои поступки. 3. Укажите вопрос, который должен задать себе человек, который совершает свободный выбор действий. а) Какой будет моя награда? б) Напишут ли об этом в газетах? в) К каким последствиям приведет мой поступок? 4) За что несут ответственность ученики? А) за портфель Б) за то, что они учатся В) за соседа по парте. 5) Выберите условие, характерное для ответственного поведения: Б) человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. В) всегда говорить правду. - Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте работу. | 1.Выполняют задание. 2.Делают взаимопроверку. 3.Оценивают работу соседа. | Предметные: знать определение ответственности и её условия. П: выполнение действий по алгоритму; Л: контроль, оценка. | Презентация Слайд 13-14 |
VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного | Словесный: учебный диалог. Практический: заполнение таблицы. Ф Г | 1.Закрепление изученной темы. - Мы с вами выяснили, что ответственное поведение зависит от трёх условий, давайте их повторим. - От чего ещё может зависеть ответственность? - Давайте прочитаем третий абзац на странице 25. - Я предлагаю заполнить таблицу, в которой будет указана роль человека, а вам необходимо заполнить графу – за кого он отвечает. Выполняем это задание в группах. | 1.Называют три условия ответственности. 1) человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. 2) преднамеренность. 3) человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий. - от возраста, и от места, которое человек занимает в обществе. 2.Читают текст в учебнике. 3.Объединяются в группы и выполняют задание. | Предметные: умение выделять ответственность у людей. П: анализ, синтез, обобщение, аналогия. | Презентация Слайд 15 |
VIII.Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: учебный диалог. Ф | 1.Подводит итоги урока. - Какова тема сегодняшнего урока? 2.Формулирует критерии для оценки деятельности учащихся. - Я предлагаю вам оценить деятельность своих одноклассников по следующим критериям: Мне понравилось… Урок для жизни дал мне… Меня удивило… | 1.Подводят итоги урока. Тема: «Свобода и ответственность». 2.Оценивают свою работу на уроке. | Л: самооценка. | Презентация Слайд 16-17 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть... Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать... Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты... Татьяна Ярошевич
Тема урока: «Свобода и ответственность» Цель урока: изучить понятия свобода и ответственность, установить связь между ними.
С вобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. О тветственность – черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
Условия, характеризующие ответственное поведение личности. 1 условие – человек несёт ответственность только за те поступки, которые совершил сам.
Условия, характеризующие ответственное поведение личности. 2 условие – преднамеренность сам .
Условия, характеризующие ответственное поведение личности. условие – человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.
Игра «Судья»
Динамическая пауза
Самостоятельная работа
вариант: Б В Б Б А 2 вариант: А В В Б Б Ответы:
Кто? За кого? Родители Дети Учителя Ученики
Кто? За кого? Родители Ответственность за детей. Дети Ответственны за порученные им дела. Учителя Ответственность за то, чтобы учились ученики. Ученики Ответственны за то, как они учатся.
Тема урока: «Свобода и ответственность» Цель урока: изучить понятия свобода и ответственность, установить связь между ними.
Я бы похвалил …. Мне понравилось… Урок для жизни дал мне… Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"
Методическая разработка урока составлена по ФГОС....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
Данный урок является 3 по счету в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок является культурологическ...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Свобода и ответственность
Открытый урок...