Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
К уроку предлагается презентация с целью создания проблемной ситуации, обсуждения гипотезы, чтобы создать условия для формирования понятий "семья", "семейные ценности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_semya._semeynye_traditsii.doc | 94.5 КБ |
semeynye_tsennosti.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по ОРКСЭ
в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
составлена учителем начальных классов ГБОУ гимназия №52
Приморского района г. Санкт - Петербурга
ФИО: ПОЛЕЖАКА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
Место работы: ГБОУ гимназия №52
Должность: учитель начальных классов
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема урока: Семья. Семейные ценности.
Цель урока:
- создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи;
- организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
- формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейными традициям и ценностям представителям разных культур.
Планируемые результаты:
- дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
- сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Основные понятия: семья, семейные ценности, традиции, понимание, любовь.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, изобразительное искусство.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах сменного состава.
Необходимое техническое оборудование: ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | Создать эмоциональный настрой на работу: Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, Луч его нам улыбнется, Новый день оно начнет. - Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу. | Проверить готовность к уроку; создать эмоциональный настрой. | Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности. Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока (используются слайды презентации) У меня есть мама, У меня есть папа, Есть дедушка и бабушка, А у них есть я Что это? (Семья) - Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет разговор на уроке? - Знакомы ли вам понятия семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание, любовь? | Участвуют в беседе. Выдвигают предположение о цели и задачах урока. Составляют кластер «Семейные ценности» | Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. |
3. Проблемная ситуация. 4. Мотивация урока. Презентация минипроектов.
| Дискуссия с использованием слайдов презентации: - Что такое счастье? - Правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? - Если каждый человек хочет быть счастливым, значит, все мечтают об одном и том же? - Что значит быть счастливым с вашей точки зрения? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Элементы проектной деятельности. - Дайте определение понятия «счастье в семье». - Как принести СЧАСТЬЕ в семью? - От чего зависит счастье в семье? - Для чего нужны семейные традиции? | Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение. . Предположения детей. Выводы. Определение темы и целей урока. Презентация минипроектов «семейные традиции». Выступление группы детей, подготовивших информацию. Выводы детей. | П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака. Л. - уметь подбирать верную характеристику понятия.
Формирование умения делать выводы. Р.- планирование, прогнозирование. П.- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Изучение темы и осмысление материала урока. | Познакомить с понятием «семья», «семейные ценности»
- Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»? Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ребенок всегда желанный, в семье ему дают имя. - Слово «семья» можно разделить на 2 части «семь» и «я». Почему? - Для чего люди создают семью? - А как называются люди, объединенные одной семьей? - Кем вы приходитесь своим родителям? - Как они вас называют? - Но и у ваших мама и пап есть родители. И они очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родственниками. Кем они вам приходятся? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? - Как вы думаете, на чем держится семья? | Фронтальная беседа. Размышляют, отвечают на поставленные вопросы. Индивидуальная работа со словарём. Ответы детей, выводы. | П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П.- Построение логической цепи рассуждения. К. – Уметь в коммуникации строить высказывания. |
5. Закрепление изученного. Работа в парах. | Метод «Незаконченное предложение» - Чтобы семья была крепкой и дружной…
Составь пословицы из предложенных частей: Семья в куче - не страшна и туча. В семье и каша гуще. На что и клад, когда в семье лад. Без совета стариков дело не пойдет. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Мать – святыня, с ней не спорят. Мать сказала – Бог сказал. Нет ничего на свете краше, чем матери наши. Мать в семье – клад. Объясните, как вы понимаете пословицы. Беседа о маме. Сердце матери лучше всякого тепла греет (используем слайды презентации) - Как вы думаете, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? | Предположения детей. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения. Объяснение пословиц. Составляют эссе «Моя мама самая-самая...» Предположения детей. | П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. К.- сотрудничество в поиске и выборе информации. Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
6. Осмысление и обобщение материала. Работа в группах. | Учитель, беседуя с детьми, устанавливает осознанность восприятия. Обобщение материала. Поработаем в группах. Поставить учебную задачу, организовать проверку выполненного задания. - Давайте рассмотрим семьи разных культур и определим совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах (группы получают задания и обрабатывают информацию) Семья в иудейской религиозной культуре (слайд 9) Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви. Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется». Семья в буддистской религиозной культуре (слайд 10) Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания. Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми. Семья в православной культуре (слайд11) Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины. В России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом. Любовь - основа основ семьи и православия. Семья в исламской религиозной культуре (слайд 12) В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80). Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу? Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами). Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными и понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Они должны поддерживать и понимать друг друга. | Выполняют задание, обобщают, делают выводы. Учащиеся работают с информацией в группах сменного состава: обсуждают, сравнивают ценности семей разных культур, делятся своей информацией, делают выводы. Дети учатся анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы. Обучающиеся получают возможность учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. | Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе. Р. – Умение удерживать учебную задачу. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Л. - желание и стремление к познавательной деятельности. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; учиться высказывать свое предположение (версию); проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: формируют умения выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний (используем слайды презентации) Семья-это счастье, любовь и удача, Семья-это летом поездки на дачу. Семья-это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья-это труд, друг о друге забота Семья-это много домашней работы. Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая эта семья!» | Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы. Учащиеся составляют синквейн «Семья». | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЗНАНИЙ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ"
УРОК ЗНАНИЙ В 1 КЛАССЕ....
Классный час в 4 классе на тему: «Семья и семейные ценности»
Сценарий классного часа....
Классный час во 2-в классе на тему «Семья и семейные ценности»
Данный классный час помогает определить понятие «семья», формирует понятие «счастливая семья»,воспитывает эстетический вкус. Способствует сплочению и развитию классного коллектива....
Классный час в 3 классе на тему «Семья и семейные ценности»
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности....
Классный час во 2-в классе на тему «Семья и семейные ценности»
Классный час во 2-в классе на тему «Семья и семейные ценности»Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскры...
Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".
Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроко...