Рабочие программы ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

сметанникова наталья юрьевна

Рабочие программы для 4 класса "Школа Россмм" по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buddizm.docx38.19 КБ
Microsoft Office document icon islam.doc80 КБ
Microsoft Office document icon iudaizm.doc90 КБ
Microsoft Office document icon osnovy_mirovyh_rel.kultur.doc84 КБ
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_kultura.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon svetskaya_etika.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20___г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 54»:

Мазур В. М./__________/

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ № 54»:

Дружинина О.С./____________/

Приказ № ________ от «____»_______________20___г.

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы буддийской культуры» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20__

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

             Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы буддийской культуры», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина. 

Раздел 2. Культура и религия. Буддизм. (28 часов)

2.1. Что такое культура. Что такое религия. Какие есть мировые религии. Что такое буддизм.

2.2.Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама. О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поиски пути избавления от страданий.

2.3. Будда и его Учение. О том, как Сиддхартха Гаутама искал истину.О том, как Сиддхартха стал Буддой. О Четырех Благородных Истинах.Дерево Бодхи. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь.

2.4.Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга «Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака». О кратком содержании трех частей «Трипитаки».

2.5. Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и «Ганджур».

2.6.Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальная природа.

От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы.

2.7. Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы.

Перерождение. Причина. Следствие.

2.8.Добро и зло. О десяти благих деяниях. О десяти неблагих деяниях.

2.9. Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии и доброте.

Об «ахимсе» - принципе непричинения вреда всему живому.

2.10.Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека с буддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание. Дже Цонкапа.

12. Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийской точки зрения… Любовь. Милосердие .Сострадание. Далай Лама.

13. Отношение к природе. О том, что Земля – это наш общий дом. Об отношении к природе в буддизме.

14. Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России.

Дамба-Даржа Заяев – первый Хамбо Лама России.Учитель Будда.

15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи в буддийской культуре, об обязанностях родителей и детей.

16. Творческая работа учащихся.

17.Обобщающий урок.

18. Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об истории появления буддизма в России, его современном состоянии.

19.Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке и нравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути.

20.Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шести парамитах».

О добродетелях с точки зрения буддизма.

21. Буддийское Учение о добродетелях.

22. Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятных символах, их значения.

23. Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме. Что такое мантра. Что такое подношение.

24. Буддийские святыни. О статуе «Сандаловый Будда» – величайшей святыне буддизма. Об уникальной книге «Атлас тибетской медицины».

25. Священные буддийские сооружения. О видах и типах священных буддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийских сооружений. Ступ.

26. Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме.

27. Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря. Солнечный календарь. Лунный календарь.

28. Праздники в буддийской культуре. О значении праздников в буддийской культуре. Об основных буддийских праздниках. О праздновании буддийского Нового года. Праздник Хурал Молебен.

29. Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийская икона.

О древнем религиозном ритуале «Цам». О буддийских музыкальных инструментах. «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам.

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России. (1 час)

3.1.Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия. (1 час)

             Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт. (1 час)

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы буддийской культуры

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

1

4

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

3

5

Итоговое занятие.

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 54»:

Мазур В. М./__________/

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ № 54»:

Дружинина О.С. /___________/

Приказ № ________ от «____»_______________20___г.

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы исламской культуры» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

                                 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20___ г.

                                

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы исламской культуры», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.
  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1час)

  1. Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции. (1час)

Раздел 2. Основы исламской культуры(28часов)

  1. Колыбель ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане. (1час)
  2. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка (1час)
  3. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано послания Аллаха. К чему призывал людей пророк Муххамед. Как началось распространение ислама. (1час)
  4. Чудесное путешествие пророка. Как жители Ясриба приняли ислам. Как проходило путешествие Муххамеда в Иерусалиме. Какой наказ дал пророку Аллах. (1час)
  5. Хиджра. Как пророка Муххамеда переселили из Мекки в Ясриб (Медину). Как Мекка стала религиозным центром мусульман. Какой было судьба ислама после кончины пророка(1час)
  6.  Коранн и Сунна. О чем говорится в Коране. Как был переведен Коран пророку Муххамаду. (1час)
  7. Вера в Аллаха. Во что верит каждый мусульманин. Какими качествами наделяют Бога мусульмане. Кто такие ангелы и джинны. (1час)
  8. Божественные Писания. Посланники Бога. Что относится к Божественным Писаниям. К чему призывают людей Тора, Евангелие, Коран. Кого относят к посланникам Бога. (1час)
  9. Вера в судный день и судьбу. Что ждет людей в судный день. Что означает вера в судьбу. Как нужно жить мусульманину, чтобы оказаться в раю. (1час)
  10. Обязанности мусульман. Каковы пять столпов ислама. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. (1час)
  11. Поклонение Аллаху. Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Как устроена мечеть. (1час)
  12. Пост в месяц рамадан. Что предусматривает пост в исламе. В какой месяц постятся мусульмане. Какие качества помогает сформировать пост. (1час)
  13. Пожертвования во имя Всевышнего. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и бедности. (1час)
  14. Поломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем придании. Какие обряды проводятся во время хаджи. (1час)
  15. Творческие работы учащихся. (1час)

Темы творческих работ: Жизнь пророка Мухаммада. Нравственный облик посланника Аллаха. Хиджра – начало мусульманского летоисчисления. Что значит для мусульманина Священный Коран и Сунна? Во что верят мусульмане? Религиозные обязанности мусульман. Священные города Мекка и Медина. Ислам- это религия внутренней и внешней чистоты.  

  1. История ислама в России. Как распространялся ислам на территории нашей страны. Какие народы России исповедуют ислам. Что менялось в жизни людей с принятием ислама. (1час)
  2. Нравственные ценности ислама. Что такое нравственные ценности. Каковы нравственные ценности мусульман. В чем проявляется любовь человека к Родине. (1час)
  3. Сотворение добра. Что значит «творить добро» Как научиться делать добро. (1час)
  4. Дружба и взаимопомощь. В чем проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют. (1час)
  5. Семья в исламе. Какое значение имеет семья для мусульманина. Какие качества необходимы в семейной жизни. (1час)
  6.  Родители и дети. Что такое родительская любовь. Чему мать и отец учат своих детей. (1час)
  7. Отношение к старшим. Как мусульмане относятся к старшим. Каковы правила поведения детей в присутствии взрослых. (1час)
  8. Традиции гостеприимства. Как мусульмане относятся к гостям. Какие традиции гостеприимства существуют с давних пор. Особенности летоисчисления в исламе. (1час)
  9. Ценность и польза образования. Как мусульмане относятся к образованию. Как и чему издавна учили в исламских школах. Искусство ислама. (1час)
  10. Ислам и наука. Как развивалась наука в исламском мире. Кто из мусульманских ученых вошел в историю. (1час)
  11. Искусство ислама. Что отражает искусство ислама. Чем интересны произведения исламского искусства. (1час)
  12. Праздники мусульман. Какие праздники являются любимыми у мусульман. Как проходят праздники. (2часа)

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России(1час)

3.1. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (1час)

Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» ( 4 часа)

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

Раздел 5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы исламской культуры

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

1

4

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

3

5

Итоговое занятие

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 54»:

Мазур В. М./__________/

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ № 54»:

Дружинина О.С/____________/

Приказ № ________ от «____»_______________20___г.

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы иудейской культуры» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

                                 

                                                                                                                   Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20___ г.

                                        

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы иудейской культуры», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Знакомство с новым предметом. ( 2 часа)

1.1. Россия – наша Родина.( 1 час)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

1.2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.( 1 час)

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.

Раздел 2. Введение в иудейскую культуру. (4часа)

2.1. Не совсем обычный урок. Золотой город. Экскурсия в Иерусалим.( 1 час)

Основное содержание: Иерусалим – город трех религий. Значение Иерусалима в иудаизме. Язык иврит. Государство Израиль. Старый город и святыни трех религий – храм Гроба Господня, мечети Аль-Акса и Купол Скалы. Стена Плача.

2.2. Евреи. Иудаизм .( 1 час)

Основное содержание: кто такие евреи и что такое иудаизм. Вероучение как фактор сохранения национальной самоидентичности и культуры. Иудаизм – самая древняя из трех основных монотеистических религий.

2.3. Тора .( 1 час)

Основное содержание: Тора (Пятикнижие) — главная книга иудаизма. Танах (Еврейская Библия) и ее составные части. Книги Пятикнижия.

2.4. Мир и человек в иудаизме.( 1 час)

Основное содержание: представления о Боге в иудаизме. Сотворение мира и человека согласно иудейской традиции. Представления о душе.

Раздел 3. О чем рассказывают священные книги. (7часов)

3.1. Праотец Авраам. Союз с Богом( 1 час)

Основное содержание: Авраам: значение имени, история жизни. Идея единого Бога.

3.2. Патриархи еврейского народа( 1 час)

Основное содержание: Исаак и Иаков. Двенадцать колен Израилевых.

3.3. Моисей. Исход из Египта( 1 час)

Основное содержание: история рождения и спасения Моисея. Явление Моисею Неопалимой купины.

3.4. Дарование Торы( 1 час)

Основное содержание: сорок лет скитаний иудеев в пустыне — время воспитания свободного народа. Возобновление Завета с Богом.

3.5. Скиния и Храм. Царь Соломон( 1 час)

Основное содержание: Скиния — походный храм, ее назначение и устройство. Ковчег     Завета. Первосвященник и жрецы, ритуалы и жертвоприношения. Возникновение Царства Израиля. Царь Давид и строительство Иерусалима. Царь Соломон. Строительство Первого Иерусалимского Храма.

3.6. Разрушение Храма( 1 час)

Основное содержание: раздел Царства Израиля. Захват ассирийцами Израильского царства. Захват Иудеи вавилонянами и разрушение Первого Храма.

3.7. Века рассеяния( 1 час)

Основное содержание: расселение евреев по странам Азии и Европы. Еврейская община. Вера как фактор сохранения народа.

Раздел 4. Еврейский закон, традиции, праздники. (12часов)

4.1. О чем говорит еврейский Закон( 1 час)

Основное содержание: правило Гилеля — «золотое правило нравственности». Смысл заповеди «Люби ближнего своего как самого себя». Нравственные правила взаимоотношения людей.

4.2. Ритуалы и обычаи, запреты и разрешения( 1 час)

Основное содержание: ритуал принятия иудаизма — гиюр.

Правила ежедневной молитвы. Значение совместной молитвы в синагоге.

4.3. Традиции. Еврейский костюм( 1 час)

Основное содержание: различные этнические группы евреев. Сефарды и ашкеназы.

Языковые особенности различных групп евреев, бытовой язык и язык молитвы.

4.4. Традиции. Важные события жизни( 1 час)

Основное содержание: обряд обрезания — символический знак завета между Богом и народом Израиля.

4.5. Еврейский календарь( 1 час)

Основное содержание: еврейский календарь и его отличие от григорианского. Летоисчисление по еврейскому календарю.

Сутки и дни недели по еврейскому календарю.

4.6. Традиции. Еврейская семья( 1 час)

Основное содержание: значение семьи в жизни человека. Значение и святость брака в иудаизме. Обязанности и взаимоотношения мужа и жены в иудейской традиции.

4.7. Не совсем обычный урок. Традиционный еврейский дом( 1 час)

Основное содержание: правила поведения в гостях.

4.8. Праздники начала года( 1 час)

Основное содержание: праздники в жизни человека. Смысл и значение религиозных праздников.

4.9. Основные праздники. Песах и Шавуот( 1 час)

Основное содержание: праздник Песах. История, смысл и значение праздника. Подготовка к празднику. Пасхальный Седер: церемония, Агада, праздничное блюдо (кеара). Дети — главные участники Седера.

4.10. Основные праздники. Ханука и Пурим( 1 час)

Основное содержание: Пурим. История спасения евреев от замысла Амана. Традиционные праздничные угощения. Пуримшпиль.

Ханука. История праздника. Ханукия и правила зажигания свечей. Ханукальные традиции, связанные с детьми. Традиционные праздничные угощения.

4.11. Царица-Суббота( 1 час)

Основное содержание: смысл и значение Субботы (Шаббат) в еврейской традиции.

Субботний запрет на работу.

Подготовка к празднованию Субботы.

4.12. Не совсем обычный урок. Синагога( 1 час)

Основное содержание: внешний вид и правила строительства синагоги. Внутреннее убранство и устройство синагоги. Украшение внутреннего помещения синагоги.

Раздел 5. Иудаизм в России(4часа)

5.1. Евреи во времена Древней Руси( 1 час)

Основное содержание: история страны и история народа.

Еврейские общины на территории современной России в греческих городах-колониях. Еврейские общины во времена Киевской Руси.

5.2. Евреи в истории и культуре России( 1 час)

Основное содержание: евреи, внесшие вклад в историю и культуру России. Финансист Абрам Зак, промышленник Самуил Поляков, скульптор Марк Антокольский, художник Исаак Левитан, музыканты Гнесины.

5.3. Евреи в СССР и современной России( 2 часа)

Основное содержание: отмена черты оседлости. Борьба с религией после Октябрьской революции и её последствия.

Великая Отечественная война. Катастрофа еврейского народа. Вклад еврейских религиозных деятелей в победу над фашизмом.

Возрождение религиозной жизни в современной России.

Раздел 6. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

6.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

6.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

6.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

6.4. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

7. Итоговое занятие. Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Знакомство с новым предметом

2

2

Введение в иудейскую культуру

4

3

О чем рассказывают священные книги

7

4.

 Еврейский закон, традиции, праздники

12

5.

Иудаизм в России

4

6

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4

7

Итоговое занятие.

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 54»:

Мазур В. М./__________/

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ № 54»:

ДружининаО.С./____________/

Приказ № ________ от «____»_______________20___г

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

               

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20___ г.

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

       Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы мировых  религиозных культур », должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. 

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Раздел 2. Основы религиозных культур (27 часов).

2.1. Религии мира и их основатели. Иисус Христос, апостолы. (1 час)

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

2.2. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. (1 час)

2.3. Религии мира и их основатели. Мухаммед. Сиддхартха Гуатама (1 час)

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

2.4. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака (1 час)

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.

 2.5. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран (1 час)

Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

2.6. Хранители предания в религиях мира. (1 час)

 Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

2.7. Человек в религиозных традициях мира. (1 час)

 Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

2.8. Священные сооружения: христианские храмы . (1 час)

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

2.9. Искусство в религиозной культуре христианства, ислама . (1 час)

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства.

2.10. Искусство в религиозной культуре иудаизма, буддизма . (1 час)

Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

2.11.  Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. (1 час)

2.12. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Таинства в христианстве. Намаз в исламе. (1 час)

2.13. Религии России. Православное христианство в истории России. (2 часа)

Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

2.14. Религии России. Ислам, иудаизм и буддизм в истории России. (1 час)

2.15. Нравственные заповеди в религиях мира. (1 час)

Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

2.16. Религии и мораль. (1 час)

 Религия и мораль. Главный принцип всех религий.

2.17. Добро и зло. Возникновение зла в мире. (1 час)

2.18. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. (1 час)

2.19. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Шабат в иудаизме, мантра в буддизме. (1 час)

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.

2.20. Религиозные ритуалы в искусстве. (1 час)

Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

2.21. Календари религий мира. (1 час)

Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.

2.22. Праздники в религиях мира. (2 часа)

Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

2.23. Семья, семейные ценности в религиях мира. (1 час)

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

2.24. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. (1 час)

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

2.25. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. (1 час)

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России. (1 час)

  1. Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

4.4. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт. (1 час)

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы мировых религиозных культур

27

3

Духовные традиции многонационального народа России

1

4

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4

5

Итоговое занятие.

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20___г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 54»: Мазур В. М./__________/

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ № 54»:

Дружинина О.С./____________/

Приказ № ________ от «____»_______________20___г.

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

                                 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20___ г.

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы православной культуры», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

  1. Содержание учебного предмета

1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

  1. Россия – наша Родина (1 час) Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
  1. Основы православной культуры (28 часов).
  1. Культура и религия(1 час.)

Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Знать: Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

  1. Человек и Бог в православии (1 час).

Какие дары бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Знакомятся с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

  1. Православная молитва (1 час).

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

  1. Библия и Евангелие (1 часа).

Кто такие христиане? Что такое Библия?  Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

  1. Проповедь Христа (1 час).

Чему учил Христос? Что такое Нагорная проповедь? Какое сокровище нельзя украсть? Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

  1. Христос и Его Крест (1 час)

Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни? Символику креста? Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

  1. Пасха (1часа)

Что воскресенье не только день недели? Что такое Пасха? Как празднуют Пасху? Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

  1. Православное учение в человеке (1 час).

Чем бог одарил человека? Когда болит душа? Что такое «образ Божий»? Душа. Тело.

  1. Совесть и раскаяние (1 час)

О подсказках совести. Как исправлять ошибки? Раскаяние. Совесть.

  1. Заповеди (1 час).

Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? Заповеди. Моисей.

2.11. Милосердие и сострадание (1 час).

Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют «ближним»? Как христианин должен относиться к людям? Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

2.12. Золотое правило этики (1 час).

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Грех. Неосуждение.

2.13. Храм (1 час).

Что люди делают в храмах? Как устроен православный? Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомятся с устройством храмов

2.14. Икона (1 час).

Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

2.15. Как христианство пришло на Русь (1 час).

Когда состоялось крещение Руси? Кто крестил Русь? Какие преобразования произошли на Руси с крещением Руси? Таинство крещения,  иордань. Знакомство с основными вехами крещения Руси.

2.16. Подвиг (2 часа).

Кто такие подвижники? Кого мы называем героями? Подвиг, смелость, героический поступок, добрый и злой поступок, поступок по справедливости. Привести примеры хороших поступков (подвига) из жизни.

2.17. Заповеди блаженств (1 час).

Что такое заповеди? Как православные христиане понимают слово «блаженство»? Заповеди, миротворчество, терпение, смирение, любовь к ближнему.

2.18. Зачем творить добро? (1 час)

Что такое добро и зло? Какие поступки добрые? Как можно помочь ближнему? Добро и зло, взаимопомощь. Составить рассказ о добре.

2.19. Чудо в жизни христианина (1 час).

Что такое чудо? Какие чудеса бывают? Отличать чудо в Священном Писании от чуда в сказке. Какие чудеса совершал Иисус Христос?

2.20. Православие о Божием суде (1час).

Что такое суд? Какой суд называется Божиим? Божий суд, страшный суд, совесть, раскаяние.

2.21. Таинство Причастия (1 час).

Таинства. Как православные готовятся к таинству Причастия? Причастие, евхаристия, исповедь, очищение, «приобщение тела и крови Христовых».

2.22. Монастыри (1 час).

Какие архитектурные сооружения свойственны для православной культуры? Каков уклад жизни в монастыре?

2.23. Отношение христианина к природе (1 часа)

Как необходимо относится к природе? Как следует защищать природу?

2.24. Христианская семья (1 час).

Каков семейный уклад жизни у православных христиан? Как нужно относиться к старшим, к родителям?

2.25. Защита Отечества (2 часа).

О патриотах-полководцах. Какие великие сражения были в истории России?

2.26. Христианин в труде (1 час).

Почему человек должен трудиться? Как бороться с ленью.

3. Духовные традиции многонационального народа России(1 час).

3.1. Любовь и уважение к Отечеству (1 час).

Что такое патриотизм? Что значит любить и уважать Отечество?

4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (3 часа)

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание. (1 час)

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе? (1 час)

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка. (1 час)

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт. (1 час)

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Основы православной культуры

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

1

4

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

3

5

Итоговое занятие.

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

Паутова Т. Г./_________/

Протокол № ___   от

«____»_____________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №54»:

Мазур В. М./__________/

«____»____________20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ№54»:

Дружинина О.С./__________/

Приказ № ________ от «____»_______________20__г.

Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы   светской этики» для 4 класса

Автор составитель: Сметанникова Н.Ю.,

                                   первая квалификационная категория                                  

                                 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»____________20___ г.

  1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

       Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учётом общих требований стандарта и специфики изучаемого предмета «Основы религиозных культур и светской этики», входящего в состав предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3)понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

  1. Содержание учебного предмета

        1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1.1.Россия - наша Родина. (1 ч)

          2.Основы религиозных культур и светской этики.  (26 ч)

2.1.Что такое светская этика? (1час)

2.2.Мораль и культура. Особенности морали. (1час)

2.3.Добро и зло. (2часа)

2.4. Добродетели и пороки. (1час)

2.5.Свобода и моральный выбор человека. (1час)

2.6.Свобода и ответственность. (1час)

2.7.Моральный долг. (1час)

2.8. Справедливость. (1час)

2.9. Альтруизм и эгоизм. (1час)

2.10. Дружба. (1час)

2.11. Что значит быть моральным? (2часа)

2.12.Творческие работы учащихся. (1час)

2.13.Род и семья- исток нравственных отношений. (1час)

2.14.Нравственный поступок. (1час)

2.15.Золотое правило нравственности. (1час)

2.16.Стыд, вина и извинение. (1час)

2.17.Честь и достоинство. (1час)

2.18.Совесть. (1час)

2.19.Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. (1час)

2.20.Джентльмен и леди. (1час)

2.21.Образцы нравственности в культуре Отечества. (1час)

2.22.Этикет. (1час)

 2.23.Семейные праздники. (1час)

2.24.Жизнь человека- высшая нравственная ценность. (1час)

          3.Духовные традиции многонационального народа России (3 ч)

3.1.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

3.2. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами «Памятники религиозной культуры в моем городе».

3.3.Выступление учащихся со своими творческими работами «Мое отношение к миру, людям, России».

4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (3 часа)

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание. (1 час)

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе? (1 час)

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка. (1 час)

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт. (1 час)

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы светской этики

26

3

Духовные традиции многонационального народа России

3

4.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

3

5

Итоговое занятие.

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...