Урок ОРКСЭ (ОПК) 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ходарева Наталья Ивановна

Урок по ОРКСЭ (ОПК) по теме "Защита Отечества" 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  ОРКСЭ (Основы православной культуры)

4 класс

Тема: «Защита Отечества»

Тип урока: овладение новыми знаниями

Оборудование:

  • учебник
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • раздаточный материал (фотографии, иллюстрации, тексты)
  • видеоматериалы

Разработчик: Ходарева Н. И.

Тема: « Защита Отечества»

Цель: способствовать раскрытию понятия «защита Отечества».

Задачи: 1.раскрыть понятие «защита Отечества» ;

2. объяснить понятия «справедливая и несправедливая война»;

3.побудить задуматься о том, почему русское воинство всегда оставалось победителем.

  1. ВЫЗОВ

Видеоролик «Вставай, страна огромная!» (Хроники ВОВ) -1,5 мин- 2 мин

-Каковы ваши впечатления от увиденного, услышанного? Что вы знаете об этом?

(ВОВ – самая страшная кровопролитная война в нашей стране, 27 млн. погибших…)

-А что переживали люди той поры? (Горе, страх, ужас…)

-В ваших семьях кто-то был на войне?

-Про какие войны в нашей стране вы ещё знаете?

(Невская битва-1240 г., Ледовое побоище- 1242г., Куликовская  битва- 1380г.,  Отечественная Война с Наполеоном -1812г….)

-Кто побеждал в этих войнах?

(Наш русский народ)

-Как думаете, а почему наш народ всегда побеждал? (Защищали свою Родину, своё Отечество).

-Вот  об этом мы сегодня и поговорим.

-О чём?

-Итак, тема  урока: «Защита Отечества»

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Почему мы всегда побеждали?…)

-Это и будет целью нашего урока.

  1. Осмысление

1). Работа с понятиями.

-Вспомните, что обозначает слово Отечество. (ответы детей) – СЛАЙД 1

-Давайте, посмотрим , какие определения даёт нам словарь.

«Отечество -  родная земля, Отчизна, где родился, вырос; корень , земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит.»

                                                                                  (В. И. Даль)

«Отечество -  земля наших отцов и дедов.»

                                                                                   (К.Д. Ушинский)

-Испокон веков  на Руси православные люди бережно относились  к родной земле, оберегали её, хранили  границы, защищали.

-Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Ответы детей или учебник –стр. 134(89)). Справедливая война.   СЛАЙД 2

ВОЙНА

                         Справедливая                                    Несправедливая

Цель: защищать свою семью,                          Цель: захватить чужие земли,

Родину и её святыни .                                        навязать свою веру.

-Итак, мы побеждали почему?

(Вели освободительную войну, защищали своё Отечество)

-А только ли поэтому мы победили?

2).Работа в парах.

-Предлагаю поработать в парах и обсудить этот вопрос.

-У вас конверты с различными материалами (фото, иллюстрации, тексты).

-Рассмотрите. Обсудите: почему русский народ всегда побеждал?

Сформулируйте кратко.

  • Дети работают в парах. (1-2 мин)

-Итак,  что же ещё помогало русскому народу всегда выходить из войны победителем?

  • Выслушивание ответов.

(Героизм, смелость, храбрость, отвага, мужество, решительность, сила , сила духа…

Дружба, взаимопомощь, поддержка,  сплочённость дружелюбие…

Любовь к Родине, патриотизм…

Вера в Бога, вера в победу, надежда…

Милосердие, доброта…)

 

3).Составление кластера

(Дети называют слова. Учитель крепит на щит то, что называют дети, заранее заготовив надписи).

-Посмотрите, какой мощный щит у нас получился!

-Почему русский народ проявлял эти качества?

-Верующий в Бога человек соблюдает законы Божии (заповеди).

-Какие заповеди вы знаете? (…)

-Значит , почему Бог всегда помогал нашему народу? (Соблюдали заповеди Божии).

!!!-Есть ещё заповедь Христа, которую очень хорошо знали воины-христиане.

-Кто знает?

-Прочитаем в учебнике  (стр. 135)

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»  СЛАЙД 3

-Воин –христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому  он может исполнить свой воинский долг, не боясь смертной угрозы.

-Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

4). Работа в парах

-Попробуйте сформулировать законы милосердия и справедливости к врагу.

Учебник –стр.136. СЛАЙД 4

ЗАКОНЫ МИЛОСЕРДИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТИ К ВРАГУ

  1. Нельзя добивать раненых.
  2. Нельзя трогать безоружных.
  3. Нельзя грабить местных жителей.
  4. Если враг сдаётся или война не окончена, к недавнему врагу отнестись просто как к человеку.

-Законы милосердия и справедливости должны  прийти на смену  законам войны!

3. ИТОГ

-О чём мы сегодня говорили? (О защите Отечества).

-С точки зрения православной культуры , какая война допускается?

(Защита Отечества. Оборонительная. Справедливая)

-На какой вопрос искали ответ? (Почему русский народ всегда побеждал?)

-Нашли ответ? (Да. Бог помогал, т. к. русский народ  всегда старался исполнять заповеди Божии).

-Был ли полезным урок?

4. РЕФЛЕКСИЯ    СЛАЙД 5

-Продолжите  предложения:

Я уже знал…

Я узнал…

Мне осталось непонятно…

  1. Д. з. учебник с. 133-138. Вопросы 3. 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Защита Отечества»

Слайд 2

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. В. Даль Отечество – земля наших отцов и дедов. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Война Справедливая (оборонительная) Цель : защитить свою семью, Родину и её святыни Несправедливая Цель : захватить чужие земли, навязать свою веру

Слайд 4

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15;13)

Слайд 5

Законы милосердия и справедливости Нельзя убивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. 4.Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись просто как к человеку.

Слайд 6

Я уже знал … Я узнал … Мне захотелось узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"...

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...