Урок "Монастырь" по модулю «Основы православной культуры», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок с использованием методов и приёмов по развитию критического мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Монастырь" по модулю «Основы православной культуры», 4 класс | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Буйвол Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан
Класс: 4, модуль «Основы православной культуры»
Тема: Монастырь.
Цель: знакомство с православными монастырями и особенностями жизни в монастыре.
Планируемые результаты
Регулятивные учебные действия:
Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия:
Раскрыть смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты». Формировать представление о жизни в монастыре. Выявить, почему люди идут в монахи. Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.
Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
Универсальные логические действия:
Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
Развивать умение сравнивать и обобщать информацию.
Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Развивать нравственные качества личности.
Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.
Деятельность обучающихся:
Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.
Познавательные учебные действия: раскрывают смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные действия: договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.
Основные понятия: монастырь, монах, инок, послушание, монашеские обеты.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, интерактивная доска DualBoard, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», карточки для работы в паре и в группе, рабочий лист.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке будете слушать, рассуждать, читать, анализировать.
- Какова задача нашего урока?
(учиться слушать товарищей, вступать в диалог, осмысливать услышанное, прочитанное)
- Начнем с проверки домашнего задания. С какой целью его проверяем?
У вас на столах карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.
Задание: Установить соответствие между изображением таинства и его названием.
(1 пара работает у интерактивной доски DualBoard)
- Как вы мыслили?
- Соотнести свою работу с образцом на слайде. / Слайд 2.
- Какие вопросы для викторины вы подготовили к уроку?
Примерные вопросы:
-Как в православной традиции называется таинство заключения брака? /венчание
- Продолжим открывать секреты православной культуры.
2. Знакомство с понятием «монастырь».
-Рассмотрите картину русского художника 19 века Бориса Михайловича Кустодиева.
/Слайд 3
- Что Вам известно об этом сюжете?
-Опишите увиденное.
- Послушайте произведение Владимира Григорьевича Волкова в его собственном исполнении.
Звучит произведение Владимира Григорьевича Волкова «Монастырь». / Слайд 3.
-Что объединяет художественное и музыкальное произведения?
-Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?
-Для чего нам это важно понять?
(быть терпимее к людям, совершать больше добрых дел)
Определить тему урока.
Прочитать тему урока: Монастырь.
- На какие вопросы хотелось бы найти ответы?
- Определить учебную задачу.
1. Что такое монастырь.
2. Какова жизнь в монастыре.
3. Почему люди идут в монахи?
4. Роль монастыря в развитии русской культуры.
- Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?
Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 в учебнике «Основы православной культуры».
План
1. Почему люди идут в монахи?
2. От чего отказываются монахи.
- Совпали ли мнения?
- Как понимаете понятие «монастырь»?
- Какие ассоциации возникли?
- Где можно найти информацию?
Обращение обучающихся к толковому словарю С.И. Ожегова с.362
Монастырь
1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.
2. Территория, храм и все помещения такой общины.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой / Слайд 4.
Монастырь
1) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.
2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.
3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.
-Что выяснили из определения?
Слово «монастырь» в переводе с греческого языка означало «уединенное место».
Монастыри бывают мужские и женские.
- Некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?
- Найти определение понятия «монах» в статье на с. 80 (1-2 абзацы)
- Как понять «иноки»?
Монахов часто называют иноками, так как в отличие от мирян они избрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс». Статья «Это интересно. Монастыри».
С XI века на Руси появляются первые монастыри. Первые монахи – Антоний и Феодосий в Киево – Печерской лавре.
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?
Индивидуальная работа с рабочим листом. Интерактивная доска DualBoard.
Задание. Подпиши, как называются части монашеского облачения и что они символизируют, используя статью «Монашеское облачение» в рубрике «Это интересно» с.81 учебника и изображения.
Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры». Интерактивные модели «Монашеское облачение».
- Монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии. В руках они неспешно перебирают четки, произнося «про себя» молитву.
- Что узнали нового?
- На какие вопросы нашли ответы?
3. Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.
- Предположите, легко ли стать монахом?
Чтение с пометами.
Задание:
Используя текст пособия с.80 - 81, выяснить, почему люди идут в монахи.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать
- Что узнали нового?
Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся.
Кельи – маленькие комнатки для иноков. Слайд 5.
Трапезная – столовая в монастыре.
Игумен (игуменья) – настоятель (настоятельница) монастыря.
- Как отличить призвание от случайного каприза?
Значение слова при-зва́-ни·е
1. Действие по значению гл. призывать, призвать
2. Склонность, способность к какому-либо делу, занятию
3. Высокое назначение, предназначение
- Вы хотели бы найти своё призвание?
- Найти в статье на странице 81 - 82 (1 абзац) этапы жизни в монастыре и записать их в тетрадь.
1. Послушание.
2. Монашеский обет.
3. Постриг.
4. Получение нового имени.
Осуществление идеи настоящего иночества надо искать именно в пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и, как правило, еще в молодости.
Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу под руководством опытного старца, часто самого основателя этого монастыря. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, "изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи". Так усвоялось первое и основное качество инока, отречение от своей воли, послушание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения, подвижник уходил в пустыню, чтобы основывать там новые монастыри.
Просмотр видеосюжета о женской обители – единственном в области монастыре во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
- Просмотрим видеосюжет./ Слайд 6.
Справка.
Епархиальный женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского открыт в 2007 году в селе Раздольное Биробиджанского района ЕАО. Назначена настоятельницей обители монахиня Анастасия (Иванченко).
В 2011 г. начато строительство каменного сестринского корпуса.
При монастыре организовано подсобное хозяйство. В подсобном хозяйстве имеются лошадь, жеребенок, 2 коровы, теленок, индейки, куры.
- От чего отказываются монахи?
- Какие черты характера воспитываются в монастыре? (милосердие, трудолюбие, терпимость, смирение)
«Смирение и любовь — самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха…» (Преподобный Варсонофий.) Слайд 7.
- Как вы это понимаете?
Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы, монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога, заслужили дар предвидения или исцеления.
- Назовите имена известных вам Святых Старцев.
Серафим Саровский
Святитель Феофан Затворник
Святитель Игнатий Брянчанинов
Преподобный Алексий Зосимовский Слайд 8.
Старец Арсений Афонский
Преп. Амвросий Оптинский
- На какие вопросы нашли ответы?
4. Учебная задача: Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.
- Вернемся к картине, с которой начали наш разговор. / Слайд 9.
- Как она называется?
- Когда появились первые монастыри?
- У нас много православных обителей – и маленьких и больших. Какие вам известны?
/Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь./
Сообщение ребят. Слайды 10 - 16
- Какова роль монастыря в жизни русского народа?
- Где можно найти такую информацию?
Есть разные источники, но в данный момент помогут статья учебника и детской энциклопедии «История России».
Групповая работа
Задание для работы в группе:
Используя текст пособия (с.80 – 81), рисунки и записи, составьте кластер – «Роль монастыря в жизни русского народа».
- Какова роль монастыря в жизни русского народа?
Ответы в виде схемы появляются и на слайде 17.
Монастыри - настоящие крепости, надежно охраняли русские города. Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Ведение хозяйства, книжное дело, строительство и архитектурана века заложили основы многих культурных традиций России. Создавались при монастыре школы, больницы. Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов рек (Оки, Волги), что сделало их местами отдыха и торговли для путешествовавших по рекам купцов.
Справка.
Кирилло-Белозерский монастырь в XV—XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.
Форпостами стали называть монастыри на дальних подступах к русским землям, выполняющие функции "передовых крепостей".
Форпост — торговый пост, место, где происходил обмен товаров.
Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей
Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.
С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников. Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.
Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.
Возник в 1420—1430-е годы.
Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.
Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в1337 году преподобным Сергием Радонежским.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. Троицкий монастырь был духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
- Какую задачу ставили?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Чем монастырь отличается от церкви?
Основатель монастыря часто шел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении с природой. Об отношении христианина к природе мы поговорим на следующем уроке.
- Составить в паре правила поведения в монастыре.
5. Итог
- Составить синквейн. / Слайд 18.
1. Написать слово - предмет по теме.
2. 2- слова признака
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Итоговый ответ учащихся.
-Закончить урок хочу произведением «Монастырь» в исполнении Насти Гебер.
Автор: |
В густой листве затерян монастырь, |
Рефлексия / слайд 19.
6. Домашнее задание /Слайд 20
По выбору:
- Подготовить рисунки и вопросы по теме.
- Составить кроссворд.
- Подготовить сообщение.
- Написать мини-рассуждение (рабочий лист, задание №2).
- Разработать правила поведения в монастыре
Приложение 1
Таинства Православной Церкви
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
1) неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
1) обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех - Брак и Священство.
Приложение 2
Текст песни: Владимира Волкова «Монастырь»
Занимается день. Монастырь над рекой –
Заходи, путь открыт, вход отверст!
А на сердце такой почивает покой,
Что я вижу за тысячи верст:
Как лампады горят и горят в алтаре…
Телом здесь, а душой в небесех
Служит старец-монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.
Над изрытой землёй бьёт двенадцать часов.
Избы смотрят глазами сирот.
Средь бескрайних степей и дремучих лесов
Похоронен великий народ…
А лампады горят и горят в алтаре
С тех времён и до сих самых пор.
Служит русский монах в белом монастыре,
И, как прежде, поёт братский хор.
Звон к вечерне зовёт, я Пречистей хочу
Помолиться за други своя,
Помолиться за тех, кто затеплит свечу
Пред Державной иконой Ея.
А лампады горят, всё горят в алтаре.
Телом здесь, а душой в небесех
Плачет русский монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.
http://v-volkov.ru/pesni/10_monastir_192/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....