Урок "Монастырь" по модулю «Основы православной культуры», 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Буйвол Ольга Анатольевна

Урок с использованием методов и приёмов по развитию критического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буйвол Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 4, модуль «Основы православной культуры»

Тема: Монастырь.

Цель: знакомство с православными монастырями и особенностями жизни в монастыре. 

Планируемые результаты 

Регулятивные учебные действия: 

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрыть смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты». Формировать представление о жизни в монастыре.  Выявить, почему люди идут в монахи. Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.

Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты  с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.

Развивать умение сравнивать и обобщать информацию.

Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия: 

Пробудить познавательную активность. Развивать нравственные качества личности.

Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.

Деятельность обучающихся:

Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия: раскрывают смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные действия: договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

Основные понятия: монастырь, монах, инок, послушание, монашеские обеты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, интерактивная доска DualBoard, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», карточки для работы в паре и в группе, рабочий лист.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке будете слушать, рассуждать, читать, анализировать.

- Какова задача нашего урока?

(учиться слушать товарищей, вступать в диалог, осмысливать услышанное, прочитанное)

- Начнем с проверки домашнего задания. С какой целью его проверяем?

У вас на столах карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.

Задание:  Установить соответствие между изображением таинства и его названием.

(1 пара работает у интерактивной доски DualBoard)

- Как вы мыслили?

- Соотнести свою работу с образцом на слайде. / Слайд 2. 

- Какие вопросы для викторины вы подготовили к уроку?

Примерные вопросы:

-Как в православной традиции называется таинство заключения брака? /венчание

- Продолжим открывать секреты православной культуры.

2. Знакомство с понятием «монастырь».

-Рассмотрите картину русского художника 19 века Бориса Михайловича Кустодиева.

  /Слайд 3

- Что Вам известно об этом сюжете?

-Опишите увиденное.

- Послушайте произведение Владимира Григорьевича Волкова в его собственном исполнении.

Звучит произведение Владимира Григорьевича Волкова «Монастырь».        / Слайд 3.

-Что объединяет художественное и музыкальное произведения?

-Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

-Для чего нам это важно понять?

(быть терпимее к людям, совершать больше добрых дел)

Определить тему урока.

Прочитать тему урока: Монастырь.

- На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

- Определить учебную задачу.

1. Что такое монастырь.

2. Какова жизнь в монастыре.

3. Почему люди идут в монахи?

4. Роль монастыря в развитии русской культуры.

- Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?

Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 в учебнике «Основы православной культуры».

План

1. Почему люди идут в монахи?                                        

2. От чего отказываются монахи.

- Совпали ли мнения?

- Как понимаете понятие «монастырь»?                                    

- Какие ассоциации возникли?

- Где можно найти информацию?

Обращение обучающихся к толковому словарю С.И. Ожегова с.362

Монастырь

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.

2. Территория, храм и все помещения такой общины.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой  / Слайд 4.

Монастырь

1) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.

2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.

3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.

-Что выяснили из определения?  

Слово «монастырь» в переводе с греческого языка означало «уединенное место».

Монастыри бывают мужские и женские.

- Некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

- Найти определение понятия «монах» в статье на с. 80 (1-2 абзацы)

- Как понять «иноки»?

Монахов часто называют иноками, так как в отличие от мирян они избрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс». Статья «Это интересно. Монастыри».

С XI века на Руси появляются первые монастыри. Первые монахи – Антоний и Феодосий в Киево – Печерской  лавре.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

Индивидуальная работа с рабочим листом. Интерактивная доска DualBoard.

Задание. Подпиши, как называются части монашеского облачения и что они символизируют, используя статью «Монашеское облачение» в рубрике «Это интересно» с.81 учебника и изображения.

Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры». Интерактивные модели «Монашеское облачение».

- Монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках они неспешно  перебирают четки, произнося «про себя» молитву.

- Что узнали нового?

- На какие вопросы нашли ответы?

3. Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.

- Предположите, легко ли стать монахом?

Чтение с пометами.

Задание:

Используя текст пособия с.80 - 81, выяснить, почему люди идут в монахи.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

- Что узнали нового?

Главное правило  монашеской жизни: «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся.

Кельи – маленькие комнатки для иноков. Слайд 5.

Трапезная – столовая в монастыре.

Игумен  (игуменья) – настоятель (настоятельница) монастыря.

- Как отличить призвание от случайного каприза?

Значение слова при-зва́-ни·е

1. Действие по значению гл. призывать, призвать

2. Склонность, способность к какому-либо делу, занятию

3. Высокое назначение, предназначение

- Вы хотели бы найти своё призвание?

- Найти в статье на странице 81 - 82 (1 абзац) этапы жизни в монастыре и записать их в тетрадь.

1. Послушание.

2. Монашеский обет.

3. Постриг.

4. Получение нового имени.

Осуществление идеи настоящего иночества надо искать именно в пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и, как правило, еще в молодости.

Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу под руководством опытного старца, часто самого основателя этого монастыря. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, "изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи". Так усвоялось первое и основное качество инока, отречение от своей воли, послушание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения, подвижник уходил в пустыню, чтобы основывать там новые монастыри.

Просмотр видеосюжета о женской обители – единственном в области монастыре во имя святителя Иннокентия,  митрополита Московского.

Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

- Просмотрим видеосюжет./ Слайд 6.

Справка.

Епархиальный женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского открыт в 2007 году в селе Раздольное Биробиджанского района ЕАО.  Назначена настоятельницей обители монахиня Анастасия (Иванченко).

В 2011 г. начато строительство каменного сестринского корпуса.

При монастыре организовано подсобное хозяйство. В подсобном хозяйстве имеются лошадь, жеребенок, 2 коровы, теленок, индейки, куры.

 - От чего отказываются монахи?

- Какие черты характера воспитываются в монастыре? (милосердие, трудолюбие, терпимость, смирение)

«Смирение и любовь — самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха…» (Преподобный Варсонофий.)  Слайд 7.

- Как вы это понимаете?

Издревле  на Руси в монастырях жили Святые Старцы, монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога, заслужили дар предвидения или исцеления.

- Назовите имена известных вам Святых Старцев. 

Серафим Саровский

Святитель Феофан Затворник

Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Алексий Зосимовский      Слайд 8.

Старец Арсений Афонский

Преп. Амвросий Оптинский

- На какие вопросы нашли ответы?

4. Учебная задача: Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.

- Вернемся к картине, с которой начали наш разговор. / Слайд 9.

- Как она называется?

- Когда появились первые  монастыри?

- У нас много православных обителей – и маленьких и больших. Какие вам известны?

/Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь./  

Сообщение ребят. Слайды 10 - 16

- Какова роль монастыря в жизни русского народа?

- Где можно найти такую информацию?

Есть разные источники, но в данный момент помогут статья учебника и детской энциклопедии «История России».

Групповая работа

Задание для работы в группе:

Используя текст пособия (с.80 – 81), рисунки и записи, составьте кластер – «Роль монастыря в жизни русского народа».

- Какова роль монастыря в жизни русского народа?

Ответы в виде схемы появляются и на слайде 17.

          Монастыри - настоящие крепости, надежно охраняли русские города. Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Ведение хозяйства, книжное дело, строительство и архитектурана века заложили основы многих культурных традиций России. Создавались при монастыре школы, больницы. Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов рек (Оки, Волги), что сделало их местами отдыха и торговли для путешествовавших по рекам купцов.  

Справка.

Кирилло-Белозерский монастырь в XV—XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Форпостами стали называть монастыри на дальних подступах к русским землям, выполняющие функции "передовых крепостей".

Форпост — торговый пост, место, где происходил обмен товаров.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей

Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.      

С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников. Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.

Возник в 1420—1430-е годы. 

Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в1337 году преподобным Сергием Радонежским.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. Троицкий монастырь был духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

- Какую задачу ставили?

- На какие вопросы нашли ответы? 

- Чем монастырь отличается от церкви?

Основатель монастыря часто шел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении с природой. Об отношении христианина к природе мы поговорим на следующем уроке.

- Составить в паре правила поведения в монастыре.

5. Итог

- Составить синквейн. / Слайд 18.

1. Написать слово - предмет по теме.

2.  2- слова признака

3. 2-3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Итоговый ответ учащихся.

-Закончить урок хочу произведением «Монастырь» в исполнении Насти Гебер.

Автор:

Светлана Вольная

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

Рефлексия / слайд 19.    

6. Домашнее задание /Слайд 20                              

По выбору:

- Подготовить рисунки  и вопросы по теме.

- Составить кроссворд.

- Подготовить сообщение.

- Написать мини-рассуждение (рабочий лист, задание №2).

- Разработать правила поведения в монастыре


Приложение 1

Таинства Православной Церкви

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

1) неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;

2) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

1) обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

2) необязательные для всех - Брак и Священство.


Приложение 2

Текст песни: Владимира Волкова «Монастырь»

Занимается день. Монастырь над рекой –
Заходи, путь открыт, вход отверст!
А на сердце такой почивает покой,
Что я вижу за тысячи верст:

Как лампады горят и горят в алтаре…
Телом здесь, а душой в небесех
Служит старец-монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.

Над изрытой землёй бьёт двенадцать часов.
Избы смотрят глазами сирот.
Средь бескрайних степей и дремучих лесов
Похоронен великий народ…

А лампады горят и горят в алтаре
С тех времён и до сих самых пор.
Служит русский монах в белом монастыре,
И, как прежде, поёт братский хор.

Звон к вечерне зовёт, я Пречистей хочу
Помолиться за други своя,
Помолиться за тех, кто затеплит свечу
Пред Державной иконой Ея.

А лампады горят, всё горят в алтаре.
Телом здесь, а душой в небесех
Плачет русский монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.

http://v-volkov.ru/pesni/10_monastir_192/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....