технологическая карта урока ОРКСЭ ОПК по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Тип урока: открытие нового знания
Тема | Храм и другие православные святыни. Внутреннее строение и убранство храма |
Цель | Познакомить учащихся с устройством православного храма и традициями поведения в нем |
Задачи | Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ; Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся Воспитательные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. |
Планируемые результаты | Предметные: Представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества ЛичностныеУУД: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные
| УУД | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Психологический настрой к учебной деятельности. Слушание стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «В храме». Ответы детей (фронтальная работа) | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас здоровыми и улыбчивыми. Уверена, что сегодня мы узнаем много нового и интересного, а также выполним много полезного. Желаю нам успешной и плодотворной работы Сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. Попробуйте догадаться, как оно называется. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Читает подготовленный ученик. Сумерки, тени, лампады мерцание, Слово молитвы, церковное пение, В храме я вижу молитву народную; Итак, о чем же мы узнаем на уроке? (ответы детей). Правильно. Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы побываем в православном храме. | Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УДД Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма. Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как вести себя в нём». Принятие проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации. Определение обучающей задачи для данного урока. | Фронтальная беседа:
- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться? | Уметь называть изученные понятия | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом. Работа со словарем, толкование слов | Работа с понятием «храм». | - Составьте и запишите два предложения со словом «храм». - Где можно прочитать точное определение слова? Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Что еще знаете о храмах? | Уметь находить определение слов | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Работа над проектом. Используют для своего выступления материал учебника, Интернета, фото Используя свои знания, учебный материал, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма. | Распределение на группы | Первая группа: Православные храмы. Задача: рассказать о православных храмах. Вторая группа: «Экскурсия по храму». Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма (внутреннее строение, назначение частей) Третья группа: Правила церковного этикета. Задача: разработать правила поведения в православном храме. | Регулятивные УУД Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание | Учитель предлагает поочерёдное выступление группам. | Каждая группа получив своё задание, готовит выступление. | Уметь представлять свою работу. | Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать других |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | - С какой целью вы ходили в храм? - Какие храмы Прокопьевска вы знаете? Какие они, храмы? Подберите слова, характеризующие храм. Большой Красивый Великолепный Мощный Воздушный Лёгкий Добрый Строгий - Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Как и у человека, у храма есть свое имя. Оно связано с историей храма и с ликом святого, в честь которого назван храм. Вы сегодня слышали уже некоторые имена и услышите еще. - Строятся ли новые храмы в Прокопьевске? Где вы видели? | Уметь применять полученные знания | Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Заполнение пропусков на схеме. Самопроверка по образцу (схема на слайде) | Индивидуальное задание для учеников на карточках (два варианта карточек) | У каждого ученика на столе схема храма, но без указания его частей | Регулятивные УУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Групповая работа | Составление синквейна (существительное - ХРАМ)
| Познавательные УУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Индивидуальные ответы детей. | Фронтальная беседа. | - Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? - Что вас поразило на сегодняшнем уроке? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Что стало самым важным на уроке? Оцените свою работу на уроке Домашнее задание (на выбор): 1) Создать свой храм, в любом исполнении, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором. 2) Составить кроссворд на тему «Православный храм»; 3) Сообщение на тему «Храмы города Прокопьевска»; 4) Создать фотоколлаж 5) Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о храме Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя. | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...