Урок по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности" | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 4 классе
Модуль: «Основы религиозной культуры и светской этики»
Тема: «Золотое правило нравственности»
Разработала: Суняйкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»
Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
-личностные:
-развивать этические чувства как результата морального поведения;
-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
- воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
-метапредметные:
-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
-предметные:
-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях;
-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-видеоролик притча «Ведро с яблоками», клип «Делай добро»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»;
-толковый словарь.
Цель урока: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать терпимость, сострадание и любовь к ближнему.
Задачи:
Личностные: развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные: формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации;
Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Формы и методы изложения нового учебного материала:
- Подводящий диалог.
- Решение проблемных вопросов.
- Работа в группах по выведению золотого правила этики:
- работа с текстовым материалом.
- работа с иллюстративным материалом, дискуссия.
- моделирование
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, работа с тестом, моделирование.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
Этапы урока
Формирование УУД
Содержание урока
примечание
I. Организационный момент.
Познавательные УУД
1 Строить речевое высказывание в устной форме.
2 Делать выводы на основе анализа объектов.
3 Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Ход урока
I. - Посмотрите друг на друга и подарите улыбку. Когда вы улыбаетесь, у вас добрые лица. Начинаем урок ОРКСЭ.
II.Актуализация знаний.
Работа с пословицей
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
-Как понимаете эту пословицу?
- Какие бывают поступки?
- Назовите признаки нравственного поступка.
- Мотив (Зачем?)
- Цель (для чего?)
- Средства достижения цели ( надо знать к каким последствиям они приведут)
- Само действие (обстоятельство в которых действовал человек)
- Результат ( ради чего действовал)
Притча о ведре с яблоками
- Рассмотрим поступки каждого соседа
-Кто совершил нравственный поступок? Почему вы так считаете?
-А кто безнравственный?
Притча о ведре с яблоками
Видеоролик
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
-Чей поступок вам ближе по сердцу?
-Что чувствует человек, когда совершает доброе для ближнего? (МИЛОСЕРДИЕ.Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.)
-Всегда ли люди поступают нравственно?
-Какие два противоположных понятия присутствуют в притче о ведре с яблоками? (ДОБРО и ЗЛО)
-Почему второй сосед ответил первому добром?
-Почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил, без которых невозможно жить.
-Вспомните правила нравственности.
Например:
1. Старайся делать добро.
2. Бойся обидеть человека.
3.Люби и прощай людей.
4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.
5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.
6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.
7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.
8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.
9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.
10. Будь милосердным к людям.
- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.
-Почему его назвали ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ?
-Сформулируйте тему урока.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»
-Почему рассказ назван «Три товарища»?
-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?
-Представьте себя на его месте. Расскажите о своих чувствах.
-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?
-Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», какому следовал правилу?
Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали.
У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить.
Мудрецы, жившие в разное время, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков.
- Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.
Исследовательская работа по группам
- Прочитайте и обсудите в группе тексты в конвертах
- Найдите в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека.
- Прочитаем тексты вслух.
Текст №1
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Текст №2
« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил:
«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»
Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №3
« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало:
«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Что заметили, услышав и осмыслив эти изречения?
-Какой сделаем вывод?
(в этих всех высказываниях заключена общая мысль)
- Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.
Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
-Ваши предположения - почему это правило называют «золотым».
(это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур)
- Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например:
«Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
«Я не буду ……….. , так как ………. ». (Слайд)
Работа по учебнику
-Проверим наши предположения по учебнику.
-Что еще интересного нашли в тексте?
-Для чего мы изучаем это ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ?
Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
-Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Работа в группах
Задание № 1
-Рассмотрите иллюстрацию. (Иллюстрация, где обижают девочку) Что видите на ней?
-Вас когда – либо обижали?
-Были, наверное, ситуации где и вы были в роли обидчика. Закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. Подумайте, захотели ли бы вы испытать такую же боль, обиду, унижение, чтобы с вами обошлись так же?
Вывод: Чего не хочешь для себя – не делай другим
-Составьте алгоритм действий
1 Попытаюсь поставить себя на место другого человека
2 Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
3 Если не хочу, значит так поступать нельзя
Задание № 2
-Приведите примеры из жизни, в которых люди применяют для ближних ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….
VII. Притча «Мальчик и зеркало»
- Какие сделаете выводы?
Итог урока. Рефлексия.
-Предлагаю проверить как вы усвоили тему урока в виде игры «Да. Нет». Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.
Отметь истинные высказывания
да
нет
1 Золотое правило нравственности является общим для людей разных религий и культур
да
нет
2 Появилось оно в XX веке
да
нет
3 Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков
да
нет
4 Чтобы применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах
да
нет
5 Золотое правило нравственности – учение одного философа
да
нет
Появляется слово – ДОБРО
Вывод: Будем стараться как можно больше делать добрых поступков в жизни и от этого мир станет лучше и добрее.
В жизни придерживаться принципа «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Твори добро!
Клип «Делай добро»
Д/з
Подберите мудрые мысли, афоризмы, притчи о добром отношении человека к ближнему.
Литература:
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
Рассказ В. Осеевой «Три товарища»
Интернет – ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Будда
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос
http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_2611.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций
www.youtube.com Притча «Ведро с яблоками»
www.youtube.com Клип «Делай добро»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...
Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....