Урок по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Суняйкина Ольга Викторовна

Разработка урока  по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 4 классе

Модуль: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Тема: «Золотое правило нравственности»

Разработала: Суняйкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»

Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;

Задачи:

-личностные:

-развивать этические чувства как результата морального поведения;

-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

  • учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  • научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

-метапредметные:

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

-предметные:

-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях;

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-мультимедийная установка;

-презентация;

-видеоролик притча «Ведро с яблоками», клип «Делай добро»;

-конверты с заданиями;

-иллюстрации;

-рассказ В.Осеевой «Три товарища»;

-толковый словарь.

Цель урока: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.

Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект: воспитывать терпимость, сострадание и любовь к ближнему.

Задачи:

Личностные: развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные: формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации;

Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  1. Подводящий диалог.
  2. Решение проблемных вопросов.
  3. Работа в группах по выведению золотого правила этики:
  • работа с текстовым материалом.
  • работа с иллюстративным материалом, дискуссия.
  • моделирование

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, работа с тестом, моделирование.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.


Этапы урока

Формирование УУД

Содержание урока

примечание

I. Организационный момент.

Познавательные УУД

1 Строить речевое высказывание в устной форме.

2  Делать выводы на основе анализа объектов.

Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

 Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Ход урока

I. - Посмотрите друг на друга и подарите улыбку. Когда вы улыбаетесь, у вас добрые лица. Начинаем урок ОРКСЭ.

II.Актуализация знаний.

Работа с пословицей

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

-Как понимаете эту пословицу?

- Какие бывают поступки?

- Назовите признаки нравственного поступка.

  1. Мотив (Зачем?)
  2. Цель (для чего?)
  3. Средства достижения цели ( надо знать к каким последствиям они приведут)
  4. Само действие (обстоятельство в которых действовал человек)
  5. Результат ( ради чего действовал)

Притча о ведре с яблоками

- Рассмотрим поступки каждого соседа

-Кто совершил нравственный поступок? Почему вы так считаете?

-А кто безнравственный?


Притча о ведре с яблоками

Видеоролик

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

-Чей поступок вам ближе по сердцу?

-Что чувствует человек, когда совершает доброе для ближнего? (МИЛОСЕРДИЕ.Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.)

-Всегда ли люди поступают нравственно?

-Какие два противоположных понятия присутствуют в притче о ведре с яблоками? (ДОБРО и ЗЛО)

-Почему второй сосед ответил первому добром?

-Почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил, без которых невозможно жить.


-Вспомните правила нравственности.

Например:

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3.Люби и прощай людей.

4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.


- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.

-Почему его назвали ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ?

-Сформулируйте тему урока.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.


IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

 

Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»

-Почему рассказ назван «Три товарища»?

-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?

-Представьте себя на его месте. Расскажите о своих чувствах.

-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?

-Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», какому следовал правилу?

Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали.

У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить.


Мудрецы, жившие в разное время, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков.

- Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Исследовательская работа по группам


- Прочитайте и обсудите в группе тексты в конвертах

- Найдите в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека.

- Прочитаем тексты вслух.

Текст №1

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Текст №2

« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил:

«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №3

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало:

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Что заметили, услышав и осмыслив эти изречения?

-Какой сделаем вывод?

(в этих всех высказываниях заключена общая мысль)

Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.


-Ваши предположения - почему это правило называют «золотым».

(это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур)

- Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например:

«Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

«Я не буду  ……….. , так как  ………. ». (Слайд)

Работа по учебнику

-Проверим наши предположения по учебнику.

-Что еще интересного нашли в тексте?

-Для чего мы изучаем это ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ?

Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.


-Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах

Задание № 1

-Рассмотрите иллюстрацию. (Иллюстрация, где обижают девочку) Что видите на ней?

-Вас когда – либо обижали?

-Были, наверное, ситуации где и вы были в роли обидчика. Закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. Подумайте, захотели ли бы вы испытать такую же боль, обиду, унижение, чтобы с вами обошлись так же?

Вывод: Чего не хочешь для себя – не делай другим

-Составьте алгоритм действий

1 Попытаюсь поставить себя на место другого человека

2 Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

3 Если не хочу, значит так поступать нельзя


Задание № 2

-Приведите примеры из жизни, в которых люди применяют для ближних ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….

VII. Притча «Мальчик и зеркало»

- Какие сделаете выводы?

 Итог урока. Рефлексия.

 

 -Предлагаю проверить как вы усвоили тему урока в виде игры «Да. Нет». Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.


Отметь истинные высказывания

да

нет

1 Золотое правило нравственности является общим для людей разных религий и культур

да

нет

2 Появилось оно в XX веке

да

нет

3 Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков

да

нет

4 Чтобы применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах

да

нет

5 Золотое правило нравственности – учение одного философа

да

нет


Появляется слово – ДОБРО

 Вывод: Будем стараться как можно больше делать добрых поступков в жизни и от этого мир станет лучше и добрее.

В жизни придерживаться принципа «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». 

Твори добро!

Клип «Делай добро»

Д/з

Подберите мудрые мысли, афоризмы, притчи о добром отношении человека к ближнему.


Литература:

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

Рассказ В. Осеевой «Три товарища»

Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Будда

http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос

http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_2611.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций

www.youtube.com Притча «Ведро с яблоками»

www.youtube.com Клип «Делай добро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....