Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Давыдова Инна Эдуардовна
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Доброта.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представлений о доброте как о важнейшей нравственной ценности, понимание её значения в жизни общества.
Задачи урока:
1.Образовательные:
-Расширить и углубить представления детей о доброте,
-Формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;
2.Развивающие:
--Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи учащихся;
- Развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- -Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; желание жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК,
Основные понятия: доброта, милосердие, бескорыстие, сострадание.
УУД:
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Проявлять интерес к изучению темы.
Формировать умение высказывать своё мнение.
Регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой учебной информации;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Планируемые результаты:
Предметные : формирование представлений о доброте как о важнейшей нравственной ценности, понимания её значения в жизни общества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные УУД : формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.
Личностные УУД : Формирование такого качества личности как доброта, милосердие, отзывчивость.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | Добрый день, ребята! . Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу и поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! Почувствуйте радость, которая исходит от ваших улыбок. Правда, это приятно – почувствовать тепло друзей? Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками на уроке. Садитесь. | Приветствуют друг друга и учителя. | Личностные УДД: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Слайд 1Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб, ровесник нашего города Моздока. Дуб-дерево мудрости. Он все знает о человеческой жизни. Давайте закроем глаза и попробуем заглянуть в себя, увидеть себя, услышать себя. Какие вы? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? Давайте назовём самые главные качества, которые вы считаете важными в человеке? Сегодня мы поговорим с вами о важном качестве человека, без которого в жизни не обойтись. А какое это качество вы узнаете, если соберёте из букв слово. Работа на интерактивной доске. Слайд 2 ( Доброта) Настоящая доброта, в чем она проявляется? | Слушают, отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание |
3. | Выявление места и причины затруднения. | - Ребята, а зачем нам это знать? -Можно ли за 40 минут научиться быть добрым, творить добро? - Сколько времени понадобится для этого? - Правильно, всю жизнь. А сейчас вспомним пословицы о доброте. Работа с интерактивной доской Слайд 3. Соедините начало и конец пословицы о доброте. Доброе дело без награды не останется. Добрый человек придет, словно свету принесет. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело – и словно солнышко пригрело. Добрый конец всему делу венец. А что такое доброта? Какие качества объединяет в себе добрый человек? - Можно ли сразу разобраться в этих вопросах? - Вы хотите в этом разобраться? | Размышляют Составляют пословицы о доброте | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. | Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | Где мы можем узнать определение понятия доброта(словарь, учебник стр.10-11) Работа в группах: 1 группа – находят объяснение понятия «доброта» на с.10 учебника, дают объяснение одноклассникам. Слайд 4. С.И.Ожегов: «Доброта»-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 3 группа – читают сказку на стр.12-13 . Вывод: Что такое ДОБРОТА? – Запишите в ваши тетради определение слова «ДОБРОТА» | Работа в группах: Работают в группах. Читают тему урока в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимае - мый материал. Записывают вывод в тетрадь | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «доброта» Регулятивные УУД: Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Физминутка | А теперь повторяйте за мной: Пусть наша добрая улыбка ( руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, ( руки прикладываются к сердцу ) Напомнит нам, как важно в жизни ( руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны) | Выполняют движения | |
6. 7. 8. 9. | Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. | А сейчас послушайте сказку. ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ. А. Неелова Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: — Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему — Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. — Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: — Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. — Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин: — Не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. — Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. — И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька — не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Вопросы и задания к сказке: Почему капелька пожалела крестьянина? Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски. Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и колосок, который она полила, вырастил зернышки доброты. Расскажите, как эти зернышки помогут людям. Какой была туча — мама добрых капелек? Творческое задание игра «Доброе дело» Сейчас я раздам вам карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый, кто получил карточку должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. А все должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например:поит,умывает(вода);укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д. 1. Портрет доброго человека. Я вам раздам шаблон с опорными словами. Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ доброго человека.
Зачитайте пожалуйста какой словесный портрет у вас получился? Составление правил доброты. Прочитайте изречения мыслителей Слайд 5. На какие размышления наводят изречения мыслителей? Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Дети выводят правила. Слайд 6. 1) Помогать людям. 5) Прощать ошибки другим. Давайте добрые дела вершить! А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели видеоролик, который я вам подготовила. Просмотр видеоролика. | Слушают сказку Дети отвечают на вопросы, приводят примеры. Высказывают предположения Выполняют творческое задание. Самостоятельная работа. Составляют словесный портрет доброго человека. Отвечают на вопросы. Выводят правила. Просмотр ролика детьми. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УДД: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнером. |
10. | Рефлексия учебной деятельности. | - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? - Что вы узнали? Что поняли? - Итак, путь к доброте очень долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. -Вы готовы к этому? Домашнее задание: в книгах или Интернете найти четыре поговорки и пословицы о доброте и записать их в свою тетрадь. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Будьте добрыми, умейте быть добрыми, учите других быть добрыми! Спасибо за урок. | Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...