Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урка " Доброта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Давыдова  Инна  Эдуардовна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Доброта.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование представлений о доброте  как о важнейшей нравственной ценности, понимание её значения в жизни общества.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-Расширить и углубить представления детей о доброте,

-Формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;

2.Развивающие:

--Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся;

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи учащихся;  

 - Развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- -Воспитывать  доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; желание жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

Методы обучения:

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК,

Основные понятия: доброта, милосердие, бескорыстие, сострадание.

УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Проявлять интерес к изучению темы.

Формировать умение высказывать своё мнение.

Регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

слушать и понимать речь других;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой учебной  информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Планируемые результаты:

Предметные : формирование  представлений о доброте  как о важнейшей нравственной ценности, понимания её значения в жизни общества.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные УУД : формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Личностные УУД : Формирование такого качества личности как доброта, милосердие, отзывчивость.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! . Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу и поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! Почувствуйте радость, которая исходит от ваших улыбок.

Правда, это приятно – почувствовать тепло друзей?

Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками на уроке.

 Садитесь.

Приветствуют друг друга и учителя.

Личностные УДД:

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 1Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб, ровесник нашего города Моздока. Дуб-дерево мудрости. Он все знает о человеческой жизни. Давайте закроем глаза и попробуем заглянуть в себя, увидеть себя, услышать себя. Какие вы? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? Давайте назовём  самые  главные  качества, которые вы считаете важными в человеке?

Сегодня мы поговорим с вами о важном качестве человека, без которого в жизни не обойтись.

А какое это качество вы узнаете, если соберёте из букв слово.

 Работа на интерактивной доске. Слайд 2

 ( Доброта)

Настоящая доброта, в чем она проявляется?

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

3.

Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, а зачем нам это знать?

-Можно ли за 40 минут научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобится для этого?

- Правильно, всю жизнь. А сейчас вспомним пословицы о доброте.

Работа с интерактивной доской

Слайд 3. Соедините начало и конец пословицы о доброте.

Доброе дело без награды не останется.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело – и словно солнышко пригрело.

Добрый конец всему делу венец.

А что такое доброта?

Какие качества объединяет  в себе добрый человек?

- Можно ли сразу разобраться в этих вопросах?

- Вы хотите в этом разобраться?

Размышляют

Составляют пословицы о доброте

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

Где мы можем узнать определение понятия доброта(словарь, учебник стр.10-11)

Работа в группах:

1 группа – находят объяснение понятия «доброта» на с.10 учебника, дают объяснение одноклассникам. 
2 группа –  находит по словарю Ожегова объяснение понятия «доброта», рассказывает одноклассникам.

Слайд 4.

С.И.Ожегов: «Доброта»-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

3 группа – читают сказку на стр.12-13 .

Вывод: Что такое ДОБРОТА?

– Запишите в ваши тетради  определение слова «ДОБРОТА»

Работа в группах:

Работают в группах.

Читают тему урока в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимае -     мый материал.

Записывают вывод в тетрадь

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «доброта»

Регулятивные УУД:

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Физминутка

А теперь повторяйте за мной: Пусть наша добрая улыбка ( руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, ( руки прикладываются к сердцу ) Напомнит нам, как важно в жизни ( руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны)

Выполняют движения

6.

7.

8.

9.                

Реализация построенного проекта. 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

 А сейчас послушайте сказку.

ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ.

А. Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

— Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему

— Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

— Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

— Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

— Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин: — Не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

— Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

— И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай.

Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька — не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

Вопросы и задания к сказке:

Почему капелька пожалела крестьянина?

Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.

Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и колосок, который она полила, вырастил зернышки доброты. Расскажите, как эти зернышки помогут людям.

Какой была туча — мама добрых капелек?

Творческое задание игра «Доброе дело»

Сейчас я раздам вам карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый, кто получил карточку должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. А все  должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например:поит,умывает(вода);укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

1. Портрет доброго человека.

Я вам раздам шаблон с опорными словами. Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ доброго человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это–человек…(справедливый,ответственный.)
  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  5. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  6. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

Зачитайте пожалуйста какой словесный портрет у вас получился?

Составление правил доброты.

Прочитайте изречения мыслителей  Слайд 5.

На какие размышления наводят изречения мыслителей?

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 

Дети выводят правила. Слайд 6.

1) Помогать людям. 
2) Не завидовать. 
3) Делиться последним с другом. 
4) Защищать слабого. 

5) Прощать ошибки другим. 

Давайте добрые дела вершить!
Для этого необходимо мало:
Улыбка и желанье, для начала,
И вот - уже добро не победить!

А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели видеоролик, который я вам подготовила.

  Просмотр видеоролика.

Слушают сказку

Дети отвечают на вопросы, приводят примеры.

Высказывают предположения

Выполняют творческое задание.

Самостоятельная работа.

Составляют  словесный портрет  доброго человека.

Отвечают на вопросы.

Выводят правила.

Просмотр ролика детьми.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД:

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УДД:

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные УУД:

Умение выделять главное и второстепенное,  давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с партнером.

10.

Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Что вы узнали? Что поняли?

- Итак, путь к доброте очень долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы готовы к этому?

Домашнее задание: в книгах или Интернете найти четыре поговорки и пословицы о доброте и записать их в свою тетрадь.

Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Будьте добрыми, умейте быть добрыми, учите других быть добрыми!

Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...