Конспект занятия "Труд-дело чести" по программе Социокультурные истоки во 2 классе
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Занятие «Труд-дело чести» по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проводится при изучении раздела 2 класса Истоков «Труд земной» и является обобщающим мероприятием по усвоению данной социокультурной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud-delo_chesti.docx | 178.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Звениговского района Республики Марий Эл
(разработка занятия по программе
«Воспитание на социокультурном опыте»)
Конспект занятия составила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Савосина И.Н.
Красногорский, 2016
Тема: «Труд – дело чести»
Форма проведения: семейный фольклорный праздник
Эпиграф занятия: «Во все века и времена
Труд на Руси – источник жизни»
Участники: обучающиеся 2 класса и их родители
Цель урока: присоединение детей и родителей к единой социокультурной ценности «Труд земной».
Задачи: 1) Содержанием, атмосферой и нравственной направленностью занятия помочь второклассникам почувствовать значимость труда как источника жизни и процветания семьи, рода, Отчизны; свою причастность к прошлому страны, ее настоящему и будущему;
2) Развивать у детей интерес к истории своего народа, познакомить с фольклорными традициями и обычаями;
3) Воспитывать трудолюбие; чувство ответственности за благополучие семьи, за продолжение традиций рода, чувство любви к своему Отечеству;
4) Развивать навыки общения, конструктивного взаимодействия детей, родителей и педагога.
Оборудование: выставка изделий декоративно-прикладного творчества детей и родителей, каравай хлеба, репродукции картин Венецианова, народные костюмы, карточки для работы в четверках, колоски, изготовленные на уроке технологии, плакат-заготовка хлебного поля, фонограммы русских народных песен.
План занятия
Наименование этапа | Время (мин) |
I. Вступительная часть. Присоединение к теме. | 3 |
II. Основная часть. 1. Актуализация знаний и впечатлений обучающихся. Ресурсный круг. | 3 |
2. Беседа о труде. | 3 |
3. Знакомство со старинной детской игрой «Пахари и жнецы», разговор о хлебе. | 5 |
4. Работа в четверках «Согласие в труде». | 5 |
5. Знакомство с загадками, песнями, пословицами о труде. | 7 |
6.Разговор о ценностях труда. Работа в четверках «Что ценили наши прадеды и что ценим мы в труде земном?» | 10 |
7. Знакомство с потешками, частушками, высмеивающими лень. | 4 |
III. Рефлексия. Подведение итогов. Вознаграждение. | 5 |
Аннотация: Занятие «Труд-дело чести» по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проводится при изучении раздела 2 класса Истоков «Труд земной» и является обобщающим мероприятием по усвоению данной социокультурной категории. Форма занятия-семейный фольклорный праздник- выбрана неслучайно, поскольку создает нужный эмоциональный настрой у детей и их родителей. Вся предшествующая работа по знакомству с профессиями родителей и рода, с фольклорным материалом по теме, проведенная экскурсия на Красногорский хлебокомбинат также способствовали выработке активного отношения к теме труда. Данное занятие помогает провести связь между прошлым и настоящим, прочувствовать причастность к истории нашего народа, сделать нужные нравственные выводы. Активные формы проведения обогащают праздник, наполняют его содержание личностным смыслом.
Высокая плотность, обширный материал требует от учителя умелого и динамичного ведения данного мероприятия, владения эмоциональным и нравственным настроем обучающихся и их родителей.
Ход урока.
I. Вступительная часть. Присоединение к теме.
(Начало праздника под русскую народную плясовую мелодию «Полянка»)
Учитель: «Добрый день и поклон
Вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье!
Да, много нас собралось сегодня: все наши ребята, дорогие родители, уважаемые гости. Как в старину собрались.»
1 ученик: «А в тесноте – не в обиде!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину!»
Учитель: «В старину был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть да себя показать. А у нас с вами сегодня не просто посиделки, у нас с вами праздник под названием «Труд – дело чести». Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? Что мы будем славить на нашем празднике? (Праздник посвящен труду, его ценности в нашей жизни.)
2 ученик: «День сегодня – совсем особенный!
Собрались мы сюда, друзья,
Чтоб восславить руки умельцев –
Это сделаем Ты и Я!
3 ученик: Я боюсь не уметь –
Ремесла не иметь:
Не кроить и не шить,
И стога не вершить.
Не работать резцом
И не стать кузнецом.
Ничего не уметь –
Так души не иметь.
П. Елфимов
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний и впечатлений обучающихся. Ресурсный круг.
Учитель: «Этими замечательными строчками мы начинаем разговор о труде. Давайте вспомним, о каких видах труда мы говорили с вами на занятиях Истоков? (Пахарей и хлеборобов, ткачих-рукодельниц, мастеров-плотников, кузнецов-умельцев) Давайте вспомним, что мы слышали, видели, чувствовали, когда говорили о труде этих удивительных мастеров.»
Ресурсный круг «Я вижу… Я слышу… Я чувствую…» (Я вижу полотенце с удивительной вышивкой ткачихи. Я слышу стук топора мастера-плотника. Я чувствую жар горна в кузнице. И .т.д.)
2. Беседа о труде.
Учитель: «Если говорить о старине, то жизнь русских крестьян была непрерывным трудом. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Мужчины занимались работой в поле, охотой, рыбной ловлей, домашними ремеслами. Крестьянин должен был суметь и дом поставить, и мебель смастерить, и поле вспахать. Женщины занимались домашним хозяйством, огородом. Хозяйка умела и прясть, и шить, и ткать, и хлеб в печи испечь. Быть хорошими хозяевами – значит постоянно много трудиться!
Мальчиков с 13 лет учили боронить в поле, пахать, косить сено, приучали работать с топором, сохой, управляться с лошадью. Девочки с 7 лет начинали заниматься рукоделием. Каждая девочка должна была научиться доить корову, готовить еду, ухаживать за скотиной. Мальчишек, не умеющих делать простые домашние работы, обзывали «безлапотниками», девочек дразнили «непряхами». Даже детские игры были направлены на воспитание умелых и хозяйственных работников.
3. Знакомство со старинной детской игрой «Пахари и жнецы», разговор о хлебе.
Учитель: «А мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Пахари и жнецы» (См. Приложение)
Вспомните слова, которые сопровождают эту игру, и скажите, что вы узнали о труде пахарей и жнецов?» (Во время обсуждения обращение к репродукциям картин Венецианова)
Учитель: «Сев и жатва издавна считались главнейшими из всех людских дел. Почему? Каков будет урожай – таков будет и достаток в каждом доме. Издавна говорили: «Хлеб – дар Божий, отец и кормилец». В каждом куске хлеба есть доля нелегкого крестьянского труда. В поте лица добывается хлеб. Сейчас земледельцам пришли на помощь машины, но процесс труда также сложен. В этом мы с вами убедились, когда побывали с экскурсией на нашем Красногорском хлебокомбинате.»
4. Работа в четверках «Согласие в труде».
Учитель: «Как вы думаете, ребята, предполагает ли данный труд объединение усилий людей? Можно ли получить хлеб в одиночку? (Хлеб можно добыть только в совместном труде)
Давайте поработаем в четверках. Мы все видим в центре кабинета на почетном месте каравай хлеба. У вас на карточках изображение этого каравая. Подумайте, кто трудился в согласии, чтобы получить этот хлеб. Напишите.» (См. Приложение)
Дети в мини-группах работают индивидуально, а затем в четверках, приходят к единому решению. Далее проходит обсуждение, варианты записываются на доску. Подводятся итоги.
Учитель: «Ребята, скажите, а кто из ваших родителей имеет отношение к этому очень почетному виду труда?» (Предоставить слово родителям)
5. Знакомство с загадками, песнями, пословицами о труде.
Учитель: «Крестьяне ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках. Самые простые орудия труда становились предметом хитроумных и затейливых сравнений. Отгадайте загадки:
Кланяется – кланяется, Зубы есть, а хлеба не ест.
Придет домой – растянется. На работу ходит, хозяина кормит.
(топор) (пила)
Сам худ – голова с пуд. Тонка, длинна, одноуха, остра,
(молоток) Всему миру красна. (игла)
В народных песнях существовал особый жанр, который назывался трудовые песни. С глубокой древности работы, требовавшие совместных усилий, сопровождались особыми песнями и припевками.
Приглашаем девочек принять участие в игре-песне «А мы просо сеяли».
Учитель: «Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс. Класс разделится на группы, каждая из которых получит слова трудовой песни. Вы должны определить, какую работу она сопровождала, прочитать слова так, чтобы соблюдался ритм этой работы, показать примерные действия, которые выполняли под эти песни крестьяне. А родители помогут вам.
1) Греби, ребята, посильнее, 2) Жито жать,
Опускай весло дружнее! В снопы вязать,
Наша лодочка идет, Ночь не спать,
Подается вперед! Цепом махать –
Ходом-водом веселее, Доколачивать,
Будем дома поскорее! Доколачивать!
3) Эй, ребятушки, валяйте, 4) Тяни снасть,
Бревно выше поднимайте! Тяни снасть –
Ну-ка, примемся за дело, На карбас!
Чтоб оно у нас кипело! Накорми,
Ну-ка, примемся мы дружно, Накорми,
Поскорей окончить нужно! Море нас!
Ну, ребята, не зевайте, 5) Коса, бери ниже,
Разом, дружно напирайте! Будет сено ближе!
Коса, бери больше –
Стог будет толще.
Учитель: «Вот так, сначала в игре, а потом помогая родителям, приучались дети к труду. Этому же учили и русские пословицы. Вы должны были найти пословицу о труде и проиллюстрировать ее. (Иллюстрация пословицы становится страницей Первой книги)
Без дела жить – только небо коптить.
Кто пахать не ленится, у того и рожь родится.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Делано наспех – сделано насмех.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни.
Работа сердце веселит (марийская пословица).
Не бойся работы, пусть она тебя боится (чувашская).
(Обсуждение пословиц, выводы)
6. Разговор о ценностях труда. Работа в четверках «Что ценили наши прадеды и что ценим мы в труде земном?». Ресурсный круг «Совместный труд».
Учитель: «Ребята, как вы думаете, что ценили наши прадеды и что ценим мы в труде земном? Обсудите в четверках, какие качества человека ценились в труде, выскажите свое мнение.»
После обсуждения лидеры озвучивают решение группы. На доске открывается:
«Трудолюбие, честность, взаимопомощь, добросовестность, согласие, сила, ловкость, смекалка»
Учитель: «Человека, в совершенстве освоившего свое дело, называли мастером. А многие профессии передавались из поколения в поколение. Давайте послушаем сообщения о профессиях рода.
Рассказы детей и родителей «Профессии рода» (подготовленная информация станет страницей Первой книги)
Учитель: «Ребята, а можете ли вы назвать родителей мастерами своих профессий? Давайте посмотрим на замечательную выставку, представляющую чудесные работы ваших семей, сделанные руками. Это тоже показатель настоящего трудового мастерства. Нужно всегда помнить, что семья – это коллектив, связанный общей заботой, предполагающий совместный труд родителей и детей. Подумайте, какой совместный труд объединяет вашу семью?»
Ресурсный круг «Совместный труд». Дети по кругу продолжают фразу: «Мы вместе…»
7. Знакомство с потешками, частушками, высмеивающими лень.
Учитель: «Как вы думаете, ребята, какие качества мешают вам по-настоящему трудиться? (Лень, безответственность, несобранность, неусидчивость) Давайте вспомним еще один жанр устного народного творчества – потешки. Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки да говорят потешки.»
Инсценировка потешек детьми.
Учитель: «Что высмеивается в этих потешках? А какие задорные, боевые частушки сочинял русский народ! Сколько в них веселья и правдивого юмора! Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.»
Исполнение частушек детьми.
III. Рефлексия. Подведение итогов. Вознаграждение.
Учитель: «Дорогие ребята, наш праздник подошел к концу. Если он оставил в ваших сердечках радость, удовлетворение от сегодняшней встречи, помог разобраться в том, что труд – основа всей нашей жизни, прикрепите на доске колосок. Родителей приглашаю также оценить наше мероприятие.»
Дети и родители прикрепляют колоски на нарисованное поле.
«Смотрите, какое хлебное поле получилось! Давайте в заключение скажем, за что же мы ценим труд?» (За то, что он кормит, украшает нашу жизнь, делает ее интересной, укрепляет и объединяет семьи и т.д)
1 ученик: Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а все-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
2 ученик: Сломалась игрушка - умей починить,
А новую сам научись смастерить.
Недаром ребятам смекалка дана –
Во всем и везде помогает она.
3 ученик: Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок.
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
В. Волжанин
Заключительное слово родителей и вознаграждение детей. Дети получают хлебобулочные изделия, испеченные к празднику родителями.
Использованная литература
- Истоковедение. Том 2. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.
- Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте». 1-4 классы. - М.: Издательский дом «Истоки», 2005.
- Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Учимся, играем, читаем (журнал). - №7, 2005.
- День работой весел. - М.: Издательство «Детская литература»,1985.
Приложение
- ИГРА «Пахари и жнецы»
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — пахари — становится по одну сторону черты (где «пашня»); другая команда — жнецы – становится по другую сторону черты (где «нива»). В стороне стоит водящий.
Пахари, обращаясь к жнецам, поют: Жнецы отвечают:
Мы пашенку пахали, У вас пахарь Сысой,
Глубокие борозды махали. У него плуг тупой.
Борозды — глубокие, Он пашню не пахал,
Полосы — широкие. На меже лежал,
А вы, жнецы, худые —
У вас серпы тупые!
Ворон считал.
А мы жнецы молодые
У нас серпы золотые.
Мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток вывозили,
Цепом молотили,
Зерно выбивали —
Стали с пирогами!
Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой — гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три — на ниву беги!» По этой команде жнецы бегут на «ниву», а пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные жнецы переходят в команду пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит участников другой команды.
- Карточки для работы в четверках «Согласие в труде»
Люди каких профессий трудились в согласии? |
______________________ _______________________ _____________________ ________________________ ____________________ |
Люди каких профессий трудились в согласии? |
_____Пекарь___ _____Агроном___ ____Тракторист___ _____Комбайнер___ ____Водитель___ |
- Песня «А мы просо сеяли»
1 шеренга: А мы просо сеяли, сеяли;
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли;
2 шеренга: И мы просо сеяли, сеяли;
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
1 шеренга: А мы просо пололи, пололи;
Ой, дид-ладо, пололи, пололи.
2 шеренга: И мы просо пололи, пололи;
Ой, дид-ладо, пололи, пололи.
1 шеренга: А мы муку мололи, мололи;
Ой, дид-ладо, мололи, мололи.
2 шеренга: И мы муку мололи, мололи;
Ой, дид-ладо, мололи, мололи.
1 шеренга: А мы сено косили, косили;
Ой, дид-ладо, косили, косили.
2 шеренга: И мы сено косили, косили;
Ой, дид-ладо, косили, косили.
1 шеренга: А мы сено копнили, копнили;
Ой, дид-ладо, копнили, копнили.
2 шеренга: И мы сено копнили, копнили;
Ой, дид-ладо, копнили, копнили.
1 шеренга: А мы кашу варили, варили,
Ой, дид-ладо, варили, варили.
2 шеренга: И мы кашу варили, варили,
Ой, дид-ладо, варили, варили.
1 шеренга: А мы вас побили, побили;
Ой, дид-ладо, побили, побили.
2 шеренга: А мы вас ловили, ловили;
Ой, дид-ладо, ловили, ловили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс
Тема занятия: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями ...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 4 класс
Курс «Социокультурные истоки» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания в контексте социокультурного разви...
Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 3 класс
Авторской программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных ...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 2 класс
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профес...
Конспект занятия по социокультурным истокам, 1 класс Тема: «Слово о родителях»
Формирование у детей представления о важности послушания и почитания своих родителей...