«Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности»
план-конспект урока по орксэ на тему
Номинация «Диалогический проблемный урок»
Урок из комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ose.doc | 287.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_o_miloserdii.pdf | 776.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский фестиваль «Творческий урок»
Номинация «Диалогический проблемный урок»
Урок из комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока:
«Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности»
Кравченко Надежда Александровна,
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 1 п. Пангоды»
Цель урока: осмысление понятия «милосердие».
Задачи:
Обучающие
1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию
2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей;
3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения
Развивающие
- Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников
2. Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
Воспитывающие
- Воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал
- Воспитывать стремление совершать добрые дела.
- Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Психологическая
Создать обстановку доброжелательности, доверительности.
Средства обучения:
- Визуальные: наглядно-иллюстративный материал.
- Аудиальные: СD-проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор.
Технология обучения: КТД, развитие через решение поставленной проблемы.
Методы обучения:
- При изучении нового материала: объяснение, показ социальных ролей, частично-поисковый метод;
- При закреплении изученного материала: беседа, художественные зарисовки, анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта.
Приемы: обобщение и систематизация знаний через беседы, игры, видеоматериал
Тип: проблемно-диалогический
Компоненты занятия:
- Организационный: готовность обучающихся к уроку
- Целевой: постановка целей на весь урок и на отдельных этапах.
- Мотивационный: показать значимость изучаемой темы.
- Коммуникативный: добиваться сотрудничества между детьми и педагогом.
- Содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, организации самостоятельной работы.
- Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения.
- Контрольно-оценочный: для стимулирования активности обучающихся.
- Аналитический: подведение итога урока.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся аргументировано доказывают, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие, сегодня так же необходимы, и без которых человек не может называться человеком.
Оборудование:
- Презентация.
- Наглядно-демонстрационный материал. (Шарики, в виде сердечек. Свеча)
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Примечание |
1.Организационный момент: 1 мин. | 1. Приветствие с гостями. (Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.) Выполните, пожалуйста, следующее задание: протяните рядом стоящему руку со словами «Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг. Круг – это символ сплочения, энергии, творчества. Я надеюсь, что вы сегодня будете активными, дружными. | 1.Дети входят под музыку А.Рыбникова «Музыка счастья». 2. Настрой на занятие Упражнение «Я рад общаться с тобой" | (позитивный визуальный контакт с каждым обучающимся) Презентация Слайд 2 |
2. Мотивация темы 5 мин. | 1. На прошлом занятии мы говорили об этической культуре, о красоте. Вспомните, какой вывод мы сделали в конце занятия? -Прочитайте высказывание Джеймса Фенимора Купера Красота светится всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывалое хорошее… - Почему стоит многоточие? - Верно, мысль не окончена. - Что подразумевается под словами «что-то другое», на редкость удивительное», «небывалое хорошее». 2.Чтобы конкретизировать Ваши ответы рассмотрим два стихотворения (<приложение1> -Одинаковые ли по смыслу стихотворения? -Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? 3. Как вы понимаете значение слова «милосердие»? ( Чтение стихотворения учителем <приложение 2> ) 4. Как бы вы обозначили тему нашего урока? В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость». 5. Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? 6. Для чего вам это нужно? 7. Чтение китайской притчи <приложение3> -Какая главная мысль этой притчи? - Чему нас учит эта притча? | (что внешняя красота, порой обманчива) Мысль не закончена Ответы детей. 2–е уч-ся читают по-очереди выразительно стихотворения, В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие. Ответы детей МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие, Ответы детей Всегда нужно оставаться человеком У каждого человека есть право выбора | Презентация Слайд 3 Презентация Слайд 4 |
3. Основная часть 8 мин. | 1. Давайте представим образ «милосердия» 2. С какой интонацией мы произносим слово «милосердие»? 3.Какое значение этого слова? 4. Ребята, часто люди говорят: “У этого человека доброе Сердце”. О каком человеке говорится?.. 5.Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста. Сердце болит – Душа болит - 6. Вот оно сердце. Вы хотели бы иметь такое сердце? 7.Послушайте зарисовку Евгения Замятина «Трамвай» <приложение 4> -Представьте себя в роли пассажиров трамвая. -Какие чувства испытывала публика, ехавшая в театр?.. Почему никто не заметил мальчика?.. - Что сделали вы, если бы оказались в этом трамвае? | Это женский образ, т.к. созвучен со словом милость, светлые волосы – солнце, тепло; голубые глаза –мирное небо; теплая лучезарная улыбка – радушие, гостеприимство; руки у сердца- все от доброты. С мягкой, тёплой, с нежностью т.к. у этого слова два корня: мил –серд .Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Помощь, любовь, жалость, добро. Все идёт от сердца. Ответы детей Когда нам обидно, когда мы переживаем) Нет, это холодное сердце. Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие. Ответы детей | Дети говорят, педагог на доске изображает Презентация Слайд 6 Презентация Слайд 7 фонограмма Звучит классическая музыка |
4.Физминутка 6 мин. | 1. Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром. В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.) 2.Если будете внимательны к голосу Сердца, ребята, то обязательно услышите эту прекрасную и величественную песню. <приложение 5> | Дети поют песню «Дорога добра» Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Минков М. | Звучит тихая музыка (Релаксация) Презентация Слайд 8 |
5. Актуализация знаний (побуждение к осознанию) 17 мин. | 1. Ребята, а зачем нужно помогать, тем, кто нуждается в вашей помощи? -Зачем герои мультфильма помогали при встрече другим? Какой вывод мы можем сделать из просмотренного сюжета? 2. У человека, Сердце которого наполнено любовью, есть одно желание: помочь людям, сделать Мир прекрасным, чтобы все, живущие в нем, были счастливы. И самое главное, такой человек, отдавая себя людям, никогда не ждет благодарности, у него даже мысль такая не возникает. 3. Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви. 4. А что делается в нашем поселке, что помочь нуждающимся, обездоленным 5. А что делается в нашей школе? Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И тогда ваше сердце будет гореть ярким светом. | Ответы детей | Просмотр мультфильма «Просто так» Презентация Слайд 9 Выступление Соц. Работника Слайд шоу |
5.Подведение итога (выводы) 3 мин. | 1. В древности Сердце называли “Солнце солнц”. И закончить мне хотелось бы позитивным моментом. Встаньте, пожалуйста, в круг, с которого мы и начали занятие и скажите свои пожелания, обращаясь к гостям, к друзьям, к землянам. 2. Чтобы вы смогли выйти из круга, вы должны сказать магические слова: «Будьте добры друг к другу» (Чтение стихотворения <приложение 6>) 3. Как сделать свое Сердце горящим? Только самоотверженной и бескорыстной любовью к людям. Если вы готовы раскрыть свои сердца для других, то: Возьми свое Сердце, Зажги его смело, Отдай его людям, Чтоб вечно горело! 3. Если вам понравилось занятие прикрепите к образу «милосердие» красные сердечки, если нет – то синие. | (зажигается свеча) Звучит музыка (Дорогою добра) Презентация Слайд 10 На спинке стульев, привязаны шарики, в виде сердец, дети отдают их гостям. Прощаются с педагогом. Образный итог занятия |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Приложения
1. Стихотворения
НИЩИЙ | НИЩИЙ |
Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский | У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов |
2. Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!
3. ПРИТЧА "ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ!"
(Китайская притча)
В давние-давние времена в одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили люди к нему со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За то любили его и уважали.
И только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!». И люди прозвали этого человека завистником, и смеялись над ним.
Но однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал: «Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдемте к вашему лже-мудрецу, я поймаю бабочку и, когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», - все равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мертвая?». И если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мертвая, я выпущу бабочку на свободу. И в любом случае ваш мудрец окажется в дураках!»
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой вопрос.
- «Бабочка», - ответил мудрец.
- «А живая или мертвая?»
И старик, может быть, улыбнувшись в бороду, сказал: «ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ, ЧЕЛОВЕК!»
4. Трамвай
- Сверкает, гремит трамвай, народу полнехонько, едут в театр.
А у самой двери – сидит мальчишечка, хорошенький такой, голубоглазенький. И у него – ухо надорвано, кровь из мочки бежит. Нет-нет да и вытрет грязным платком то ухо, то глаза, то опять ухо.
Смирнехонько сидит голубоглазый мальчишка – так смирно, что никто его и не видит.
И сверкает трамвай, полон народу: едут в театр.
5. Песня «Дорога добра»
Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Минков М.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
6. Стихотворение читать под музыку (грам. запись)
Попросить всех хором по сигналу повторять слова:
«Будьте добры друг к другу»
А я вам прочитаю стихотворение:
Чтобы выйти из заколдованного круга
Будьте добры друг к другу!
Чтобы не быть в обиде
Когда приходится туго
Будьте добры друг к другу!
Во время труда и в час досуга
Будьте добры друг к другу!
Зимой за окном свирепствует вьюга,
Будьте добры друг к другу!
Цветут цветом ярким растения луга
И летом жарким - Будьте добры друг к другу!
Вы живете на Западе иль приехали с Юга
Запомните заповедь - Будьте добры друг к другу!
Дети и взрослые! Молодые и старые!
Это всем говорит наука:
Во что бы то ни стало - Будьте добры друг к другу!
Прогнозируемые результаты
- В процессе урока обязательно должен осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
- Педагог помогает обучающимся осознать свои внутренние ценности («Познай себя»), стать более терпимым и внимательным.
- В ходе урока дать детям возможность получить новые впечатления, приобретение социального опыта и общаться друг с другом не так, как в ходе обычной школьной жизни.
- Технические средства применяются с целью развития навыка позитивного социального взаимодействия и нравственного поведения школьников через использование интерактивных технологий.
Предполагаемый личностно-воспитательный результат
- Осознание важности в жизни человека нравственных качеств: милосердие, доброта, терпимость, порядочность.
- Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам; формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Выявление потенциальных возможностей обучающихся.
Самоанализ проведенного урока в 4 классе
Мы живем в мире людей. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность.
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ
Данный урок проводился в соответствии с разработанной учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». При подготовке к занятию и самоанализу я основывалась на рекомендации кандидата психологических наук, доцента Нины Андреевны Леоновой, изложенные в пособии для учителя и воспитателя дополнительного образования «Как прекрасен этот мир», использовала теоретические основы учителей –новаторов Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная система); развитие познавательного интереса Т.В.Щукина; создание успеха и самореализации В.Ф.Шаталова.
- Проведенное занятие входит в моделирующий блок «Основы светской этики раздел программы: «Этические нормы добро и зло. Необходимая помощь другому.» «Тема: Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности. Это четвёртый урок по данному разделу. На предыдущих занятиях мы знакомились о человеческих качествах как: доброта, вежливость, красота.
Выбранные методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию материала. Так, были использованы:
- словесные методы: объяснение, беседа художественные зарисовки, стихотворения;
- наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов;
- практические;
- частично-поисковый,
- методы стимулирования мотивов помощи окружающих, познавательные задания.
Содержание урока было оптимально определено в соответствии с требованиями программы и цели. Занятие было спланировано с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. При проведении урока использованы элементы иллюстрационной и игровой технологии, т.к. в этом школьном возрасте навыки легче формируются не через назидания, а через примеры из жизни.
Познавательный материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придавалось знанию и применению понятия милосердие. Во время занятия царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и дети свободно, расковано могли высказывать свои мысли и предположения. Считаю, что урок несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, так как понятие «милосердие» актуально и в наше время - это основное человеческое качество гуманности.
На первом этапе – дети настроились на занятие, был установлен позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником. Далее, используя, подводящий к теме диалог и сопоставление стихотворений была сформулирована тема урока. Очень эмоционально обучающиеся старались представить собирательный образ понятия «милосердие», обосновывая жизненными наблюдениями. Все этапы урока были построены таким образом, что способствовали более глубокому раскрытию понятия «милосердие». Например: из показа отрывка содержательно делался вывод, что помогать нужно, просто так; находили смысловые и однокоренные слова к этому понятию. Уместна была предложена и рефлексия с общим образом «солнце» и маленькими звёздочками (доброта, любовь, нежность). Дети прониклись глубиной переживаний и сочувствия к художественным зарисовкам, предложенным педагогом. И наглядно увидели, какую помощь могут оказать они сами в этом направлении, что делается у нас в посёлке (выступление инспектора социального управления). И как завершение раскрытия этого необходимого человеческой черты характера зажгли свои сердца для оказания помощи ближним, нуждающимся.
Я думаю, задачи, поставленные мною, выполнены. Дети чувствовали себя удобно, комфортно, раскрепощёно. Характер общения детей был построен на доброжелательном, дружеском отношении друг к другу.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств, для будущего жизнеутверждения.
Яркие высказывания обучающихся:
- Милосердие должно быть милосердным, когда оно идет от сердца, от души, а не по принуждению.
- Милосердие нельзя оценить, так как это зависит от разных возможностей человека.
- Милосердие не должно быть показным, им нельзя хвалиться ведь, например милостыня дается от сострадания.
- Если бы я увидел такого мальчика в трамвае, то я бы его усыновил.
- Я прошу боженьку, чтобы я никогда не видел таких мальчиков в трамвае, потому что это говорит о человеческой черствости.
- Я хочу, чтобы отменили деньги, а каждый человек получал все в магазине по результатам своего труда.
- Я хочу, чтобы не было в мире ни нищих, ни богатых, тогда, наверно люди будут добрее.
- Я бы хотела, чтобы в мире не было войн, разрушений, болезней, тогда все люди будут счастливы.
- Я бы хотел, чтобы каждый человек знал и помнил, что ему в семье рады и он не одинок.
- Я очень хочу, чтобы моя мама выздоровела и никогда не плакала.
Оценочная система контроля и усвоение знаний
строится по принципу:
- принцип психологической комфортности;
- принцип открытости;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип сотворчества;
- принцип активности.
Карта успешной деятельности обучаемого
Ф.И. | Понимание проблемы урока | Рассуждение и высказывание по теме | Целостное восприятие нравственных качеств | Умение выслушать мнение одноклассника | Умение вести диалог | Жизненные примеры |
Итоговые отметки выставлены с учетом фактического уровня подготовки, достигнутой обучающими в конце урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
3. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.
4.Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
6.. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
7. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005.
10. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10.
11.Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.
12. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
13. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998.
14..Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
15. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
16. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.
17. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
18. . Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
к презентации
6 февраля — праздник блаженной Ксении Петербургской.
Икона «Ксеньюшки Блаженной», как называют эту любимую в народе святую, сегодня есть в каждом храме нашего города, да и по всей стране. В день ее памяти к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа: от полунищих путников до богато одетых дам, от глубоких стариков до юных студентов, от иноков до почти неверующих. Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни… А было время, когда посещение ее могилки запрещалось: на кладбище был установлен милицейский пост, а саму часовню обнесли забором…
Детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием. По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божьего Андрея.
Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, а ночью уходила за город, в поле - и всю ночь молилась. Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.
Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Мать Тере́за (полное имя — Мать Тереза Кальку́ттская, настоящее имя — Агнес Гонджа Бояджиу) — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира. Причислена Католической Церковью к лику блаженных.
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Вся её жизненная позиция выражена слова:
«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моем сердце».
Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала, нелегкая и радостная доля нести людям – в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.
Она могла: приготовить обед на шесть тысяч человек; не спать много суток подряд; всегда улыбаться; зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников; забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца.
Движению сестер милосердия - 150 лет
СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! Пожалуй, одним из самых ярких образов их подвижничества можно считать эпизод в фильме "Они сражались за Родину", где маленькая хрупкая девчушка тащит через бескрайнее поле израненного бойца. Но это - кино, а сколько подобных эпизодов было в реальности!
Историческая память прихотлива и избирательна. Она зачастую сохраняет для потомков одни имена и замалчивает другие, хотя люди, их носившие, в равной степени не заслуживают забвения. Это утверждение в полной мере относится и к подвижническому движению сестер милосердия. Достаточно сказать, что вольно или невольно к его формированию приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди, их деятельность описывали такие авторы, как Лев Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Владимир Соллогуб, Иван Тургенев, Виктор Гюго... Даже убийство царя Павла I и грандиозный скандал в Англии в середине XIX в. косвенно повлияли на формирование этого социального института.
Сестры милосердия благодаря смелости, отваги и профессионализму спасли миллионы людей. Движение сестричества актуально и в современном мире. В любой точке мира, где страдают люди. Можно встретить женщин, которые избрали своим долгом помощь людям. В наше время профессия медсестры претерпела значительные изменения, на смену милосердию приходит тактичный профессионализм. Духовная составляющая профессии – одна из главных тем обсуждения на медицинских форумах.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Формирование гуманности как социально-ценного качества личности младшего школьника"
Исследовательская работа...
внеклассное мероприятие "Помощь и милосердие - главные черты гуманной личности"
Ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ....
Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.
Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности.
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности....
Классный час "Трудолюбие - главная черта русского человека"
Материал класного часа поможет ребёнку разобраться, что значит быть трудолюбивым и сформирует негативное отношение к лодырям....
Игры-драматизации во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности
Использование игр-драматизаций во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности как средство развития умения выразительно читать....
Физическая культура для детей с аутическими чертами личности (АЧЛ)
Описание основных черт обучающегося с аутическими чертами личности и общие рекомендации проведения физической культуры ( физических упражнений, занятий) для обучающихся с АЧЛ....