внеклассное мероприятие "Помощь и милосердие - главные черты гуманной личности"
методическая разработка по технологии по теме
Ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект внеклассного занятия | 96.5 КБ |
самоанализ внеклассного занятия | 50.5 КБ |
prezentaciya1.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного занятия
Тема внеклассного занятия: Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности
Цель занятия: осмысление понятия «милосердие».
Задачи:
Обучающие
1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию
2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей;
3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения
Развивающие
- Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников
2. Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
Воспитывающие
- Воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал
- Воспитывать стремление совершать добрые дела.
- Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Психологическая: Создать обстановку доброжелательности, доверительности.
Средства обучения:
- Визуальные: наглядно-иллюстративный материал.
- Аудиальные: СD- проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор.
Технология обучения: КТД, развитие через решение поставленной проблемы.
Методы обучения:
- При изучении нового материала: объяснение, показ социальных ролей, частично-поисковый метод;
- При закреплении изученного материала: беседа, художественные зарисовки, анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта.
Приемы: обобщение и систематизация знаний через беседы, игры, видеоматериал
Тип: проблемно-диалогический
Компоненты занятия:
- Организационный: готовность обучающихся к занятию
- Целевой: постановка целей на всё занятие и на отдельных этапах.
- Мотивационный: показать значимость изучаемой темы.
- Коммуникативный: добиваться сотрудничества между детьми и педагогом.
- Содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, организации самостоятельной работы.
- Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения.
- Контрольно-оценочный: для стимулирования активности обучающихся.
- Аналитический: подведение итога занятия.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся аргументировано доказывают, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие, сегодня так же необходимы, и без которых человек не может называться человеком.
Оборудование:
- Презентация.
- Наглядно-демонстрационный материал. (Шарики, в виде сердечек. Свеча)
Ход занятия
Этапы урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Примечание |
1.Организационный момент: | 1 мин. | 1. Приветствие с гостями. (Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.) Выполните, пожалуйста, следующее задание: протяните рядом стоящему руку со словами «Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг. Круг – это символ сплочения, энергии, творчества. Я надеюсь, что вы сегодня будете активными, дружными. | 1.Дети входят под музыку А.Рыбникова «Музыка счастья». 2. Настрой на занятие Упражнение «Я рад общаться с тобой" | Презентация Слайд 1 (позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником) Презентация Слайд 2 |
2.Актуальность темы | 5 мин. | 1. На прошлом занятии мы говорили об этической культуре, о красоте. Вспомните, какой вывод мы сделали в конце занятия? -Прочитайте высказывание Джеймса Фенимора Купера Красота светится всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывалое хорошее… - Почему стоит многоточие? - Верно, мысль не окончена. - Что подразумевается под словами «что-то другое», на редкость удивительное», «небывалое хорошее». 2.Чтобы конкретизировать Ваши ответы рассмотрим два стихотворения -Одинаковые ли по смыслу стихотворения? -Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? 3. Как вы понимаете значение слова «милосердие»? (стихотворение) 4. И тема нашего занятия, милосердие, сострадание. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость». | (что внешняя красота, порой обманчива) Мысль не закончена Ответы детей. 2–е уч-ся читают по-очереди выразительно стихотворения, В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие. Ответы детей МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие, | Презентация Слайд 3 Презентация Слайд 4 Презентация Слайд 5 |
3. Основная часть | 8 мин. | 1. Давайте представим образ «милосердия» 2. С какой интонацией мы произносим слово «милосердие»? 3.Какое значение этого слова? 4. Ребята, часто люди говорят: “У этого человека доброе Сердце”. О каком человеке говорится?.. 5.Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста. Сердце болит – Душа болит - 6. Вот оно сердце. Вы хотели бы иметь такое сердце? 7.Послушайте зарисовку Евгения Замятина (Трамвай) -Представьте себя в роли пассажиров трамвая. -Какие чувства испытывала публика, ехавшая в театр?.. Почему никто не заметил мальчика?.. - Что сделали вы, если бы оказались в этом трамвае? | Это женский образ, т.к. созвучен со словом милость, светлые волосы – солнце, тепло; голубые глаза –мирное небо; теплая лучезарная улыбка – радушие, гостеприимство; руки у сердца- все от доброты. С мягкой, тёплой, с нежностью т.к. у этого слова два корня: мил -серд .Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Помощь, любовь, жалость, добро. Все идёт от сердца. Ответы детей Когда нам обидно, когда мы переживаем) нет, это холодное сердце. Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие. Ответы детей | Дети говорят, педагог на доске изображает Презентация Слайд 6 Презентация Слайд 7 Звучит классическая музыка |
Физминутка | 6 мин. | 1. Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром. В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.) 2.Если будете внимательны к голосу Сердца, ребята, то обязательно услышите эту прекрасную и величественную песню. | Дети поют песню «Дорога добра» Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Минков М. | Звучит тихая музыка (Релаксация) Презентация Слайд 8 |
4. Актуализация знаний. | 17 мин. | 1. Ребята, а зачем нужно помогать, тем, кто нуждается в вашей помощи? -Зачем герои мультфильма помогали при встрече другим? Какой вывод мы можем сделать из просмотренного сюжета? 2. У человека, Сердце которого наполнено любовью, есть одно желание: помочь людям, сделать Мир прекрасным, чтобы все, живущие в нем, были счастливы. И самое главное, такой человек, отдавая себя людям, никогда не ждет благодарности, у него даже мысль такая не возникает. 3. Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви. 4. А что делается в нашем поселке, что помочь нуждающимся, обездоленным 5. А что делается в нашей школе? Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И тогда ваше сердце будет гореть ярким светом. | Ответы детей | Просмотр мультфильма «Просто так» Презентация Слайд 9 Выступление Соц. Работника Слайд шоу |
5.Подведение итога. | 3 мин. | 1. В древности Сердце называли “Солнце солнц”. И закончить мне хотелось бы позитивным моментом. Встаньте, пожалуйста, в круг, с которого мы и начали занятие и скажите свои пожелания, обращаясь к гостям, к друзьям, к землянам. 2. Как сделать свое Сердце горящим? Только самоотверженной и бескорыстной любовью к людям. Если вы готовы раскрыть свои сердца для других, то Возьми свое Сердце, Зажги его смело, Отдай его людям, Чтоб вечно горело! 3. Если вам понравилось занятие прикрепите к образу «милосердие» красные сердечки, если нет – то синие. | (зажигается свеча) Звучит музыка (Дорогою добра) Презентация Слайд 10 На спинке стульев, привязаны шарики, в виде сердец, дети отдают их гостям. Прощаются с педагогом.
Образный итог занятия |
1. Стихотворения Приложения.
НИЩИЙ | НИЩИЙ |
Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский | У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов |
2. Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!
3. Трамвай
- Сверкает, гремит трамвай, народу полнехонько, едут в театр.
А у самой двери – сидит мальчишечка, хорошенький такой, голубоглазенький. И у него – ухо надорвано, кровь из мочки бежит. Нет-нет да и вытрет грязным платком то ухо, то глаза, то опять ухо.
Смирнехонько сидит голубоглазый мальчишка – так смирно, что никто его и не видит.
И сверкает трамвай, полон народу: едут в театр.
4. . песня «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Стих читать под музыку (грам. запись)
Попросить всех хором по сигналу повторять слова: «Будьте добры друг к другу»
А я вам прочитаю стихотворение:
Чтобы выйти из заколдованного круга
Будьте добры друг к другу!
Чтобы не быть в обиде
Когда приходится туго
Будьте добры друг к другу!
Во время труда и в час досуга
Будьте добры друг к другу!
Зимой за окном свирепствует вьюга,
Будьте добры друг к другу!
Цветут цветом ярким растения луга
И летом жарким - Будьте добры друг к другу!
Вы живете на Западе иль приехали с Юга
Запомните заповедь - Будьте добры друг к другу!
Дети и взрослые! Молодые и старые!
Это всем говорит наука:
Во что бы то ни стало - Будьте добры друг к другу!
Предварительный просмотр:
Самоанализ занятия
Тема внеклассного занятия: Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности
Цель занятия: осмысление понятия «милосердие».
Задачи:
Обучающие
1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию
2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей;
3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения
Развивающие
- Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников
2. Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
Воспитывающие
- Воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал
- Воспитывать стремление совершать добрые дела.
- Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Психологическая: Создать обстановку доброжелательности, доверительности.
Средства обучения:
- Визуальные: наглядно-иллюстративный материал.
- Аудиальные: СD- проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор.
Технология обучения: КТД, развитие через решение поставленной проблемы.
Методы обучения:
- При изучении нового материала: объяснение, показ социальных ролей, частично-поисковый метод;
- При закреплении изученного материала: беседа, художественные зарисовки, анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта.
Приемы: обобщение и систематизация знаний через беседы, игры, видеоматериал
Тип: проблемно-диалогический
Компоненты занятия:
- Организационный: готовность обучающихся к занятию
- Целевой: постановка целей на всё занятие и на отдельных этапах.
- Мотивационный: показать значимость изучаемой темы.
- Коммуникативный: добиваться сотрудничества между детьми и педагогом.
- Содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, организации самостоятельной работы.
- Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения.
- Контрольно-оценочный: для стимулирования активности обучающихся
- Аналитический: подведение итога занятия.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся аргументировано доказывают, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие, сегодня так же необходимы, и без которых человек не может называться человеком.
Оборудование:
- Презентация.
- Наглядно-демонстрационный материал. (Шарики, в виде сердечек. Свеча)
- Музыкальное сопровождение
Мы живем в мире людей. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность. Этикет является тем самым инструментом, который способствует более эффективному общению.
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия.
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ
Этические занятия всегда направлены на формирование эмоционально – чувственной стороны нравственного сознания. Чем ярче и сильнее воздействие на эмоциональную сферу личности, чем глубже отклик чувств на воздействие, тем эффективнее результат. Вот почему на занятиях звучит классическая музыка, что помогает ребятам раскрепоститься, сосредоточиться, «открыть» для общения свое сердце, а также создать определенный настрой на работу.
Данное занятие проводилось в соответствии с разработанной авторской программой. При подготовке к занятию и самоанализу я основывалась на рекомендации кандидата психологических наук, доцента Нины Андреевны Леоновой, изложенные в пособии для учителя и воспитателя дополнительного образования «Как прекрасен этот мир», использовала теоретические основы учителей –новаторов Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная система); развитие познавательного интереса Т.В.Щукина; создание успеха и самореализации В.Ф.Шаталова.
Проведенное занятие входит в раздел программы: «Этические нормы. Необходимая помощь другому.» «Тема: Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности. Это четвёртое занятие по данному разделу. На предыдущих занятиях мы знакомились о человеческих качествах как: доброта, вежливость, красота.
Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию материала. Так, были использованы словесные методы: объяснение, беседа художественные зарисовки, стихотворения; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов помощи окружающих, познавательные задания. Содержание занятия было оптимально определено в соответствии с требованиями программы и цели. Занятие было спланировано с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. При проведении занятия использованы элементы иллюстрационной и игровой технологии, т.к. в этом школьном возрасте навыки легче формируются не через назидания, а через примеры из жизни.
Познавательный материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придавалось знанию и применению понятия милосердие. Во время занятия царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и дети свободно, расковано могли высказывать свои мысли и предположения. Считаю, что мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, так как понятие «милосердие» актуально и в наше время - это основное человеческое качество гуманности.
На первом этапе – дети настроились на занятие, был установлен позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником. Далее, используя, подводящий к теме диалог и сопоставление стихотворений была сформулирована тема занятия. Очень эмоционально обучающиеся старались представить собирательный образ понятия «милосердие», обосновывая жизненными наблюдениями. Все этапы занятия были построены таким образом, что способствовали более глубокому раскрытию понятия «милосердие». Например: из показа отрывка содержательно делался вывод, что помогать нужно, просто так; находили смысловые и однокоренные слова к этому понятию. Уместна была предложена и рефлексия с общим образом «солнце» и маленькими звёздочками (доброта, любовь, нежность). Дети прониклись глубиной переживаний и сочувствия к художественным зарисовкам, предложенным педагогом. И наглядно увидели, какую помощь могут оказать они сами в этом направлении, что делается у нас в посёлке (выступление инспектора социального управления). И как завершение раскрытия этого необходимого человеческой черты характера зажгли свои сердца для оказания помощи ближним, нуждающимся.
Я думаю, задачи, поставленные мною, выполнены. Дети чувствовали себя удобно, комфортно, раскрепощёно. Характер общения детей был построен на доброжелательном, дружеском отношении друг к другу.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств, для будущего жизнеутверждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
3. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.
4.Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
6.. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
7. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005.
10. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10.
11.Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.
12. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
13. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998.
14..Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
15. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
16. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.
17. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
18. . Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного мероприятия "здоровье это главное"
внеклассное мероприятие с родителями...
внеклассное занятие по теме "Главное слово-мама"
Доступный, интересный материал по теме....
Внеклассное мероприятие "Семья - моя главная опора"
Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям...
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности.
Деятельностный подход в образовании, как главное условие развития личности....
Классный час "Трудолюбие - главная черта русского человека"
Материал класного часа поможет ребёнку разобраться, что значит быть трудолюбивым и сформирует негативное отношение к лодырям....
Презентация к внеклассному мероприятию "Покров, как главный праздник земледела"
Презентация. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Покров, как главный праздник земледела"....
«Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности»
Номинация «Диалогический проблемный урок»Урок из комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики»...