Игры-драматизации во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности
статья по чтению (3 класс)
Использование игр-драматизаций во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности как средство развития умения выразительно читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 192.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Диана Дмитриевна Эркерт,
Валентина Александровна Шомшина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АУТИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В 3 КЛАССЕ
Аутизм является болезненным состоянием психики, погружённостью человека в себя, стремлением уйти от контактов с окружающим миром, в ходе чего у ребёнка наблюдается снижение коммуникации в жизнедеятельности, трудности в общении и обучении, в то время как аутические черты личности — это некое проявление болезненных состояний психики. Люди с аутическими чертами могут не желать общаться, быть замкнутыми, иметь склонность к шаблонным, повторяющимся действиям. Наиболее характерные особенности - это нежелание смотреть собеседнику в глаза, неэмоциональность, нередко и проблемы с речью. Аутические черты отличаются от самого аутизма, аутические черты возможно скорректировать до такой степени, что какие-либо нарушение не будут мешать человеку в развитии коммуникативных способностей
При выявлении аутических черт у младшего школьника специалисты чаще всего отмечают эмоциональную задержку речевого развития. Зачастую редкое проявление эмоций может не соответствовать смыслу сказанного, т.к. младший школьник с аутическими чертами личности испытывает затруднения в восприятии чужих эмоций, переживаний, чувств. Соответственно, перенос интонации на смысл содержания может кардинально меняться, что в будущем может повлечь за собой еще большие трудности в общении с людьми, а также трудности обучения. Одной из трудностей обучения у детей с аутическими чертами личности чаще всего является неумение выразительно читать. В современной школе несомненно этому аспекту уделяется особое внимание, но при обучении детей с аутическими чертами личности учителя очень часто испытывают трудности в выборе эффективных методов и приемов, направленных на развитие выразительности чтения.
Специалистами выделяется ряд характеристик, определяющих качество чтения, среди них - выразительность чтения. Особенность его заключается в том, что оно формируется только после того, как у учащегося сформируются другие основные навыки чтения: узнавание букв, чтение по слогам и другие.
В педагогической практике начальной школы для формирования навыка выразительного чтения используется целый ряд приемов: прием театрализации, игра-перевоплощение, смена ролей, где учащиеся пытаются почувствовать себя в другом образе. Распространенным считается прием ведения ребенком «заветной книжки», в которую обучающийся записывает всё то, что помогло ему стать выразительным. Это могут быть рисунки, сказки, которые школьник сочинит сам, а также многие другие материалы. Также рекомендуется знакомить обучающегося со «знаками», помогающими правильно интонировать. Приём «произнесение чистоговорок» помогает выработать правильную интонацию и четкость произнесения слов.
Прием «искажение слов» делает прочтение произведения обучающимися проблематичным. Столкновения с трудностями помогает ученику развивать как навык чтения, так и навык выразительности.
Особого внимания для развития выразительного чтения заслуживает прием игры-драматизации. Игра – драматизация является одной из разновидностей игровой деятельности. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития».
Можно выделить несколько видов игр-драматизаций:
1) Ролевой диалог героев произведения.
2) Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
3) Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
4) Игра-импровизация под музыку.
5) Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает читающий [1, c.23].
При осуществлении игр-драматизаций необходимо соблюдать определенные этапы:
1.Подготовительный: знакомство детей с художественными произведениями, анализ персонажей.
2.Подготовка к игре: закрепление с детьми роли и сюжет игры.
3.Проведение игры: стимулирование детей к активному участию [2,c.21]
Для детей с аутическими чертами важно реализовать не только стандартные этапы игры, но и воспользоваться дополнительным:
1. Установление контакта «учитель-ученик». Сюда входит эмоциональный настрой и расположение ребенка к себе.
2. Диагностика речевого развития.
3.Демонстрация эмоций. На этом этапе необходимо дать понятия об эмоциях, мимике, характеристике чувств.
4. Закрепление знаний об эмоциях с помощью вспомогательных карточек
При создании предметно - пространственной среды зону театрализации нужно располагать в доступном для детей месте, учитывая особенности младшего школьника с аутическими чертами личности.
Игру – драматизацию лучше планировать заранее. Сначала определяются программные задачи, подготавливается оборудование игры, проводится словарная работа. Вне зависимости от того, какое оборудование будет использоваться и где будет проводится игра - драматизация на улице, в музыкальном зале, в групповой комнате, необходимо помнить и учитывать особенности детей с аутическими четами личности.
При проведении игры-драматизации продумывается игровая мотивация, чтобы заинтересовать игрой детей.
В процессе проведения игр – драматизаций дети приобретают умения:
- Воспроизводить короткие рассказы и стихотворения.
- Активности и самостоятельности в выборе игр-драматизаций.
- Речевой выразительности и эмоциональности.
- Коммуникативные умения.
- Открыто выражать свои эмоции (удивление, сомнение, любопытство, огорчение, восторг) [3, с. 80].
Таким образом, можно сделать вывод, что игра – драматизация имеет огромное значение для обучения учащихся с аутическими чертами личности выразительному чтения, т.к. эти обучающиеся имеют проблемы с эмоциональностью речи. Именно игра-драматизация может сильно повлиять на формирование таких качеств выразительного чтения, как интонирование, темп, паузы и другие. Положительное изменение выразительной речи обучающихся с аутическими чертами личности – есть залог успешности не только в обучении чтению, но и в установлении межличностных контактов, в коммуникативном взаимодействии.
Для определения уровня выразительности чтения у обучающихся с аутическими чертами личности мы разработали и провели диагностику. В диагностике приняли участия пятеро обучающихся третьего класса. Получены следующие результаты (Рис2)
Результаты диагностики показывают, что у обучающихся с аутическими чертами личности имеется ряд проблем, затрудняющих развитие выразительного чтения. Что бы решить эти проблемы мы приступили к разработке серии игр-драматизаций с включением приемов выразительного чтения.
(Рис2)
Список использованной литературы
- Акулова А.О. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4– Тюмень: Марс, 2016. – 23 с.
- Алексеева И.А Т.И. Театрализованные игры «школьная пресса» -2013 г.
- Уфимцева А.В. Дети с аутическими чертами личности в России. Историография исследования. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
Из опыта работы по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...
Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности
В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...
программа опытно - эксперементальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности"
Выявления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития речевой деятельности младших школьников....
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »
Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....