Физическая культура для детей с аутическими чертами личности (АЧЛ)
материал по физкультуре
Описание основных черт обучающегося с аутическими чертами личности и общие рекомендации проведения физической культуры ( физических упражнений, занятий) для обучающихся с АЧЛ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_dlya_detey_s_auticheskimi_chertami_lichnosti.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура для детей с аутическими чертами личности.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, болезненное состояние психики, которое характеризуется погружённостью человека в себя, стремлением уйти от контактов с окружающим миром, в ходе чего наблюдается снижение коммуникации в жизнедеятельности, трудности в общении и обучении.
Аутические черты личности – характерные черты поведения, а также особенности личности, характерные для лиц, имеющих аутизм или склонных к данному заболеванию.
1) Замкнутые и необщительные, предпочитают ничего не говорить о себе, но могут поддержать разговор на отвлеченные темы.
2) Имеют одно любимое увлечение, в которое они предпочитают максимально углубляется, но в отличии от глубокого аутизма, дети, имеющие аутические черты личности чаще, могут контролировать свои желания и рационально распределять время между необходимыми делами и хобби.
4) Безразличные к переживаниям других людей, могут игнорировать необходимость проявления поддержки по отношению к близким людям или сверстникам, плохо понимают эмоции и переносные значения.
5) Не умеющие идти на контакт с окружающими. Позвонить по телефону, подойти на улице к человеку и спросить дорогу или рассказать врачу о своей проблеме – все это, практически невозможно для ребенка с аутическими чертами личности.
6) Постоянно совершающие стереотипные механические движения. Раскачивание на стуле или в коляске, мотание головой.
7) В раннем детстве - бедный словарный запас, но с возрастом дети с аутическими чертами личности способны запоминать большое количество слов и в юношестве уже имеют нормальное развитие речи.
8) В речи могут избегают употребления местоимение «Я», дети с аутическими чертами личности любят называть себя другими именами, говорить о себе в третьем лице, с возрастом они частично понимают общепринятые нормы и избегают говорения о себе в третьем лице, но это может продолжится, например, при разговоре с очень близкими, родными людьми.
9) Исполнение ритуалов. Для детей с аутическими чертами личности так же свойственно выполнять ритуалы, всякое их нарушение ведет к беспокойству, но в отличии от глубокого аутизма, дети с аутическими чертами личности иногда способны менее негативно реагировать на несовершенный ритуал, но при сильном стрессе или усталости может проявится резкое падение в себя, раздражительность, занятость своим делом.
10) Трудно обучаемые. В силу своих особенностей детям с аутическими чертами сложно учится в учебном заведении, они часто отвлекаются, им сложно понимать быструю, неоднозначную речь, трудности так же вызывает достраивание образа или навык классификации и ранжирования, от комплекса этих проблем детям с аутическими чертами сложно обучатся как в саду, так и в школе. Еще одним препятствием может является стойкая привязанность или зацикливание, на любимой книге, или на одном коллективе, классе, обстановке в классе. Отрыв индивида от выбранного им объекта комфорта повлечет к тревожности, стрессу, переживанию, плачу, что будет значительно отвлекать от процесса обучения.
С детьми имеющих аутические черты личности назначается система коррекционных занятий, вне зависимости от степени появления заболевания с такими детьми необходимо заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, для того что бы развитие ребёнка с АЧЛ было максимально приближено к сверстникам
Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:
• развитие имитационных способностей (умения подражать);
• стимулирование к выполнению инструкций;
• формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
• воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Не рекомендуется к использованию
1)Не стоит много времени уделять командным играм, такие как эстафета, или игры, где необходимо телесное прикосновение, наиболее уязвимым тут будет выступать слух ребенка с аутическими чертами, шум сверстников, резкие хлопки или звуки, напряженная атмосфера при длительном воздействии может дать негативный эффект на состоянии ребенка.
2)Если ребенок не хочет выполнять упражнение – не настаивать.
Рекомендовано будет дополнительно замотивировать, стимулировать, предложить что-то в замены, попытаться уговорить. При постановке команды к выполнению упражнения позиция говорящего всегда должна быть четкой, со строгостью, что бы сразу были определены рамки, например, учитель-ученик.
3)Не мешать исполнению ритуалов, если такие имеются.
4)Давать посильные задания
Лучше избегать упражнений или действий, которые могут вызвать панику или страх, тем не менее не стоит исключат всё, что он не хочет, ведение в «новое» для ребенка задание должно быть постепенным, желательно с обеспечением комфортной психологической обстановки, моральной поддержкой, в некоторых случаях показательно уделить ребенку положительное внимание и дать оценку деятельности.
5)Давать те задания, которые ребенок с АЧЛ легко выполняет.
При дополнительной мотивации можно дать сначала то задание, которое по вашему мнению ребенок знает и умеет, соответственно выполнит успешно, это поможет плавно ввести в любое другое «новое», ситуация успеха придаст уверенности в себе, особенно тем детям, которые явно застенчивы, абстрагированы, болезненно относятся к критике окружающих.
6) Не кричать и не использовать свисток на уроке, стараться не издавать резких звуков или движений, направленных на ребенка с аутическими чертами.
В зависимости от изученных вами особенностей ребенка старайтесь сокращять воздействие на него шума, необходимо обеспечить тишину, или предупреждать о свистке, вводя его постепенно. Стараться избегать выкриков, падений тяжелых предметов на пол, новые звуки лучше демонстрировать, смотря на ребенка, чтобы установить с ним контакт, обратить на себя внимание и воспроизвести звук, показывая безопасность, осведомляя о вашем намерении, например, стук мяча об пол, звук свистка, звук магнитофона, звук рупора, хлопки в ладоши и тп.
Классы действий
В программу входят следующие классы действий:
- действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
- действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;
- точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.
Методика обучения детей с аутизмом
Сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Для успешного проведения занятий рекомендуется использовать перечисленные ниже приемы.
1. Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.
2. Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к интересам и пристрастиям ребенка.
3. Используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление: "честно заработанное" яблоко или печенье, баллы или очки, "победа" над воображаемым соперником (роль которого может сыграть игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребенка поощрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями
Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...
Праздник по адаптивной физической культуре для детей начальной школы "В гостях у Феи Осанки"
Праздник "В гостях у Феи Осанки" для детей начальной школы....
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...
«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста».
«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это ...
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...
Игры-драматизации во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности
Использование игр-драматизаций во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности как средство развития умения выразительно читать....
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...