Урок по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

Данный урок по ОРКСЭ знакомит учащихся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 20 «Золотое правило нравственности»

Цель : способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
 

Задачи:

1.знакомство с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила.

   2.урок направлен на формирование  умения осознанно применять золотое        правило нравственности в жизни.

 3. развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

4.формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    

5.учить прогнозированию последствий своих поступков;

6.развивать готовность к социальному взаимодействию.

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока:

  учебное пособие

  мультимедиа

  раздаточный       материал

Основные понятия урока:

социальные нормы  

 мораль  

нравственность  

 добро и зло

справедливость

совесть  

дружба

Предварительная подготовка:

подбор текстового материала, видеофрагментов

театрализация сказки

изготовление костюмов

создание презентации

План урока:

1.Организационный момент. – 2 минуты.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки  (или ее прочтение). – 5 минут.

3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.

4.Работа в группах.  - 5 минут.

5. Физкультминутка.

6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.

7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.

8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.

9. Домашнее задание. – 1 минута.

Ход урока.

I.Актуализация знаний.

(слайд 1)

- Подберите существительные к прилагательному золотой в прямом и переносном  значении.

1.Работа в тетрадях.

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о золотом правиле нравственности.

(слайд 2)

-Запишите тему в тетрадях.

(слайд 3)

- А так же ещё раз мы поговорим о таких социальных нормах, как:  мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

II.Постановка проблемы.

(слайд 4)

1.Чтение со слайда учителем сказки:

        « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

      Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

     Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

   - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

   - Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

    И вдруг попросил:

   - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

   - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

   - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

   Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

2.Беседа по прочитанному.

(слайд 6)

- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

- Вы правы, она совершила добрый поступок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 7)

III. Работа с понятием «золотое правило».

1.Рассказ учителя о высказываниях мудрецов:        

-Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день.  Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

а) О Будде.

-Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать.  Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей.  Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.

Будда учит нас:

(слайд 8   1 высказывание) «не делай другим того, что сам считаешь злом».  

б) О Конфуции

-Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».

Конфуций говорил:

 (слайд 8   2 высказывание) «только добро ведёт к счастью».

в) О Ману.

-В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он  долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».

Смысл законов Ману:

(слайд 8   3 высказывание) «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

г) О Моисее.

-В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей.  Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.

2.Вывод.

-Чему  же учат эти правила, что их объединяет?

-Ответы детей.

Учитель: -Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Это и есть «золотое правило» нравственности, а, следовательно, и этики.

(слайд 9)

3.Знакомство с 3 основными правилами:

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро ?

- А что нужно еще?

 -Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

(слайд 10)

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся.

4.Знакомство с притчей о двух матерях:

- Сейчас мы прочитаем притчу о двух матерях, а вы ответите на вопросы:

– Которая же из них была матерью? Почему вы так считаете?

(слайд 11)

Притча

“Мудрый царь Соломон”.

   “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и при несли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.

IV. Рефлексия.

Задание:  Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

-На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро, виде солнца

-А почему люди ценят добро?

V. Итог урока.

В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:

«Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову.

На любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

VI.Домашнее задание.

- читать параграф 20;

- подобрать пословицы по теме урока;

(слайд 12)

-попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло         тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду  …., так как ….  .



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подберите существительные к прилагательному золотой Прямое значение Переносное значение Золотое сердце Золотые руки Золотые слова Золотое кольцо Золотая медаль Золотые серёжки

Слайд 2

Золотое правило нравственности. Урок 20.

Слайд 3

Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба

Слайд 4

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

Слайд 5

Счастливый принц

Слайд 6

Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? А почему люди ценят добро?

Слайд 7

Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Высказывания мудрецов, жившие в разные времена, в разных землях.

Слайд 8

Золтое правило нравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе

Слайд 9

Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.

Слайд 10

Притча “ Мудрый царь Соломон”. “ Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и при несли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. – Которая же из них была матерью ? Почему вы так считаете?

Слайд 11

Домашнее задание. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось». Я не буду …., так как …. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....