Урок по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок по ОРКСЭ знакомит учащихся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_nravstvennosti.doc | 95.5 КБ |
prezentatsiya._zolotoe_pravilo_nravstvennosti.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 20 «Золотое правило нравственности»
Цель : способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи:
1.знакомство с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила.
2.урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.
3. развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
4.формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
5.учить прогнозированию последствий своих поступков;
6.развивать готовность к социальному взаимодействию.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока:
учебное пособие
мультимедиа
раздаточный материал
Основные понятия урока:
социальные нормы
мораль
нравственность
добро и зло
справедливость
совесть
дружба
Предварительная подготовка:
подбор текстового материала, видеофрагментов
театрализация сказки
изготовление костюмов
создание презентации
План урока:
1.Организационный момент. – 2 минуты.
2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). – 5 минут.
3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.
4.Работа в группах. - 5 минут.
5. Физкультминутка.
6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.
7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.
8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.
9. Домашнее задание. – 1 минута.
Ход урока.
I.Актуализация знаний.
(слайд 1)
- Подберите существительные к прилагательному золотой в прямом и переносном значении.
1.Работа в тетрадях.
- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о золотом правиле нравственности.
(слайд 2)
-Запишите тему в тетрадях.
(слайд 3)
- А так же ещё раз мы поговорим о таких социальных нормах, как: мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
II.Постановка проблемы.
(слайд 4)
1.Чтение со слайда учителем сказки:
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
2.Беседа по прочитанному.
(слайд 6)
- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
- Вы правы, она совершила добрый поступок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 7)
III. Работа с понятием «золотое правило».
1.Рассказ учителя о высказываниях мудрецов:
-Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
а) О Будде.
-Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
Будда учит нас:
(слайд 8 1 высказывание) «не делай другим того, что сам считаешь злом».
б) О Конфуции
-Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».
Конфуций говорил:
(слайд 8 2 высказывание) «только добро ведёт к счастью».
в) О Ману.
-В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».
Смысл законов Ману:
(слайд 8 3 высказывание) «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
г) О Моисее.
-В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.
2.Вывод.
-Чему же учат эти правила, что их объединяет?
-Ответы детей.
Учитель: -Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Это и есть «золотое правило» нравственности, а, следовательно, и этики.
(слайд 9)
3.Знакомство с 3 основными правилами:
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро ?
- А что нужно еще?
-Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:
(слайд 10)
Первое: делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье: говори добрые слова и улыбайся.
4.Знакомство с притчей о двух матерях:
- Сейчас мы прочитаем притчу о двух матерях, а вы ответите на вопросы:
– Которая же из них была матерью? Почему вы так считаете?
(слайд 11)
Притча
“Мудрый царь Соломон”.
“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и при несли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
IV. Рефлексия.
Задание: Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
-На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.
На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро, виде солнца
-А почему люди ценят добро?
V. Итог урока.
В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:
«Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
VI.Домашнее задание.
- читать параграф 20;
- подобрать пословицы по теме урока;
(слайд 12)
-попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотое правило нравственности. Урок 20.
Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
Счастливый принц
Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? А почему люди ценят добро?
Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Высказывания мудрецов, жившие в разные времена, в разных землях.
Золтое правило нравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.
Притча “ Мудрый царь Соломон”. “ Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и при несли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. – Которая же из них была матерью ? Почему вы так считаете?
Домашнее задание. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось». Я не буду …., так как …. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...
Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....