конспект урока
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

конспект урока по ОРКС "Пасха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pasha.docx111.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область:

Урок № 8  модуля «Основы православной  культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

                                   пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие:        развивать познавательную активность

Воспитательные:  помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

 Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Учебники, тетради

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Методические рекомендации  к проведению урока «Пасха» в модуле

«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

Уровень подготовки  обучающихся 4 класса.

           К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

   Компетенция педагога.

   Прохождение курсовой подготовки по  программе «ОРКСЭ»,  заинтересованность к самообразованию по темам курса,  владение различными образовательными  технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

  Выявление рисков и путей их преодоления.

       РИСКИ при проведении урока

 ПУТИ  их преодоления

    Большой объём информации

 Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный  уровень сформированности  коммуникативных навыков обучающихся,   готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой  и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего  от  группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

 Определить временные рамки каждого этапа

Задания базового и повышенного уровней.

 Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень –  самостоятельная  работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

    Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой  поисковой деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.

-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

-А сейчас сядем все на свои места.

Ответы детей

2. Подготовка к восприятию темы.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .

-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»

 Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

Чистый понедельник

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками,  мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

- Как вы поняли,  почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

-Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

 Зазеленел уж тёмный лес,

  Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

-О каком празднике идет речь?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Ответы детей

Чтение поэтических отрывков.

3.Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа

- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия     Христос    вернулся к жизни – воскрес.

  - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  

- Что означает слово воскресение? 

- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

- Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.( обобщение)

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

- Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

-Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

- Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

- Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

Игра.

- Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

-Воскресенье

Ответы детей

Яйца

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

4. Подведение итогов урока.

- Что было для вас новым на уроке?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.

- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.

 

-И в завершении попробуйте ответить на вопросы теста. По результатам которого я пойму как вы усвоили данную тему

-На все ли вопросы вы ответили правильно?

-Я предлагаю вам дома  прочитать на страницах учебника «Урок 8» и ответить на вопросы кроссворда.

Прослушивание аудиозаписи.

Работа в парах ( компьютеры)

Нет

5. Рефлексия.

-Какое настроение у вас в конце урока?

-А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.

-И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то вы выберите красивое крашеное яйцо, в противном случае ваше яичко будет белым.

Кроссворд по теме «Пасха»

1

Х

В

О

С

К

Р

Е

С

Е

2

И

3

С

4

Т

5

О

6

С

  1. Самый главный православный праздник.
  2. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?
  3. То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.
  4. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?
  5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?
  6. Что  соблюдают православные христиане в течение семи недель перед  празднованием Пасхи?

                                                                 

____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...