конспект урока
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предметная область:
Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»
Тема: «Пасха»
Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний
Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; | Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; | Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах. | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока | имеют представление о понятии Пасха |
Средства обучения:
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки. | Учебники, тетради |
Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.
Методические рекомендации к проведению урока «Пасха» в модуле
«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.
Уровень подготовки обучающихся 4 класса.
К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Компетенция педагога.
Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ», заинтересованность к самообразованию по темам курса, владение различными образовательными технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.
Выявление рисков и путей их преодоления.
РИСКИ при проведении урока | ПУТИ их преодоления |
Большой объём информации | Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока |
Разный уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности | Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы |
Превышение регламента урока (практическая работа) | Определить временные рамки каждого этапа |
Задания базового и повышенного уровней.
Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.
Повышенный уровень – самостоятельная работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся
Материалы для урока:
кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.
Предварительная работа педагога
Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой поисковой деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой | ||
-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга. -А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать? -А сейчас сядем все на свои места. | Ответы детей | |
2. Подготовка к восприятию темы. | ||
-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица. -А какие весенние праздники вы знаете? -А какой праздник отмечают все православные весной? - Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник . -Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева Чистый понедельник «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог». - Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста? -Какими красками вы бы описали его настроение? - Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь? -Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение? -Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем. Пасха наступила – Радость охватила: Иисус любимый, Отстрадав, воскрес! Поздравляю с праздником, Чудом из чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Сияет солнышко с небес Зазеленел уж тёмный лес, Христос воистину воскрес! -Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника? -О каком празднике идет речь? Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес! - Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. | Ответы детей Чтение поэтических отрывков. | |
3.Работа по теме урока. 1) Воскресение Христа | ||
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? - Что означает слово воскресение? - Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей. 2) Русская Пасха. - Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь. 3) Традиции празднования. - Что вам известно о том, как празднуют Пасху? Рассказ учителя.( обобщение) -Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры. - Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!» -Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине. Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. 4) Беседа о том, как правильно красить яйца -Что же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе? - Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями. - Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. -Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете? Игра. - Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук. | -Воскресенье Ответы детей Яйца 1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель. 2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем. 3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл. | |
4. Подведение итогов урока. | ||
- Что было для вас новым на уроке? - О чем вы расскажете дома родителям? - Почему Пасха – самый радостный праздник для православных? - На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. - Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
-И в завершении попробуйте ответить на вопросы теста. По результатам которого я пойму как вы усвоили данную тему -На все ли вопросы вы ответили правильно? -Я предлагаю вам дома прочитать на страницах учебника «Урок 8» и ответить на вопросы кроссворда. | Прослушивание аудиозаписи. Работа в парах ( компьютеры) Нет | |
5. Рефлексия. | ||
-Какое настроение у вас в конце урока? -А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами. -И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то вы выберите красивое крашеное яйцо, в противном случае ваше яичко будет белым. |
Кроссворд по теме «Пасха»
1 | Х | |||||||||||
В | О | С | К | Р | Е | С | Е | |||||
2 | И | |||||||||||
3 | С | |||||||||||
4 | Т | |||||||||||
5 | О | |||||||||||
6 | С |
- Самый главный православный праздник.
- Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?
- То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.
- Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?
- Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?
- Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?
____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....