занятие №1 (дист.)
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дистанционное занятие № 1
Выполнила: Ушакова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ средняя школа №10
г. о. Жуковский
- Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными .
Непереходящие двунадесятые праздники
- Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.
- Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот день Церковь вспоминает событие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на общественное служение и проповедь Евангелия.
- Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению младенца Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой день после его рождения. В Храме Святое семейство встретили праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
- Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спаситель Иисус Христос.
- Преображение Господне 19 августа – в этот день Церковь вспоминает, как еще при своей земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил ближайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.
- Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Матери в Иерусалиме. После ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы исчезло из гроба, и Церковь верит, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где постоянно молится за всех людей.
- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздник дня рождения Марии, будущей Матери Божией. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, долго не имели детей, но по своей вере и молитве сподобились от Бога великой милости – рождения будущей Матери Спасителя.
- Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот день Церковь вспоминает события более поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже прекратились. Тогда в Иерусалиме был чудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздник в воспоминание торжественного введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя Иисуса Христа.
Переходящие двунадесятые праздники
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - в воскресенье за неделю до Пасхи – вспоминается торжественный вход Господа в Иерусалим накануне Его страстей, распятия и воскресения.
- Пасха, Воскресение Господне - главный праздник богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
- Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.
- День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.
Информация взята с сайта: https://ru.wikipedia.org/
- Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам. Известны древнегреческие и древнеримские изображения рождения героев и богов. Центром композиции является ложе матери, перед которым стоит купель для омовения младенца. Ложе окружают женщины, приносящие различные необходимые предметы, и отец ребенка. Самые древние образы Рождества Божией Матери, которые дошли до наших дней датируются X-XI веками. Иконография Рождества Божией Матери отличается от иконописной традиции других важных церковных праздников. Образы Рождества не просто передают догматическую суть праздника, а наполнены бытовыми подробностями жизни праведных родителей Богородицы – Иоакима и Анны. Это показывает, что жизнь Спасителя начиналась в обычной семье.
На более ранних иконах благочестивая Анна изображена полулежа или сидя на высоком ложе, а вокруг нее собрались девы с дарами и служанки. Такое изложение сюжета мы видим на мозаике в греческой церкви Успения в Дафни или на образе Феофана Критского в афонском монастыре Ставроникита. С XIII века в композиции образов Рождества появляется фигура праведного Иоакима. Но согласно принятым правилам мужчина в определенные моменты не был вхож на женскую половину дома, поэтому Иоаким, как правило, изображается в арке дома или окне. Такое прочтение сюжета можно увидеть на мозаике монастыря Хора (Кахрие-джами) на территории современного Стамбула. Уже в XVIII веке многие семейные ограничения становятся неактуальными, и иконописцы изображают Иоакима сидящим близ ложа супруги. Также в иконах появляется больше подробностей, например, стол с угощениями. Эта деталь отсылает нас к пиру, который устроил Иоаким для священников и народа, когда Богородице исполнился год. Иногда на иконах изображались птицы, которые пьют из водоема или фонтана. Появление такого сюжета, скорее всего, связано с преданием, которое повествует о том, что Анна молилась о появлении ребенка в саду близ источника, окруженного птицами. Изображение фонтана присутствует на мозаике в греческой церкви Успения в Дафни. На более поздних иконах вокруг центрального образа появляются клейма – сюжетные композиции из жизни праведных Иоакима и Анны, которые рассказывают о событиях, предшествующих рождению Богородицы: молитва супругов, благовестие Ангела Господня о рождении дочери, встреча праведников у Золотых ворот.
Информация взята с сайта: https://religions.unian.net/afon/1532781-ikonografiya-rojdestva-bogoroditsyi-istoriya-obrazov.html
- Пасха у православных считается главным праздником потому, что в этот день Христос воскрес. Поэтому этот день еще называют Светлым Христовым Воскресеньем. Слово пасха в переводе с греческого означает "избавление". Иисус Христос своей смертью искупил людские прегрешения. Тем самым победил смерть и дал человечеству надежду на то, что жизнь в раю будет вечна. Это значит что все, кто имеет веру в Господа, могут познать блаженство вечной жизни.
- В модуле "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ
1. Пасха – весенний праздник.
2. Мы должны стараться быть добрыми, любить друг друга.
3. Пасхальное яйцо символизирует жизнь.
- Наиболее чтимые иконографические образы Богородицы:
- Казанская икона Божией Матери,
- Владимирская икона Божией Матери,
- Тихвинская икона Божией Матери,
- Иверская икона Божией Матери,
- Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»,
- Смоленская икона Божией Матери,
- Икона Божией Матери «Утоли моя печали»,
- Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».
- Икона Казанской Божией Матери
В нашем городе несколько храмов. Я видела такие иконы:
- Начало общественного служения Иисуса Христа. Изображения имеют широкую иконографию - два тысячелетия в искусстве (в живописи, скульптуре, в других видах искусств).
- Господь приходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу. Замечательная картина русского художника Александра Иванова так и называется: “Явление Христа народу”.
Изображения Христа (Нового Завет) тематически можно подразделить:
- "В ожидании пришествия Мессии"
- "Благовещение" и др.),
- "Детство и юность Христа"
- "Рождение Иисуса Христа",
- "Поклонение пастухов",
- "Поклонение волхвов",
- "Бегство в Египет " и др.),
"Общественное служение Иисуса Христа"
- "Крещение Христа",
- "Брак в Кане",
- "Изгнание торгующих из храма",
- "Воскрешение дочери Иаира",
- "Христос, идущий по воде",
- "Христос и грешница" и др.,
"Страсти Христа"
- "Вход в Иерусалим",
- "Тайная Вечеря",
- "Суд над Христом",
- "Поругание Христа",
- "Распятие Христа" ,
- "По Воскресении Христа"
- "Воскресение Христа",
- "Неверие Фомы"
"По Вознесении Христа"
- "Вознесение Христа",
- "Страшный Суд" Иисусу Христу
- посвящали свои произведения многие выдающиеся мастера мирового и европейского изобразительного искусства (А. Дюрер, Боттичелли, П. Брейгель, П. Веронезе, А. дель Верроккьо, Джорджоне, Л. Кранах, Леонардо да Винчи, Мазаччо, А. Мантенья, Микеланджелло и др.).
Информация взята с сайта: http://artdic.eu/vocabulary/show/id/1363/start/%D0%A5
- Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. „Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения".
Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Чем значительнее праздник, тем больше времени, сил и внимания требуется для подготовки. Для христианина она состоит прежде всего в том, чтобы в очередной раз проверить себя по Евангелию и постараться исправить свой образ жизни, упорядочить и изменить свои мысли, чувства, реакции и поступки.
Именно поэтому некоторым особо значимым праздникам предшествует пост – период воздержания от всего избыточного, излишнего. Само слово «пост», происходящее от древнегерманского fasta (совр. нем. fest, англ. fast – твердый, крепкий, постоянный) – указание на то, что нужна твердость в намерении выдержать необходимые ограничения. Это касается, прежде всего, всякого рода удовольствий для нашего тела и души – пищи и развлечений – так как их избыток отвлекает от серьезной и сосредоточенной проверки себя. Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой. Требуется известная сдержанность и в эмоциях, особенно отрицательных, а также усилий для стяжания(приобретения) мирного духа, то есть стремления к примирению с Богом, ближними и с самим собой. Наконец, важнейшими составляющими поста является участие в церковных Таинствах и молитва, в которых христианин черпает благодатные силы и помощь Божию для преодоления своей немощи, инерции, лени…
Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания?
Во-первых, пост — это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, — и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому Церковь и установила посты — чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос.»
Пост он очень помогает православным в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом.
Все это составляет приготовление к празднику. И тот, кто достойно подготовится, в день праздника наверняка получит подлинную радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Дистә аша чыгып кушу һәм алу. 2кл.
Математикадан 2 класс өчен дәрес планы. Тема "Дистә аша чыгып кушу һәм алу"....
Разработка по математике на тему "Өчурынлы санны берурынлы санга бүлгәндә, берәмлекне яки дистәне бүлгәндә калдык чыгу очрагы"
математикадан ачык дәрес - 3класс...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...