Технологическая карта урока ОРКСЭ (ОПК) "Монастырь".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Стрункина Валентина Александровна

Технологическая карта урока с указанием цели, задач, планируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monashestvo.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 407 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(модуль Основы православной культуры)

на тему: «МОНАШЕСТВО»

Автор:

Стрункина Валентина Александровна

Учитель ГБОУ школы № 407

Санкт-Петербург

2017

  1. Тема: «Монастырь. Духовный подвиг монаха».

  1. Цель: дать возможность для осознания места монашества в русской православной традиции.

  1. Задачи:
  • Раскрыть определение монашества
  • Познакомить с правилами принятия в монастырь, укладом жизни монахов
  • Рассмотреть и проранжировать причины посвящения своей жизни Богу
  • Познакомить с крупными русскими монастырями

  1. Планируемые результаты:
  • Личностные

- проявление уважительного отношения к монастырю как одной из святынь русского народа;

- осознание монашества как одного из двух жизненных путей христианина;

- формирование нравственно-этических установок.

  • Метапредметные

- регулятивные: постановка и сохранение в течении урока учебной задачи, умение планировать свою деятельность, оценивание собственной учебной деятельности;

- познавательные: умение извлекать информацию из различных источников, умение читать «по диагонали», работать с текстом, анализировать научный текст, обобщать его и формулировать определение понятия;

- коммуникативные: формулировать высказывание, умение выслушивать и уважительно относиться к иной точке зрения, задавать вопросы.

  • Предметные:

- знать, что такое монашество;

- иметь представление о жизни в монастыре;

- иметь представление и строении монастыря;

- знать несколько известнейших монастырей России.

  1. Оборудование, ресурсы:
  • Интерактивная доска
  • Карточка с заданиями (Приложение 1)
  • Текст о Сергии Радонежском (Приложение 2)
  • Карточки с высказываниями великих монахов о добродетелях (Приложение 3)
  • Презентация в формате PowerPoint.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап актуализации знаний

Предлагает вспомнить, в чем состоит жизненная цель любого христианина. Какой жизненный путь он может выбрать.

Вспоминают о двух возможных жизненных путях любого христианина: брак или монашество.

Этап постановки темы урока, целеполагание

Предлагает прочитать текст об известном учащимся человеке, узнать, чье это жизнеописание.

Просит вспомнить, кем был Сергий Радонежский, какой жизненный путь он выбрал.

Спрашивает, что значит «был монахом».

Просит сформулировать тему урока, учебные задачи.

Читают текст, вспоминают жизнеописание Сергия Радонежского.

Вспоминают, что преподобный Сергий был монахом.

Предполагают особенности монашества.

Формулируют тему урока, ставят учебные  задачи.

Этап открытия нового

Предлагает просмотреть видеофрагмент, в котором раскрывается сущность монашества.

Просит прочитать несколько определений монашества, проанализировать их, подчеркнуть в каждом из них главные слова с точки зрения просмотренного видеоролика.

Предлагает сформулировать свое определение монашества.

Спрашивает, в чем состоит жизненный путь монаха.

Предлагает посмотреть фрагмент и выяснить, что такое обет и какие обеты дает монах Богу.

Просит записать эти слова в карточку, пояснив, что они обозначают.

Предлагает узнать о наиболее часто встречающихся причинах ухода человека в монастырь, узнает, все ли понятно, разъясняет.

Просит проранжировать эти причины.

Просит прочитать тексты о жизни людей в монастыре, узнают о правилах жизни в монастыре.

Просит в карточке расставить эти ранги монашества на «лесенку», ведущую к Богу.

Просит рассмотреть фотографию одного из городских монастырей, выяснить, как приспосабливаются монахи к уединенной жизни в городе.

Предлагает рассмотреть изображения других монастырей, выявить их сходства.

Предлагает рассмотреть изображения великих монахов, найти сходства в выражении их лиц, на основе этого определить главные добродетели монахов.

Просит прочитать изречения великих монахов, выяснить, каким добродетелям они пытались нас научить.

Просматривают видеофрагмент.

Читают определения монашества, подчеркивают определяющие его слова.

Формулируют определение монашества.

Вспоминают, что монах это человек, посвятивший жизнь Богу.

Выясняют, что обет – это обещание. Монах дает три главных обета: целомудрия, нестяжания и послушания.

Записывают новые слова с пояснениями в карточку.

Читают обозначенные в карточке и на слайде причины ухода человека в монастырь, выявляют непонятные, задают вопросы.

В карточке рядом с напечатанными причинами расставляют числа по рангу и частоты встречающихся причин.

Читают текст, узнают новые слова, выясняют их словообразование, выясняют, что они подразумевают.

В карточке расставляют эти понятия на «ступеньки».

Рассматривают изображение монастыря, выясняют, что один из элементов постройки является стена для создания уединения.

Рассматривают изображения монастырей, выявляют сходства их строения.

Рассматривают изображения великих монахов, «читают» в выражениях их лиц смирение, доброту, мудрость.

Читают изречения великих монахов, выясняют, о каких добродетелях они нам говорили.

Этап закрепления

Задает вопросы о монашестве, выясняет, что запомнили учащиеся.

Предлагает посмотреть видеоролик об одном реально существовавшем человеке, просит предположить, мог ли он быть монахом и почему.

Кратко рассказывает учащимся о Григории Журавлеве.

Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят видео (притча «Калека» в исполнении С. Копыловой). Делают предположения, аргументируют свою точку зрения.

Дети анализируют жизнь Григория Журавлева, делают вывод, почему он не стал монахом.

Этап рефлексии

Просит написать учащихся 3 ассоциации к слову Монашество.

Выясняет, кому удалось подобрать три ассоциации.

Пишут ассоциации, зачитывают.

Оценивают свои знания по теме «Монашество».

Домашнее задание

Просит дома узнать, какие монастыри есть в нашем городе, где они находятся.

Приложение 1.

Тема урока: ________________________________

Монашество – это _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Монах – это человек, который целиком посвятил свою жизнь служению _________________, и принял для этого специальное посвящение - _______________________.

3 обета монаха: _________________________________________________________________

Причины ухода в монастырь:

  • потеря веры;
  • разочарование в любви;
  • чувство одиночества;
  • потеря смысла жизни;
  • трудности в отношениях с близкими, друзьями;
  • желание покаяться, замолить грехи;
  • стремление посвятить себя служению Богу.

Расставь ступени жизни в монастыре:

Главная добродетель монаха: ___________________________________

3 ассоциации к слову МОНАШЕСТВО:

________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Узнай, какие монастыри есть в твоем городе, как они называются, где находятся.

1.Монашество - (от греч. "одинокий", "ведущий  уединенную  жизнь") - общинная  жизнь  с соблюдением обетов* бедности, целомудрия и послушанияв соответствии с определенным уставом и отрешенностью отмирскойсуеты. (Энциклопедия Кольера)

2. Монашество -  (от греч.одинокий, отшельник),уединённаяжизнь ревнителей тойили инойрелигии, добровольно "ушедших из мира" исвязавшихсебя обетами:какправило,отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие);  разрыв старых родственных исоциальных связей;прикрепление кмонастырю, подчинение его уставу. (Энциклопедия «Отечество»)

3.Монашество -  (от греческого  - живущий водиночестве, уединенно), объединениеверующих(группа, община, братство),принявшихобетнестяжания(отказ от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомудрия (безбрачие),исполняющихволю своихдуховныхруководителейиотказавшихсяотстарогоимени. (Современная энциклопедия, 2000)

4. Монашество (книжн.) «От  суеты,отмираотложиться,произнестимонашестваобетивтихую обитель затвориться». Пушкин. (Толковый словарь Ушакова)

Приложение 2.

Он родился под Ростовом, в 1314 году в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь избрал его еще от чрева матери. Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться. Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды Варфоломей встретил посланного Богом Ангела в образе старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей попросил познать грамоту. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока.

С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения.

Вскоре родители его переселились из Ростова в Радонеж.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь. Она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.

Варфоломей стал монахом.

Постепенно он стал известен другим монахам, искавшим его руководства. Он всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.

Он отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд он соединил с молитвой, по принципу «молись и трудись».

Он стал настоятелем монастыря.

Еще при жизни удостоился благодатного дара чудотворений: воскрешал мертвых, лечил больных.

Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя — московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.

В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: монаха Андрея (Ослябю) и монаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.

Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Он дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании, трудах и совершив много чудес.

И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Монастырь" (4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о монастыре, монахах и об их образе жизни. Задачи урока: Дидактические:Сформировать представлени...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...