урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Мохова Ольга Игорьевна

урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_orkse.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная средняя школа

План – конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе.

Тема: «Россия - наша Родина».

                                                               

                                                                                                                                                           Автор: Мохова О.И,

                                                                                                                                                           учитель начальных классов.

 

п.Северный  2018г.


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Мохова Ольга Игорьевна

Район

Варнавинский

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Северная средняя школа

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

«Основы светской этики»

УМК

А.я.Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс» - М.: «Просвещение», 2011г.

Тема урока

«Россия – наша Родина»

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

Цель: определение отношения каждого ученика к нашей родине - России.

Задачи:

-формировать  первоначальное представление о единстве многонационального народа России;

-развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

-воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран

Дидактическое обеспечение

Распечатка текста, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии,  «Ящик пожеланий», символика России, портрет президента.  

Планируемые результаты  урока

личностные

вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

предметные

воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Творческая самостоятельная работа.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А.я.Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс» - М.: «Просвещение», 2011г.

Дополнительная

К.Д.Ушинский «Наше Отечество»;  В.Степанов «Народы России»; Герб, флаг, гимн России.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.

Интернет-ресурсы

nsportal.ru     openclass.ru     viki.ru     900igr.net     pedsovet.su

ЭОРы

Запись  гимна, презентация «Россия - наша Родина»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Ребята проведём игру «Чем мы похожи». ( Приложение 1)

 - Мы все оказались в одном кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на

друга. А ещё мы держимся за руки – мы друзья.

Дети  играют, в конце которой оказываются в одном кругу

Личностные

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Послушайте стихотворение В.Степанова «Народы России». (Приложение 2)

( Слайд 2)

О ком говорится в стихотворении?

- Ребята, а что для вас значит Родина?

- Как называется страна, в которой мы живем?

-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

В России живут разные народы. Но у всех одна родина – Россия.

- Страна,  в которой родился и живет человек.

 Место, где живут близкие      нам люди.

Место, по которому люди скучают, находясь далеко.  Наша страна называется Россия.

О России.

Предметные (воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина).

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, посмотрите на слайде карту Россию. Прочитайте  стихотворение «Наш дом » Слайд 3 )

Кто является  главой нашего государства? (Слайд 4)

Какие символы вы знаете? (Слайд 5)

Расскажите, что вы знаете о них? (Слайды 6 – 8) (Приложение 3)

Послушайте гимн.

Дети читают стихотворение «Наш дом » (Слайд 3)

В.В.Путин

Герб, флаг, гимн.

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках.

Российский флаг - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.

Гимн - это главная государственная песнь, в которой выражена народная любовь и патриотизм. Гимн поют и слушают стоя

Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина).

Личностные

4. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, а вы хотели бы узнать ещё больше о родине своей? Где можно найти такую информацию?

Да

- Прочитать в словаре.

- Посмотреть в интернете.

- Прочитать в книгах.

-Спросить у родителей.

Метапредметные (формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

5.Реализация построенного проекта..

Найдите в словаре Д.Н.Ушакова значение слова «Родина»

( Слайд 9)

- А вы слышали о малой Родине?

Что это такое? (Слайд10 -11)

Дети ищут в словаре определение слова «Родина».

Да, наша малая родина – это Нижегородская область, а ещё поселок в котором мы родились и живём – поселок Северный

Личностные

Метапредметные

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах

Прочитайте текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество». Ответьте на вопросы. ( Приложение 4)

Почему Россию называем Отечеством, родиной, матерью?

Дети читают текст.

Найдите ответы в тексте.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней мы жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, матерью – потому она вскормила нас своим хлебом…..

Личностные (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками). Метапредметные (формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вести диалог, аргументировать свою точку зрения).

7. Самостоятельная работа

Ребята, составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.

 (Слайд 12) (Приложение 5)

Выполняют самостоятельное творческое задание.

Я живу в великой  стране -Россия.

Я патриот своей страны! Президент делает очень много для нашей страны. В годы великой войны народ защищал своё Отечество.(1 Патриот - это звучит гордо.

Я люблю свою родину – Россию.

Я уважаю президента нашей страны. Он очень умный.

Метапредметные (формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

Пишут пожелания, отпускают в «Ящик пожеланий»

Я люблю свою родину. И хочу, чтобы все люди жили счастливо.

Я хочу, чтобы в нашей школе построили спортзал.

Чтобы наша страна была богата.

Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина).

 Личностные (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину).

9. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжи:

Оказывается…

Было интересно …

Мне захотелось …

(Слайд13)

-Что нового узнали сегодня на уроке?  

(Слайд 14)

Вывод: Ребята. Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть! 
Нашей правдой и силой, 
Всею нашей судьбой 
Берегите Россию - нет России другой!

Я много узнал о своей родине.

Работать в мини – группах, находить в словаре, составлять интересные  предложения..

Ещё больше узнать о родине – России.

Ученик читает 4-стишие  (Слайд 14)
-Я узнал, что у меня есть огромная страна. 

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, 

Речка, небо голубое - это всё моё родное! 

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Метапредметные (формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

Личностные (формирование осознания своей принадлежности к народу, стране).

10.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

- Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? Обсудите это дома с родителями и напишите сочинение .

Дети записывают в дневники домашнее задание.

Приложение 1

Игра «Чем мы похожи».

Учитель  приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

- Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круг, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.

Приложение 2

В. Степанов

НАРОДЫ РОССИИ

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Приложение 3

Государственный гимн Российской Федерации

Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

Государственный герб Российской Федерации

Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом



Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

Приложение 4

К. Ушинский

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Приложение 5


Самостоятельная творческая работа учащихся.

1.Составь и запиши предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент._____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)

Тема:  Россия – Наша РодинаДидактическая цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задач...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме " Россия - наша Родина"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" по программе "Начальная школа 21 века"...

Методическая разработка урока в 4 классе по теме: «Россия – наша Родина».

Предмет: ОРКСЭ, 4 классТема: «Россия - наша Родина».Технология обучения гуманно-личностные Ш. А. АмонашвилиЦель: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за свою страну...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...

Методическая разработка урока по Окружающему миру для 2 класса по теме «Россия- наша Родина»

Формирование представлений о стране Россия.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27103977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 120px; height: 120...

Урок по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Россия-наша Родина" (по учебнику А. Кураева)

Конспект урока и другие материалы необходимые к уроку....