Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы православной культуры»
в 4-ом классе по теме:
«Россия – наша Родина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_odnrk.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №8 п.Крутобережный
Конспект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы православной культуры»
в 4-ом классе по теме:
«Россия – наша Родина»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мурадова Лейла Дямур-кзы
Урок 1. Россия – наша Родина
Цели урока:
- начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура;
- формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры;
- воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.
Оборудование: карточки с пословицами, толковый словарь,
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов в сегодняшнем необычном уроке. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
II. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У вас на партах лежат листочки с набором слов, соберите из этих слов пословицы.
(Родина – мать, умей за неё постоять.)
(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)
- Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.
- Что объединяет эти пословицы? (О родине)
- Прочитайте название сегодняшнего урока.
IV. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
- Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина?
-Определим цель нашего урока? (Проводится совместное целеполагание:
- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)
- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,
что такое культурные традиции и для чего они существуют.
V. Работа по теме урока. Основные понятия.
1. Родина, Отечество.
-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)
А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (Толковый словарь, читает ученик)
Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.
- Что вы можете сказать о России? Да – это многонациональное государство; дом, в котором мы все живем;
- А если подобрать близкое по значению слово, что это будет за слово? Как раньше называли нашу Родину?
- Правильно! Это Отечество.
- Давайте обратимся к словарю и найдем объяснение данного понятия.
ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.
Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши Отцы, деды, прадеды, прапрадеды наших прапрадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живем в ней.
Наша малая Родина – это село, в котором мы живем.
Просмотр видеоролика «Село моё родное – Спасо –Барда»
-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в ролике? (Хорошее настроение и чувство гордости за свое красивое село.)
Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.
С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.
- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
2) Духовный мир -
Мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? - однокоренное слово- душа.
Духовный мир - внутренний мир человека.
Духовный мир – знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми. Есть выражение: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.
Как вы думаете, от чего на душе бывает хорошо, от чего бывает тяжело? Как сделать, чтоб было хорошо?
- Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?
- А какие поступки свойственны этим людям? Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.
Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.
Работа с раздаточными карточками-фразеологизмами.
Каждый ученик получил карточку, постараться объяснить значение данного фразеологизма.
1.Вкладывать душу – (делать, что-то с увлечением, любовью).
2.Скребет на душе – (неспокойно).
3.До глубины души – (сильно волновать, поражать).
4.Заячья душа – (трусливый, робкий человек).
6.Душа не на месте – (тревожно).
7.Стоять над душой – (надоедать своим присутствием, докучать).
8. Душа в душу – (дружно жить, в полном согласии).
9. Болеть душой – (переживать).
10.За милую душу – (с большим удовольствием, весьма охотно).
11.Бередить душу – (волновать).
12. Душа не принимает – (нет желания).
13.Закрывать душу на замок – (становиться замкнутым).
14. Камень с души свалился – (чувство душевного облегчения, избавления от тягостного).
15. Что душе угодно – (всё, что нравится).
16. Кривить душой – (обманывать).
3) Традиции.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.
ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).
По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. А почему нашу страну называют многонациональным государством?
Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
- Какие культурные традиции вы знаете?
-Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…
Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)
- Самостоятельная творческая работа учащихся. (работа по группам)
Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, духовные ценности ,традиции.
Выступления групп. Обсуждение.
VII.Рефлексия. «Продолжить предложения».
- Сегодня на уроке я ...
- Самым полезным интересным для меня было ...
- Я встретился с трудностью при ...
- Мне это необходимо для ...
-У меня хорошо получилось ...
-Строки самому себе ...
-Скажи комплимент новой теме ...
VIII. Домашнее задание.
1. Статья в учебнике с.4-5.
2. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье.
3. Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».(по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: &laqu...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» 4 класс
из опыта работы...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...