Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Мельниченко Ольга Анатольтевна

 

Тема:  Россия – Наша Родина
Дидактическая цель урока:
создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.

Задачи:

1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.

-Познакомить с природой своей страны,  жителями и их достижениями.

-Познакомить с символами России;

-Углубить и уточнить представление о Родине – России;

-Научить использовать карты для получения информации.

 2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.

-Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

        - Беречь богатства природы в повседневной жизни.  

 -воспитывать чувство гордости за свою страну.

 

 Тип учебного занятия: урок открытие нового знания по учебнику Окружающий мир  «Наша планета «Земля».  2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский , А.С.Раутин.
Вид учебного занятия: урок-исследование
Формы работы: групповая и индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока39.32 КБ
Файл приложение к уроку246.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мельниченко Ольга Анатольевна

Урок окружающего мира во 2 классе.

ОС «Школа 2100»

I. Сценирование  урока

Тема:  Россия – Наша Родина
Дидактическая цель урока:
создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.

Задачи:

1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.

-Познакомить с природой своей страны,  жителями и их достижениями.

-Познакомить с символами России;

-Углубить и уточнить представление о Родине – России;

-Научить использовать карты для получения информации.

 2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.

-Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

        - Беречь богатства природы в повседневной жизни.  

 -воспитывать чувство гордости за свою страну.

 Тип учебного занятия: урок открытие нового знания по учебнику Окружающий мир  «Наша планета «Земля».  2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский , А.С.Раутин.
Вид учебного занятия: урок-исследование
Формы работы: групповая и индивидуальная работа.


Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, авторский цифровой образовательный ресурс –презентация в программе  Microsoft Offise Power Pоint; видеоролик«Природа России» в программе Windows Movie Maker; физическая  карта России ; политическая карта; учебник, карточки для работы в  группах; толковый словарь

II.Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребятам, и гостям. Ведь мы с вами вновь отправляемся путешествовать по нашей планете.

Итак, вперёд за  маленькими открытиями!

Актуализация знаний

1)Работа в группах .

- Повторите правила работы в группе.

1. Уважай своих товарищей.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай.

Вспомним сигналы:

  • «Просим помощи» - поднята рука
  • «Мы готовы» - взяться за руки и поднять вверх.

По описанию узнайте, о какой стране идёт речь в рассказе? Покажите, на  каком материке расположена эта страна?

Слайд1 Индивидуальная работа на доске.

1гр.- Эта страна на островах. Главный город этой страны – Лондон. Её жители любят футбол. А время они сверяют с главными часами страны на башне Биг-Бен. В этой стране писатель Конан Дойл придумал знаменитого сыщика Шерлока Холмса. И народная сказка про трёх поросят тоже здесь родилась.

2 гр.- Столица этой страны – Токио. Это страна восходящего солнца. Она расположена на островах, на краю Тихого океана. Её жители первыми встречают начало нового дня. В стране много гор и вулканов, а вот полей мало. Национальные блюда готовят из даров моря. Народ очень изобретателен. Их компьютеры, телевизоры, автомобили известны во всём мире.

3 гр.- В эту страну издавна стремились купцы. Эта страна пряностей. Народ очень давно научился делать ткани из хлопка и сахар из сахарного тростника. Они изобрели шахматы и впервые стали изображать цифры привычными для нас знаками. По улицам столицы Нью-Дели свободно гуляют коровы и обезьяны. Религия этого народа не позволяет им обижать животных.

2 ) Проверка индивидуальной работы на доске

- В какой части света находится Великобритания?

Политические карты слайд 2

-Столица?

-В какой части света находится Китай?

Политические карты слайд 3

- Столица?

-В какой части света находится Индия?

- Столица?

Дети обсуждают задание в группе.

Работают с картой

Великобритания.

Япония.

Индия.

Работа    учащихся у доски.

Выполнение задания.

Сообщения учащихся

  • Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе

  • Предметные УУД:

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать свои выводы.

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных энциклопедиях;

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других

Постановка проблемы .

(Медведь-игрушка)

(Толковый словарь слайд у детей)

Формулирование темы урока.

Открытие нового знания

Самостоятельное применение знаний

Итог урока..

Рефлексия.

Резерв

-Поднимите руку те, кто знает, символом какой страны является медведь?

Слайд 4

 Медведь - символ России. Это  знают практически во всем мире. Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы . Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он герой народных сказок.

- Всё ли вы знаете о стране, в которой живёте?

- А нужно ли вам   это знать? Зачем?

- Что означает  слово “Родина”?  

-Подберите слова с корнем -род- близкими по значению к слову – родина. (родить, родители, родной, родник, родичи, родинка, народ, родственник…)

-Посмотрите, ребята, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина.

Слайд 5

- ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 6

  1. Знакомство с символами

- Какие символы России вы знаете?

- Россия, как и любое  другое  государство

Имеет свои государственные символы: герб, гимн,  флаг. В нашем государстве столица и президент.

  1. Работа в группах

Среди предложенных  вариантов найти (приложение1):

1гр –найти флаг РФ

2гр.-Найти герб  РФ

3г.- выбрать столицу, президента.

       

Слайд 7 - проверка

3.Сообщения о символах России 

Слайд 8

Флаг

В настоящее время  (неофициально) веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 9

        Герб

Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Слайд 10

Гимн

Гимн – это торжественная  хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный   гимн исполняют  в   особо  торжественных  случаях.

- Назовите столицу нашей Родины?

Слайд 11

- А Красная площадь – что это?

Слайд 12

- Красная площадь – главная площадь Москвы и символ России.

 

4.Беседа .  Работа с учебником .

Слайд 13

-А вы знаете, как звучит полное название нашей страны?

 - Что означает слово «Федерация»

Слайд 13

Слайд 14

- Люди – главное богатство нашей страны.

Слайд 14

-Какие народы населяют Россию?

Слайд 14

-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят  на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

Слайд 15

  Россия – многонациональная страна.

- Все мы являемся гражданами России.

-Что значит быть гражданином?

- Быть гражданином России – значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением.

  1. Где расположена Россия

Работа в группах с картой.( учебник)  

Задания для групп

1)-В каком полушарии находится? На каком материке? (с. 96-99)

- Что можно сказать о размерах  России в сравнении с другими странами? (Наша страна самая великая в мире - она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом - уже утро. Если кто – нибудь  захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось  бы не меньше года.)

2)-На каких природных зонах расположена Россия.

- Как вы считаете , богат ли растительный и животный мир России?.

3)-Назовите и покажите горы, которые находятся на территории нашей страны.

-Проверка.

Слайд 16,17

Слайд 18

- Чтобы указать, где что находится в нашей стране, её делят на части.

- Европейская часть России, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

 Физминутка (электронная)

6, Люди - главная гордость нашей страна.

- А вы любите свою страну?

- Кем  может  гордится наша страна?

  -Люди - главная гордость нашей страны.

 Слайд 19

- Кого из этих людей вы знаете?

-Почему они являются гордостью нашей страна?

  • -М,В Ломоносов – великий русский учёный.
  • -М.И.Кутузов – великий полководец
  • Ю.А.Гагарин – первый космонавт
  • Е.Плющенко – двукратный олимпийский чемпион .Свою победу на зимних Играх в Турине фигурист Евгений Плющенко посвятил своей стране - России и своим соотечественникам.
  • А. А. Ламанов  благодаря этому человеку и самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов   7 сентября 210 года были спасены жизни 72 пассажира и 9 членов экипажа.

7.

- Ребята, а какие ещё символы России вы знаете?

  Слайд 20

- Берёза— символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Символ  природы.

-  Давайте посмотрим на прекрасные уголки родной природы.

-

Клип «Природа России»

       --Что вы можете сказать  о природе нашей страны?

- Что вы можете сделать для сохранения красоты родной природы?

  1. Рабочая тетрадь с.69 №1

- У вас есть задание поработать в тетради.

- обведите границу Российской Федерации Красным карандашом.

- отметьте на карте столицу нашей Родины.

-Раскрасьте российский флаг

Взаимопроверка парами

- У кого всё правильно поставьте – 5, а у кого есть ошибки – исправляйте.

Слайд 21

- Прочитайте пословицу.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как вы её понимаете? (Не жалеть сил, т.е. приносить пользу Родине, людям, а жизни не жалеть, т.е. защищать от врагов)

- Почему слово написано с большой буквы? (Родина – это страна...)

- А встречали ли вы это слово с маленькой буквы?

- В каком случае  оно употребляется с маленькой буквы? (у каждого человека есть своя малая родина, это город, край, где он родился)

- А где вы родились?

- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке? (о малой родине)

Домашнее задание:

Слайд 22

1.  Стр. 87 подготовить рассказ о своей малой родине по плану.

Слайд 23

2. Оцени свою работу на уроке. Самооценка.(Смайлики)

Оценки за урок.

Слайд 24

Продолжи предложения

Я узнал…….

Я смог…….

Мне удалось…….

Мне хотелось бы…..

Слайд 25

-Молодцы!

Слайд 26

Кроссворд  (коллективно)

Ключевое слово «Россия»

  • Государственный символ.
  • Царица русских рек
  • Главный город, в котором находится правительство
  • Столица Российской Федерации
  • Торжественная хвалебная песня
  • Материк, на котором расположена Россия

- Нет

- Это наша Родина

Чтение статьи «Толкового словаря»

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был навещен богу Роду.

Учащиеся формулируют тему  и цели урока.

Работа в группе.

Учащиеся высказывают предположения.

- Российская федерация

Москва.

- самостоятельное чтение статьи учебника с.8 2 (В какой стране мы живём)

Работа с учебником с.82

Учащиеся высказывают свою точку зрения

Работа с учебником с.84(Люди – главное богатство нашей страны).

Работа в группе по предложенным вопросам.

Работа с картой.

В восточном полушарии.

Материк Евразия, части света Европа и Азия.

Работа с картой.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Просмотр видеоклипа.

Ответы учащихся.

дневники

Учащиеся оценивают свою работу на уроку

Рефлексия по использованию нового знания.

Рефлексия по использованию нового знания.

 

  • Познавательные   УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться,  совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Регулятивные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний:

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных энциклопедиях;

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных энциклопедиях;

  • Предметные  УУД

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

  • Личностные УУД

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе.

  • Предметные УУД:

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны.

  • Регулятивные УУД:

-Действовать по плану, решая проблему

  • Познавательные  УУД:

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, карту)

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устную речь.

 - Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Регулятивные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы



Предварительный просмотр:

                 

                 

                               

               

Флаг

В настоящее время  (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Герб

Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Гимн

Гимн – это торжественная  хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный   гимн исполняют  в   особо  торжественных  случаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"...

Урок окружающего мира 2 класс по теме "Реки" УМК "Школа 2100"

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Реки" (по учебнику Вахрушева А.А. УМК "Школа 2100") с перечнем целей, задач урока, используемых методов и приемов....