Урок по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Россия-наша Родина" (по учебнику А. Кураева)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Савкина Оксана Николаевна

Конспект урока и другие материалы необходимые к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Россия – наша Родина.

Цель: 

  • формировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве с вековыми традициями народов.

Задачи:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма на основе интереса к истории и культуре страны и своей малой родины;
  • ознакомить с понятиями: Родина, Отечество, патриот, материальный и духовный мир, культурные традиции, ценности;
  • ознакомить с символикой страны и родного края;
  • воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты  

Личностные результаты:

  • формирование у школьников гражданской самоидентичности в ответственном соотнесении себя с Калужским краем, Отечеством, Российским государством;
  • умение жить в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
  • почитание и сохранение культурных традиций народов страны, семьи как фундаментальной основы общества и государства;
  • формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств на основе интереса к прошлому и настоящему страны и малой родины.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты: 

  • развитие у обучающихся навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других мыслительных операций;
  • умение анализировать текст с приведением доказательств и аргументов;
  • умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

Коммуникативные результаты: 

  • обучение учащихся выстраиванию понятных для собеседника высказываний;  
  • умение работать в парах, группах, отстаивать собственное мнение без ущемления интересов собеседника;
  • обучение навыкам сотрудничества и сотворчества.

Регулятивные результаты: 

  • понимание учебных целей и задач;
  • осуществление регуляции собственных действий и поведения;
  • обучение навыкам самоконтроля и самопроверки.

Предметные результаты:

  • ознакомление с понятиями: Родина, Отечество, патриот, материальный и духовный мир, культурные традиции, ценности;
  • расширение кругозора, знаний об истории, культуре и выдающихся личностях, составляющих образ малой родины;
  • обогащение словарного запаса.

Основные термины и понятия: Россия. Родина. Государственная символика: флаг, герб, гимн. Отечество. Духовный мир.  Культурные традиции. Ценности.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом презентации, фронтальная, самостоятельная, групповая работа, предварительная работа с учащимся (заучивание стихотворения, сообщение о версиях происхождения названия города «Калуга»).

Ход урока:

1. Орг. момент.

  • Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Друг другу улыбнитесь. С хорошим настроением начнём наш урок.
  1. Актуализация знаний (мотивация).
  • С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное путешествие – мы начинаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». Эти занятия помогут Вам ответить на вопросы: «Кто я?», «Для чего я живу?», понять, какие ценности являются главными в жизни человека.
  • Перед вами лежит книга, с которой мы будем работать. Посмотрите, полистайте её, я думаю, что вам будет очень интересно заниматься по ней. (1-2 минуты на знакомство с книгой).
  1. Введение темы урока.
  • Разгадайте ребус и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке (Родина). (Слайд 1).
  • Какое значение имеет слово Родина? 
  • Сформулируйте тему урока. («Россия – наша Родина») (Слайд 2).
  1. Осознание нравственного понятия (восприятие, осознание, интерпретация, закрепление в речи)
  • Составьте ряд родственных слов со словом родина. (род, родной, родимый, родичи,…)
  • Откуда же произошло слово «родина»?  
  • Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.
  • Подберите синонимы к слову Родина.
  • Родина …(Отчизна, Отечество…).
  • Как называется страна, в которой мы живём? (Российская Федерация, Россия) (Слайд 3).
  • Кто является главой государства? (Слайд 4).
  • Россия – государство. А что есть у каждого государства? Как можно отличить одно государство от другого? (герб, флаг, гимн).
  • Любое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственная символика – это общая для всех  жителей страны государственная ценность.  
  • Рассмотрим  Государственный герб нашей страны. Что изображено на гербе России? (Слайд 5). Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом – три короны, в лапах орла - скипетр (жезл) и держава (золотой шар с крестом), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьём дракона, - готовность народа встать на защиту родной земли, если нападёт враг.
  • Посмотрите на экран. Что на нём изображено? (Слайд 6).
  • Закон о Государственном флаге был принят Государственной думой в декабре 2000 года. Флаг имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя – белого цвета, средняя – синего, а нижняя – красного. Цвета государственного флага  никогда не выбирают просто так.   Издавна красный цвет означает отвагу, мужество и героизм, мир земной. Синий цвет – верность, мир небесный; белый – благородство, совершенство, мир божественный.
  • Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим  торжественную и  величественную песню. Как она называется? (гимн).
  • Гимн – это торжественная песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и величие нашей  огромной страны. Весь мир должен уважать  символы нашего государства. Как мы выражаем свое уважение? (когда звучит гимн, встаем, стоим, слушаем молча). Если кто-то знает слова, то стоя подпевает. Слова для  гимна написал  С.В. Михалков. (Слайд 7, звучит гимн РФ).  В этих словах звучит идея – возрождение  величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания. Тех, кто хочет любить свою Родину и гордиться  ею. На территории нашей страны проживает много народов разной национальности, но они все являются гражданами РФ.
  • Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
  • Рассмотрите карту России (Слайд 8). 
  • Что вы можете рассказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на территории Россия?
  • Россия — многонациональное государство (Слайд 9). На территории России проживает более 150 различных народов. Многонациональность обусловлена историческими факторами и географическим положением России, которая является евроазиатской страной.
  • Какие города вам известны?
  • Назовите столицу России. (Слайд 10).

Основал Москву князь Юрий Долгорукий. (Слайд 11). Раньше Москва выглядела совсем не так как сегодня (Слайд 12). Повсюду многоэтажные здания. Преобразилась Красная площадь, (Слайд 13) реставрирован храм Христа Спасителя. (Слайд 14).

  • Как ёще можно назвать Россию? (Отечество, Родина). Почему? Как вы понимаете значение этих слов?
  • Что же такое Родина? (Слайд 15-29).
  • А наш город – это родина?
  • Калуга - это наша маленькая родина.
  • В каком году основана Калуга? (Первое упоминание о Калуге в 1371 г.)

Существует несколько историй и легенд о возникновении названия города «Калуга». Послушайте сообщение Андрея (рассказывает учащийся, который заранее подготовил небольшое сообщение). 

  • У нас тоже есть своя символика (Слайд 30-33).
  • Какие пословицы о Родине вы знаете?  (Слайд 34,35).
  • Кто такой патриот?

(Чтение стихотворения учащимся).

Я люблю тебя Россия,

Дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чём тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать,

Ты мне, Родина, родная

Вольной волей дорога.

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

Я в берёзовые ситцы

Нарядил бы белый свет

Мне всю жизнь тобой гордиться

Без тебя мне счастья нет!

  • Патриот - это человек, горячо любящий свою Родину, уважающий ее законы  и традиции, почитать ее культуру, и каждый день трудиться ради ее блага.
  • А знаете ли вы людей, внесших какой-либо вклад в развитие России? (Слайд 36).
  • Кто является гордостью каждой страны? (люди).
  •  А  люди одинаковые? А  почему разные? (у каждого свой духовный мир, внутренний мир).
  • Прочтем 3-й абзац учебника (с.4) и выясним, что такое материальный и духовный мир человека. Духовный мир – подберите синоним из текста – мир культуры, внутренний мир.  У каждого из нас свой внутренний мир, очень разнообразный и богатый: в нем есть место хорошему и плохому, доброму и злому, правдивому и лживому. Русский философ Владимир Соловьев говорил следующее: «Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки добра и зла, а то, что из двух в ком победит».
  • Любое мироустройство подчиняется порядкам, законам; существующим традициям, обычаям. Как вы думаете, ребята, что такое традиции? (Слайд 37,38). 
  • Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
  • Что такое ценности? (Слайд 39).

(Комментированное чтение текста на странице 5).

  • Духовные ценности – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь. Духовные традиции – это ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.
  1. Обобщение и систематизация изучаемого материала

1) Фронтальная работа (Слайд 40)

  • Прочитайте текст и определите его главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

  • Какова главная мысль текста? (Самое ценное, что есть в России – это её люди.)

2) Работа в группах

Составьте синквейн к слову РОДИНА (Слайд 41.)

  1. Формирование отношения к данной ценности (создание эмоционально-смысловой кульминации)
  • Прочитайте текст «Наше Отечество» К.Д. Ушинского и поделитесь чувствами, которые вы испытываете, слыша слово Родина? (см. Приложение 1.)

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились), в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

  • Почему же Родину называют Отечеством?
  • Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)
  • Какие же чувства вы испытываете, слыша слово Родина?

  1. Реализация ценностных отношений в деятельности (создание ценностных ситуаций или ситуаций, требующих ценностного выбора.

Самостоятельная работа (см. Приложение 2). 

  • Вы, наверное, слышали, что Россию называю ещё и Святой Русью? А почему?

Задание 1. Дети слушают музыку:  «Русь называют Святой» и рисуют три образа Земли Русской из прослушанной песни.

Задание 2.  Дети читают высказывания о Родине, обсуждают их смысл и в облачке пишут наиболее понравившееся высказывание, объясняют свой выбор.

  1. Рефлексивно-оценочный этап
  • Что мы называем Родиной? (Слайд 42).
  • А твой город – это родина?
  • Назовите символы нашего государства.
  • Что такое культурные традиции?
  • Назовите духовные ценности.
  1. Домашнее задание.
  • На стр. 5 есть вопросы. (Слайд 43). Обсудите их с родителями, подготовьтесь ответить на них на следующем уроке.
  • Задание по выбору:

1) Подготовить рисунок «Моя малая родина».

2) Составить список родственников с обязательным указанием их фамилии, имени и отчества.

3) Выучить гимн Калуги.



Предварительный просмотр:

К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.



Предварительный просмотр:

1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.



Предварительный просмотр:

Версии происхождения слова Калуга

Существует масса версий происхождения названия города.

1. Раскопки показывают, что город в древности переносился несколько раз. Как и большинство городов, считается, что название Калуга получила в честь реки протекающей рядом – Калужки.

Во многих славянских языках слова «калуга», «калужа», «лужа» означает «грязь»,«топь» или «болото».

2. По другой версии «коло» означает  «круг», «округа», то есть место рядом с лужей или болотом.

3. Еще есть версии:

  • от старославянского слова халуга, означающего «плетень, изгородь, ограда, место, огороженное тыном»,
  •  от древнерусского калыга — «забор, ограда, улица»,
  • от финно-угорского халига — «глухое место в лесу»,
  • от тюркского калыган — «выступ, возвышение»,
  • от хазарского холога — сборище или скопище воров.

4. Краевед Д. И. Малинин предположил, что название города происходит от названия рыбы калуги, обитающей в сибирских реках, и означает «рыбная река».

5. Существует предания, что название города происходит от имени разбойника Колуги, будто бы жившего со своей шайкой в местных лесах.

6. В честь неизвестного  хана Уга, вбившего кол в месте, где был основан город.

7. Есть еще народный вариант в честь реки Ока – Ока- луга(Ока луговая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)

Тема:  Россия – Наша РодинаДидактическая цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задач...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме " Россия - наша Родина"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" по программе "Начальная школа 21 века"...

Методическая разработка урока в 4 классе по теме: «Россия – наша Родина».

Предмет: ОРКСЭ, 4 классТема: «Россия - наша Родина».Технология обучения гуманно-личностные Ш. А. АмонашвилиЦель: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за свою страну...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...

Методическая разработка урока по Окружающему миру для 2 класса по теме «Россия- наша Родина»

Формирование представлений о стране Россия.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27103977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 120px; height: 120...

Конспект урока по ОПК(4 класс) по теме: " Россия-наша Родина".

Добрый день,коллеги.Предоставляю Вам конспект  своего урока по ОПК по теме " Россия-наша Родина"....