Урок по теме "Семейные праздники"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок по теме "Семейные праздники" , курс ОРКСЭ
Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_uroka_semeynye_prazdniki._.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Семейные праздники»
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Семейные праздники. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание исторической преемственности культурных традиций как источника нравственных основ семьи и нравственного воспитательного потенциала. | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. | Повышение личной культуры через осознание роли и значения семейных праздников, заботы о близких людях. Формирование представлений о жизненном идеале семьи. как о члене своей семьи. | |||||
Цель урока | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, Учебник изд. «Просвещение» 2010.г. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Цветная бумага, клей, кисточки, карандаши, пластилин; загадки, пословицы и поговорки, обряды славян, картины русских художников. Учебник. Песня «Крыша дома твоего» (Ю. Антонов) Стихотворение «Как появилось слово «семья»?» | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут |
- Назовите одним словом, что объединяет все эти иллюстрации. Просмотр видеоряда Слайд 1 - Кто ответит на мой вопрос? - Правильно. Праздник – это событие! Слайд 2 Какое? Работа в группах: Подберите прилагательные, характеризующие то, каким должен быть праздник. Каждая группа представляет свой набор определений, написанных на разноцветных шариках, которые прикрепляются на доску. - От какого слова произошло слово «ПРАЗДНИК»? - А как они появились? - Давайте прочитаем, что об этом говорится в учебнике на странице 58. Зачитайте. - Найдите в учебнике определение слова «праздник». Соответствует ли оно нашим характеристикам? - А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. Слайд 3 праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего-нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной (стр. 567) - Тема сегодняшнего урока: Семейные праздники. Слайд 4 - Все ли праздники можно назвать семейными? - Распределите праздники на картинках на семейные и другие. ? (Новый год, 8 марта, день рождения, день Победы, новоселье, свадьба, день защитника Отечества, 1 мая, день знаний, день учителя) (фронтальная работа) - Может ли 9 мая считаться у кого-то семейным праздником? Почему? - Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа? - Как вы думаете, у жителей других стран такие же семейные праздники, как у нас? Чем вы могли бы это объяснить? - А какие ещё семейные праздники вы можете назвать (крестины, поступление в школу, в ВУЗ, праздник первой зарплаты и др.). | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.
Регулятивные УУД: «Сбор информации». Познавательные УУД: «Прием информации». | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | - А чем, ребята, отличается праздничное мероприятие от обычного (собрание, классный час, урок)? (ритуалом). Рассмотрим подробнее, что такое ритуал. Ритуал Слайд 5 (Порядок обрядовых действий) во время праздника сохранился до сегодняшних дней. - Что обязательно должно присутствовать в свадебном ритуале? (Кольца, «Горько!» и т.д.) - А на дне рождения? (Торт и свечи); - На Новый год? (Елка, Дед Мороз и Снегурочка) - На Масленицу? (Блины, сожжение чучела Масленицы из соломы или тряпок). Обсуждение картины Слайд 5 Г. Г. Мясоедова - "Смотрины невесты" (вторая половина 19 века) - Что изображено на картине? Рассказ учителя Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще - там все невестушки "на виду", а вот свадьба бояр да князей - не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты. Например, Иван Грозный искал невесту так - по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. "Финалистки" царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно! - Семья начинается со свадьбы. – А как возникло само слово «семья»? (Предположения детей) - А мне нравится версия, высказанная в стихотворении: Как появилось слово "семья"? (Обсуждение) Слайд 6 - Без какого обряда не обходится ни один праздник? - Конечно же, в праздники принято дарить подарки. Слайд 7 - Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. - Каким должен быть подарок? (Ответы учащихся) - А где мы можем взять подарок? (Купить или сделать своими руками) - В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? Слайд 8 - А какой подарок можно сделать своими руками? (Ответы учащихся) - Какие подарки принято дарить на: 8 Марта, День учителя, День Святого Валентина? У вас на столе все необходимое для того, чтобы в течение пяти минут создать подарки-символы для празднования: Нового года, Дня рождения, Дня свадьбы, Дня Святого Валентина (по жребию). | Личностные компетенции: «Позитивная установка». Познавательные УУД: «Прием информации». | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | I В малой группе проведите обсуждение по вопросам: - чем семейные праздники отличаются от праздников государственных, народных, общечеловеческих; - какой семейный праздник наиболее значим для тебя и почему? - Что нужно продумать заранее, чтоб наш семейный праздник был.. (обращение к прилагательным на доске). - Давайте подумаем, что может испортить праздник? - Составьте правила поведения на празднике (выступление групп с комментариями учителя) | Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе. | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
8 минут | -Давайте посмотрим, что приготовили группы для подарков. (Презентация своих поделок группами). - Спасибо, вы все очень хорошо справились с заданием. Теперь подумаем над тем, что мы чувствуем, когда получаем подарок? Конечно же, мы становимся чуточку счастливее, чувствуем тепло любимых людей, становимся ближе друг другу. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и успешным. Только удается это немногим. - Как вы думаете, ребята, как стать счастливым? Ответы Слайд10 (Быть добродетельным, любить себя и других, мечтать о хорошем, быть оптимистом, уметь радоваться, сделать из жизни праздник, чаще радовать своих близких, дарить им хорошее настроение…).
- А теперь давайте ответим на вопрос – как выглядит счастливый человек? Слайд11 (Улыбается, всех любит, веселится, радуется, ему хочется петь и танцевать, делать что-нибудь хорошее). У него в душе – праздник. - А теперь вспомните, когда, вам удалось создать праздник другим? (Участие в праздниках в детском саду, школе, других детских организациях). Какую роль вы там исполняли? Какое тогда у вас было настроение? Понравилось ваше выступление родителям? С кем родители поделились своей радостью? Кто испытал чувство гордости за вас? | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций». | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | ||||||
5 минут | - Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (Впечатления учащихся) - Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи. Звучит песня Ю Антонова «Крыша дома твоего» Слайд 12,13 Дети по возможности подпевают. | Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Домашнее задание 2 минуты |
|
Приложения
1.
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?
И Ева тихонько ответила: - Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева,- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Праздники народные и церковные"
Урок предназначен для учащихся 2 класса и направлен на развитие интереса к традициям русского народа...
Методическая разработка урока по теме "Праздники.День рождения"
Hазработка составлена по УМК "Millie" 3 класс...
Урок обучения грамоте (праздник Азбуки)
Создать атмосферу праздничного настроения по поводу окончания изучения первого в жизни учебника;Показать оснащение класса, возможности и методы работы учителя с современными техническими средствами об...
Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"
1. Цель и задачи урокаПознакомить с национальными праздниками, обычаями и традициями наших предков. Развитие творческого воображения учащихся.Воспитание интереса и уважения к традици...
Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"
Урок "Праздник Букваря" раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы, использованные на уроке, соответ...
Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"
Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...