Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"
методическая разработка (4 класс) на тему
1. Цель и задачи урока
- Познакомить с национальными праздниками, обычаями и традициями наших предков.
- Развитие творческого воображения учащихся.
- Воспитание интереса и уважения к традициям народов России.
2. Тип урока – урок изучения нового материала
3. Форма работы учащихся - групповая
4. Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_orkse.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1. Цель и задачи урока
- Познакомить с национальными праздниками, обычаями и традициями наших предков.
- Развитие творческого воображения учащихся.
- Воспитание интереса и уважения к традициям народов России.
2. Тип урока – урок изучения нового материала
3. Форма работы учащихся - групповая
4. Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор
2. № | Этапы занятия и цели каждого из них | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент | Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок. Собрал всех на урок. Каждый подтянулся, другу улыбнулся. Проверка готовности учащихся к уроку - Посмотрите на столы, все ли там готово? И присядем тихо все ведь работы много. | Подготовка рабочих мест к уроку | 2 мин. |
2. | Сообщение темы и цели урока | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с национальными праздниками народов России. | 1 мин. |
3. | Изучение нового материала А) Вступительная беседа «Народные праздники» | - У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: одежда, природа меняется, а национальные праздники продолжают жить. - Русское слово “праздник” по Толковому словарю В. Даля означает…… - Да, это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». | Поиск по «Толковому словарю» В. Даля значения слова «праздник» | 7 мин. |
Б) Знакомство с национальными праздниками | - К сегодняшнему уроку вы провели большую подготовительную работу по группам, приготовили сообщения и презентации по темам. Слово предоставляется 1 группе «Масленица» - Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост". - Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «Настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое Сабантуй? - Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник). - Слово предоставляем второй группе «Сабантуй» | Защита проектов Выступление 1 группы «Масленица» (сообщение + презентация). Ответы учащихся Выступление 2 группы «Сабантуй» (сообщение + презентация» | 13 мин. |
4. 5. | Физ.минутка Знакомство с национальными праздниками | - А теперь пора на праздник! Развеселый Сабантуй! Положив на пояс руки Весело потопаем, Ручками похлопаем! Пару раз поприседаем И друг другу помигаем! Повторите еще раз И попрыгаем пять раз! - Один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ – это Акатуй. Слово предоставляем третьей группе «Акатуй» - Национальные праздники самобытны, история их зарождения и развития включает многие сотни лет, знакомя нас с традициями, особенностями отдельных народов России. | Учащиеся встают и выполняют движения под музыку Выступление 3 группы «Акатуй» (сообщение + презентация) | 3 мин. 5 мин. |
6. | Закрепление нового материала 1.Викторина «Угадай праздник» | - По описанию определите, о каком национальном празднике идет речь. А) Красивый национальный праздник воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными "персонажами» являются соха и земля.. Мужчины устраивали спортивные соревнования. В этот день готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Б) Длится праздник целую неделю. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Блины - непременный атрибут праздника. В) Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Торжество длится целый день, главное в празднике - состязания. | - Это праздник «Акатуй» - Это праздник «Масленица» - Это праздник «Сабантуй» | 3 мин. |
2. Викторина «Праздники в пословицах и поговорках» | - Даны пословицы и поговорки о народных праздниках. Распределите их по названию праздников. - Без блина не масляна. - На горках покататься, в блинах поваляться. - Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник. - Боится Маслена горькой редьки да пареной репы. - Зять на двор — пирог на стол. - Дождь в Акатуй - к богатому урожаю | Работа учащихся в группах | 2 мин. |
3. Викторина «Праздники в картинках» | - На слайдах репродукции картин известных художников. Отгадайте, какие национальные праздники на них изображены. | Соотносят слайды с названием праздников | 2 мин. |
7. | Творческая деятельность по группам | - Создайте эмблемы для национальных праздников. | Работа в группах | 5 мин. |
8. | Выставка работ. Подведение итогов урока. | - О каких национальных праздниках узнали на уроке? - С какими национальными традициями народов России познакомились? | Ответы учащихся | 2 мин. |
Приложение к конспекту урока «Национальные праздники»
Выступление 1 группы «Масленица»
Самый веселый праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник целую неделю. Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Выступление 2 группы «Сабантуй»
Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй
Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).
Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.
Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.
Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.
Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.
Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.
Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.
Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".
Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.
- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Выжимание двухпудовой гири.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.
- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет.Интересный момент: награждается не только победитель,но и тот, кто пришел последним.
Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!
- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.
И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:
"өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".
Выступление 3 группы «Акатуй»
Один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ – это Акатуй. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.
Праздник пришел из глубины веков. Красивый национальный праздник воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» - свадьба. Главными "персонажами" на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.
В наши дни праздник акатуй посвящен не только прославлению жизненной силы и плодородия земли, величия земледельческого труда, но и является символом сохранения традиций чувашского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Праздники.День рождения"
Hазработка составлена по УМК "Millie" 3 класс...
Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"
Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...
Методическая разработка.Урок-праздник "До, свидания, 1 класс".
В данном материале содержится урок-праздник, который можно провести в конце 1 класса....
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
методическая разработка урока " Семейные праздники и традиции"
Представляет собой информационную карту урока с приложением...
Методическая разработка урока-праздника «Американский праздник Halloween»
Урок-праздник «Американский праздник Halloween» является заключительным уроком первой четверти. На подготовительном этапе урока учащиеся вспоминают лексику, связанную с темой урока и уже и...
Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...
Комментарии
Айна Магзомовна!Нужно
Айна Магзомовна!Нужно оформить работу (Ваша должность,место работы).Конечно,хотелось бы весь материал к уроку увидеть.Без презентаций не все понятно.Такой большой текст в приложении -это все ребята рассказывали?На одном уроке все выполнить ,мне кажется,сложно.И викторина,и эмблема.За 5 минут вряд ли четвероклассники смогут ее нарисовать.К таким вопросам нужно подходить более серьезно,ведь это не просто какой-то небольшой конкурс.Эмблема национального праздника должна отражать какие-нибудь национальные особенности.Этим можно заняться после уроков,после обсуждения.Или ребята при подготовке к уроку уже работали над этим и показали на уроке? Непонятно.Сама мысль хорошая,и если дети готовили презентации и в них показали свой эскиз,объяснив,что они предлагают показать в эмблеме,то хорошо.Вообщем,презентаций нет и не все понятно Доработайте.Тема хорошая,идея тоже (подготовка по группам),но целостной картины урока пока нет.Успехов!