Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)
рабочая программа по орксэ (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразовательных школ, начальная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 85.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_______________Н.Б. Скороходова _____________М.В. Генаева
«_____»____________2017г. Приказ №___от ______2017г.
«_____»____________ 2017г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лимановская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной культуры России»
( в условиях реализации ФГОС)
Составитель: Рассмотрено на заседании МС
Троян Марина Ивановна Протокол № от « »________2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство «Экзамен», Москва,2010г.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы.
Возраст 7-10 лет.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов -приобретение школьниками знанийо истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные результаты
_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
Методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.
Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства. Рекомендует привлекать священников, православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа l-го года обучения
Урок 1. Урок знакомства.
Учащиеся рассказывают о себе, о своей семье, о друзьях.
Урок 2. "В начале было Слово ... "
Слово - дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.
Слово устное - сказки, песни, изречения. Мамины колыбельные. Бабушкины сказки.
Слово письменное - Буквы. Грамота. Азбука. Книжная грамота. Учение книжное.
Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Благоговейное отношение к Библии. Детская Библия (знакомство с книгами).
Исполнение Слова - Пение и чтение в Церкви.
Словарная работа: Библия.
Урок 3. Сотворение мира (рай).
Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия). Изобразительное искусство: В.М. Васнецов "Блаженство рая".
Практическое занятие: Как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).
Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.
Урок 4. Матерь Господа нашего.
Дева Мария - Матерь Божия.
Традиция празднования Рождества Пресвятой Богородицы в семье, храме.
***Подготовка к праздник у Матери: изготовление цветов, рисунков. Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя). Духовное песнопение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"
Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.
Урок №5. Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.
Наши домашние защитники и покровители.
Расскажи историю своего наречения.
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.
Духовное песнопение: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их).
Словарная работа: ближний, жертва, чадо, прадед, дед.
Урок №6. Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.
Жития святых: Фрагменты Жития. Младенец не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.
Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.
Православная икона: преп. Сергия Радонежского.
Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Словарная работа: преподобный, отрок, монах.
Урок №7. Образ Богородицы: язык и символика одежды.
Повторение: Рождество Богородицы.
Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).
Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, покрой меня своим омофором!»
Краеведение: храмы родного края – храм Покрова Богородицы.
Урок №8. Плоды земные.
Почему к хлебу надо относиться с благоговением.
Путешествие с зёрнышком (от зёрнышка до хлеба).
Пословицы о хлебе.
Практическая работа: Составление гербария из злаковых растений.
Православная икона: Спорительница хлебов.
Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Рожь».
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!».
Урок 9. Мир природы.
Постоянство и изменчивость Божьего мира. Времена года.
Наблюдение за природой (св. Игнатий Брянчанинов; М.М. Пришвин).
Музыкальное произведение: П.И. Чайковский "Времена года. Октябрь"; народная
песня "Во поле береза стояла".
Изобразительное искусство: пейзажная живопись (И.И. Левитан, И.И.Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев и др.); В.М. Васнецов "Блаженство рая".
Размышление о содержании: "Ты ввел меня в эту жизнь, как чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворящий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях". (Фрагмент акафиста "Слава Богу за все", Икос 2).
Словарная работа: умиротворяющий, блаженств
Урок 10. Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.
Устройство дома. Красный угол. Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома.
Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери. Концерт "Духовный венок Пресвятой Богородице" (духовные песни и стихи).
Словарная работа: заступница.
Урок 11. Вера и суеверия.
Ветхозаветная история: заповеди Божии "Не сотвори себе кумира". Различение понятий Вера и суеверие.
Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним. Народные представления о мире в фольклоре: дом путь - испытание - встреча _ иное
царство.
Словарная работа: Вера, суеверие, испытание, иное царство.
Урок 12. На пути к высотам мудрости.
Беседа: «Мальчик из Холмогор». Русский православный учёный.
Художественная литература: Некрасов Н.А. «Школьник» и другие стихи о М.В. Ломоносове, его детских и отроческих годах.
Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Словарная работа: честь, доброе имя, честность, почести, бесчестье.
Урок 13. Чистота духовная и телесная.
Гигиена тела, гигиена питания.
Чистота души. Греховные пороки и их преодоление: лень, ночные страхи. Как победить лень.
Почему появляются ночные страхи
Художественная литература: В. Одоевский "Утренняя песня"; рассказ Л. Толстого "Ученый сын" (другие произведения по усмотрению учителя).
Просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр»
Урок 14. Красота внешняя и внутренняя.
Беседы о красоте на основе рассмотрения икон и картин русских живописцев, фотографий (семейных).
Православная икона: иконы Пресвятой Богородицы, святых отцов и жен.
Изобразительное искусство: картины В.А.Серова, В.А.Тропинина, И.Л.Аргунова, М.В.Нестерова и других.
Творческая работа: творчество детей, посвящённое празднику «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Концерт: песнопения, духовные стихи.
Словарная работа: красота, красивый, прекрасный.
Урок №15. Нравственные понятия: добро и зло.
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение. Представление о добре и зле. Сказки славянских народов: слёзы добрые и недобрые.
Размышления о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития)
Урок №16. Любовь к ближнему как к самому себе.
Сердце и душа: почему болит сердце. Враги нашего сердца: гордость, грев, недовольство.
Ветхозаветная история: Каин и Авель.
Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий)
Размышления о прочитанном: М.В.Ломоносов «О поведении учащихся». (фрагмент)
Урок № 17-18. Рождественские праздники.
Подготовка к Рождественской ёлке.
Рождество Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Радость пастухов. Дары волхвов.
Рождественский концерт: песнопения, выставка поделок и рисунков.
Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей.
Урок №19. Крещение Господне.
Крещение: Иоанн Креститель, Предтече Христов. Крещенская вода и её свойства.
Православная икона: икона «Крещение Господне».
Словарная работа: крещение, Иордан.
Урок №20. Дела милосердия.
Новозаветная история: Исцеление сухорукого. Исцеление слепорождённого. Воскрешение дочери Иаира.
Дела милосердия: посещение больного (родственников, друзей, знакомых)
Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Воскрешение дочери Иаира».
Словарная работа: посетить, помочь, милосердие.
Урок №21. Отношение святых к родителям.
Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей.
Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.
Художественные произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».
Музыкальные произведения: песни о маме.
Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.
Урок №22. Урок Нравственности.
Привычка, характер привычки. Привычки вредные и полезные. Отношение к ним православного человека.
Художественные произведения: поэзия Н.А.Некрасова, В.Афанасьев «Врун», «Разорённое гнездо».
Урок №23. День защитника Отечества.
Встреча с военнослужащими. Мой папа, дедушка – защитники Отечества. Концерт папам, дедушкам, братьям.
Словарная работа: отец, отчий дом, Отечество.
Урок №24. Православная и народная традиция (пост).
Новозаветная история: Иоанн Предтеча о посте.
Художественные произведения: Великопостная традиция. И.С.Шмелёв «Лето Господне».
Словарная работа: пост, говение, воздержание.
Урок №25. Иисус Христос – Спаситель мира.
«Нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ Веры)
Новозаветная история: О смирении. О спасении погибающих.
Православная икона: икона «Троица».
Словарная работа: Троица, смирение, смиренномудрие, самопожертвование.
Урок №26. Чудеса в жизни и в сказках.
Новозаветная история: чудеса совершаемые Господом (подбор материала по усмотрению учителя)
Художественные произведения: Чудеса в сказках.
Словарная работа: чудо, чудесный, чудотворный.
Урок №27. Благовещение Богородице.
Беседа о Благовещении Богородице.
Православная икона: икона «Благовещение»
Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Благовещение» (1882)
Урок №28. Вербное воскресенье.
Вербное воскресенье: история праздника, символика (ветви пальмы, вербы)
Православная икона: «Вход Господень в Иерусалим»
Музыкальные произведения: голоса птиц, песня «Жаворонок» (муз. М.И.Глинки)
Художественные произведения: А.С.Пушкин «При светлом празднике весны», А.А.Блок «В воскресенье вербное».
Словарная работа: Иерусалим.
Урок №29-30. Пасхальная седмица.
Радость Пасхального Воскресения. Пасха: символика праздника. Крашеное яйцо: история, цветовая символика. Инсценировка сказки «Пасхальный колобок».
Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..»
Словарная работа: пасха, кулич, смертию смерть поправ.
Урок №. 31. Ученики Иисуса Христа.
Апостолы - первые ученики Иисуса Христа.
Благословение на апостольское служение.
Православная икона: иконы Апостолов.
Словарная работа: апостол, первозванный, первоапостолы.
Урок №32. День славянской письменности и культуры.
Кирилл и Мефодий – учителя словенские. Сказание о Кирилле и Мефодии.
Урок №33. Посещение храма.
Знакомство с внешним и внутренним устройством.
Узнавание икон, известных детям. Как правильно поставить свечу.
Программа 2-го года обучения
Урок №1. Аз и Бука – начало науки.
Азбука. Красота Азбуки. Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь. Изучение букв в русской школе. Библиотека вашей семьи.
Урок №2. Начать с азов.
Начать с азов. (Аз есмь…)
Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь - Возлюби Бога.
Новозаветная история: Основная молитва - Отче наш.
Традиция: Молитва перед началом каждого дела.
Духовное песнопение: Отче наш.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: аминь, аллилуйя
Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства.
Описание жизни Пресвятой Богородицы.
Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.
Подготовка к празднику матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: образ.
Урок №4. Традиция празднования именин.
Отличие именин от дня рождения.
Как найти своего небесного покровителя в православном календаре?
Как праздновать свои именины?
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.
Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?
Православная икона: Небесные покровители учеников класса
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: ангел-хранитель
Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского
Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.
Изобразительное искусство: М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Духовное песнопение: Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: обитель, монах
Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника.
Исторические события 10 века по Р.Х. в греческой империи. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Православная икона: покров Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: Величание на Покров Пресвятой Богородицы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа жизнь.
Урок №7. « в поте лица твоего будешь есть хлеб»
Ветхозаветная история: « в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3617)
Уважительное отношение к труду хлебороба.
Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.
Изобразительное искусство: Г.В.Венецианов. Жнецы. На пашне; А.А.Пластов. Жатва. На току
Музыкальное произведение: Хлеб – всему голова. (сл. В. Балачана, муз. Кудрина)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: хлеб, земля.
Урок №8. Природа и духовный мир.
Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга. Всемирный потоп. Ной и его дети.
Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях.
Изобразительное искусство: И.К.Айвазовский. Бурное море. Девятый вал.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».
Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за всё» кондак 6.
Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери.
Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России (Казанская зимняя, Казанская летняя)
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Духовное песнопение: Величание Пресвятой Богородицы.
Урок №10. Язычество древних славян
Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.
Элементы языческой культуры в русской жизни.
Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!»
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»
Изобразительное искусство: картины Васнецова В.М. на сказочные сюжеты.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: язычество, капища.
Урок №11. Урок нравственности: понятие греха.
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3)
Гробы прихоти (Исх. 17:15-20)
Художественная литература: чтение басен И.А.Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость.
Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам ( с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: добродетель, прихоть.
Урок №12. Традиции семейной трапезы.
Подготовка к трапезе.
Отношение к еде и сотрапезникам.
Благодарение за трапезу.
Пословицы и поговорки о питании.
Духовное песнопение: Благодарение за пищу.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: трапеза
Урок. №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Описание события введения во храм.
Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Музыкальное произведение: П.И.Чайковский. Милость мира. (литургия св. Иоанна Златоуста)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: лик
Урок №14. Выбор пути духовного и земного.
Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности.
Изобразительное искусство: Васнецов В.М. Витязь на распутье.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: распутье
Урок №15. Заповедь любви. Совесть.
Как любить самого себя?
Чистая совесть – что это?
Как ты проявляешь любовь к родителям?
Художественная литература: народная сказка «Гуси-лебеди», «Эльза и братья», «Доброе братство милее богатства». Ф.М.Достоевский «Дорогая копеечка».
Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная радость»: сюжет.
Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин.15:13).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: совесть, любовь, сыновняя и дочерняя , братская любовь.
Урок №16-17. Рождество Христово: история праздника.
О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов». Рождественский концерт, выставки.
Православная икона: икона Рождества Христова.
Духовное песнопение: «Рождество Твое Христе Боже наш…» ( тропарь, глас 4)
Художественная литература: Шмелёв И.С. «Лето Господне»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: сочельник.
Урок №18. Крещение Господне. Чудо освящения воды.
Традиция празднования Крещения.
Чудо Крещенской воды.
Православная икона: икона «Крещение»
Духовное песнопение: тропарь праздника.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №19. Любовь к детям. Христос и дети.
Новозаветная история: Христос и дети ( Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-17).
Любовь родителей к детям.
Изобразительное искусство: Поленов В.Д. Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».
Художественная литература: Л.Бутовский «Христос и дети», И.Никитин «Детская молитва».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благословение.
Урок №20. Дела милосердия.
Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).
Накормить алчущего и напоить жаждущего.
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А. Н. Плещеев «Приголубте сироток».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: алкать алчущий.
Урок №21. Отношение святых отцов к животным.
Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других.
Православная икона: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский.
Мемуарная литература: Из воспоминаний полковника В.К. Олленгрэна о детстве Николая II.
Художественная литература: николай Агафонов фрагмент Апокрифа о комарах.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №22. Урок нравственности: не осуждай.
«Не осуждай – не будешь осуждён»
Грех ябедничества.
Прощение и прощёное воскресенье.
Художественная литература: Прощёное воскресенье в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне. В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.
Урок №23. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой.
Утренник «Встань за Веру, Русская земля»
Встреча с ветеранами войны и труда.
Художественная литература: М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны…»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №24. Общение с миром. Время очищения.
«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл. 3; п.22) Умение слушать и слышать.
Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).
Художественная литература: Подготовка к исповеди в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №25. Строение семьи. Мир в семье.
Мироустроение семьи.
Взаимоотношения в семье.
Просите ли вы прощение друг у друга?
Умеете ли вы прощать.
Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.
Художественная литература: Сила Благословения родительского ( на примере сказки о Василисе Прекрасной).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №26. Значение имени Божия. «Имя твоё паче всякого имени призываем»
Иисус. Спаситель. Христос. Мессия. Эммануил. Господь Саваоф.
Православная икона: Эммануил со святыми.
Художественная литература: Ф.И. Тютчев «эт бедные селенья», А.К.Толстой «Спаситель», В.С. Соловьёв «Эмману-Эль».
Размышление о прочитанном: молитва «Имя твоё паче всякого имени призываем»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №27. Тема Благовещения Богородицы в искусстве.
Дева Мария и архангел Гавриил.
Изобразительное искусство: С.Мартини «Благовещение», А.А. Иванов «Благовещение», В.Д. Поленов «Пошла в Нагорную страну»
Художественная литература: А. Иванов «Благовещение святое»
Православная икона: «Благовещение», «Целование»
Духовное песнопение:»Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.
Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.
Православная икона: Вход Господень в Иерусалим.
Духовное песнопение: П.И.Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне»: литургия св. Иоанна Златоуста.
Художественная литература: К.Д.Ушинский, М. Забылина «Вербная неделя».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №29-30. Пасхальная седмица: традиции и символика.
Русская традиция празднования пасхальной седмицы.
Духовное песнопение: Христос воскресе из мертвых…»
Художественная литература:
А.Майков. «Христос Воскрес», Е. Опочинина «Царские писанки»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благовест
Урок №31. Радоница – Вселенская пасха.
История возникновения традиции празднования Радоницы. Правила поведения на кладбище.
Православная икона: Сошествие иисуса Христа во ад.
Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью креста».
Художественная литература: В.Федоров «Мой детский сад.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Радоница
Урок №32. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла.
Урок «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»
Особенности начертания букв.
Урок №33. Посещение храма: внутренне устройство храма.
Внутренне устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.
Иконостас, царские врата.
Храмовые иконы.
Урок №34. Труд – основа жизни.
Труд духовный, физический, умственный.
Рассказы детей о профессиях своих родителей.
Духовная, физическая, умственная работа, в чём она выражается?
Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказываться от удовольствий?
Художественная литература: «Сенокос» В.Н. Попов, С.Дрожжин «Первая борозда»
Изобразительное искусство: А.А.Пластов «Сенокос»
Программа 3-го года обучения
Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания
Жития святых: Житийные сборники. Патерики.
Современные детские книги житий.
Какие книги читают в вашей семье?
Пословицы и поговорки о знаниях.
Урок №2. Церковное новолетие.
Церковный календарь. Год и годичный литургический круг.
«Читьи Мнеи» - сокровища духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых ( по выбору0
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: литургия.
Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы.
Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы(фрагмент жизнеописания)
Новозаветная история: Свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и предназначение.
Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье.
Подготовка ко дню Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: предназначение.
Урок №4. Исповедники веры православной.
Жития святых: житие святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.
Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София»
Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днём именин.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №5. Монашество как особый вид служения.
Исторический экскурс: Возникновение монашествана Руси: экскурс в историю монашества. Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.
Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и молитвенный подвиг (трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня)
Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия – основателей иночества на Руси. Киево-Печёрская лавра.
Изобразительное искусство: М.В.Нестеров «Труды преподобного Сергия Радонежского»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: инок, служение.
Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского
Традиции празднования «Покрова» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в тексте книги И.С.Шмелёва
Урок №7. Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 160
Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13-21)
Традиция вкушения хлеба, хранение хлеба.
Почему гостей встречают хлебом и солью?
Размышления о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение: «Исповедую Тебе Господу Богу моему вся мои грехи… объядение, тайноядение» (молитва на сон грядущий)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: насущный, даждь, днесь.
Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека
Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость).
Когда человек испытывает радость, печаль?
Милосердие – сострадание, утешение, помощь.
Живопись и поэзия о природе и духовном мире.
Жития святых: житие св. вмч. Целителя пантелеймона.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.
Урок №9. Судьба страны – судьба семьи
Испытания семьи св. Иосифа – обручника.
Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Музыкальные произведения: марш «Прощание Славянки»
Словарная работа: страна, народ, смута.
Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека
Суеверия прошлого и настоящего.
Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.
Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов, сказок, пословиц)
Духовное песнопение: «Отче наш»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: инославный, гороскоп.
Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила.
Взаимосвязь двух основных качеств человека: доброта и красота как преобразующая сила.
Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце.
Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России
Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи, Доброго пути – смысловое содержание пожелания
Новозаветная история: Милость в тайне (Мф. 6:2-4)
Жития святых: Св. вмч. Елизавета (Романова): помощь нищим, больным.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочность, добровольный, добросердечный.
Урок №12. Православное устройство дома.
Дом. Родительский дом. Символика деталей.
Украшение дома (внешнее и внутреннее).
Святыни дома.
Семейные реликвии.
Домашние традиции.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: украшение, реликвия, традиции
Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.
Беседа о мужественной красоте.
Рассказ о подвиге А.В.Суворова.
Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.
Православная икона: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св. мученика Иоанна Воина.
Изобразительное искусство: картины П.Д. Корина «Александр Невский», М.В. Нестерова, В.М.Васнецова, В.А.Серова, В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №14. Государственные и церковные символы России.
Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругви.
История герба, флага знамени, хоругви.
Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В.Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (1833 г. сл. В.А.Жуковского, муз. А.Ф. Львова)
Рисование Государственных и губернских символов.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.
Урок №15. Православная культура общения «Мир вам!»
Обращение Иисуса Христа «Мир вам!» (Лк.24:36)
Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями, священниками.
Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).
Календарная дата: житие прп. Нила Столобенского.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: спасибо, благодарю.
Урок №16-17. Рождество Христово: народные традиции.
Повторение: Радость пастухов.
Традиции: Празднование Рождества Христова.
Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».
Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.
Музыкальные произведения: Христославы.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: ирмос, канон.
Урок №18 Православные и государственные праздники.
Традиция празднования Крещения Господня в России.
Духовное песнопение: П.Чесноков «Слава,…Единородный Сыне».
Календарная дата: Житие св. Илии Муромца
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: Богоявление, лампада.
Урок №19. Отрок Иисус в преданиях народа.
История возникновения апокрифических текстов.
Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:40-52)
Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете. (Евангелие от Иакова).
Духовное песнопение: Рождественский тропарь.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: апокриф.
Урок №20. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»
Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.
Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы. (5:17)
Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь»
Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: узник.
Урок №21. Гостеприимство как традиция народа.
Ветхозаветная история: Авраам принимает трёх странников (Детская библия).
Новозаветная история: Марфа и Мария (Лк. 10:38-42)
Художественная литература: как встречают, угощают гостей герои сказок, детских рассказов.
Пословицы и поговорки о встрече гостей.
Народная традиция: русское гостеприимство.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: гостеприимство.
Урок №22. Имя её любовь.
Православная сказка Н.С.Лескова «Маланья – голова баранья» (инсценировка)
Календарная дата: Житие свт. Иннокентия Иркутского.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: осмогласие (восемь напевов церковных служб)
Урок №23. Воинские знаки отличия и награды Отечества.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Фалеристика: Воинские знаки отличияи награды Отечества.
Календарная дата: Житие свв. Сорока мучеников Севастийских.
Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.
Музыкальные произведения: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»), фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь».
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: фалеристика, кантата
Урок №24. Народные традиции поста.
Евангельские притчи: «О злых виноградарях» (Мк.12:1-9).
Великий пост.
Пост – время очищения.
Пост и диета.
Календарная дата: Житие св. прмц. Евдокии.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: диета, пост.
Урок №25. Православная традиция ведения домашнего хозяйства
Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.
Пословицы о хозяйстве ( Животинку водить – не разиня рот ходить»)
Отношение к домашним животным.
Какие клички можно давать домашним животным.
Жития святых: Житие св. Герасима Иорданского.
Православная икона: св. Герасима Иорданского.
Размышления о прочитанном: молитва святым мученикам Флору и Лавру.
Славянская цифирь: прописи.
Урок №26. Поклон как народная и церковная традиция общения.
Поклоны поясные и земные.
Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.
Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского народа. И.С.Шмелёва «Лето Господне», на примерах народных сказок.
Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №27. Благовещение. Традиции празднования.
Поздравление с праздником Благовещения.
Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1:26-38)
Православная икона: икона «Благовещение».
Духовное песнопение: стихира «Свет превечный».
Славянская цифирь: прописи.
Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа.
Новозаветная история: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин. 12; 12-19). Чудо со смоковницей (Мф. 21.:18-22). Какая заповедь первая? (Мф. 22, 34-40)
Духовное песнопение: Стихира «Господи воззвах».
Художественная литература: М.Ю.Лермонтов «Ветка Палестины»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №29-30. Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего
Пасхальный концерт.
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
Духовное песнопение: Н. Римский-Корсаков «Светлый праздник», ирмос «Светися, святися Новый Иерусалиме..»
Художественная литература: поэзия о Пасхе.
И.С.Шмелёв «Пасха» из книги «Лето Господне».
Славянская цифирь: прописи.
Урок №31. Мир дольний и горний.
Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.
Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк.16:19-31)
Жития святых: Киево-Печерский патерик (прп. Марк пещерник, прп. Агапий, врач безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.)
Славянская цифирь: прописи.
Урок №32. День славянской письменности и культуры. Живое слово
Славянская письменность: история происхождения. Кирилл и Мефодий – учителя Словенские.
Гимн Кириллу и Мефодию (сл. М.Розенгейма, муз. В.Главача)
Урок №33. День рождения Церкви Христовой
День Пятидесятницы.
Начало апостольского служения. Свв. Первоапостолы Петр и Павел.
Православная икона: иконы «Сошествие Святого Духа», апостолов Петра и Павла.
Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».
Славянская цифирь: прописи.
Посещение храма в честь свв. первоапостолов Петра и Павела.
Урок №34 Паломническая поездка
История паломничества.
Паломническая поездка в с. Языково
Изобразительное искусство: В.Г.Перов «Странник»
Словарная работа: богомолец, странник, паломник, турист.
3.Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Урок знакомства | 1 | 1 | ||
В начале было слово… | 1 | 1 | ||
Сотворение мира | 1 | 1 | ||
Матерь Господа нашего | 1 | 1 | ||
Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. | 1 | 1 | ||
Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. | 1 | 1 | ||
Образ Богородицы: язык и символика одежды. | 1 | 1 | ||
Плоды земные. | 1 | 1 | ||
Мир природы. | 1 | 1 | ||
Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. | 1 | 1 | ||
Вера и суеверия | 1 | 1 | ||
На пути к высотам мудрости | 1 | 1 | ||
Чистота духовная и телесная. | 1 | 1 | ||
Красота внешняя и внутренняя. | 1 | 1 | ||
Нравственные понятия: добро и зло. | 1 | 1 | ||
Любовь к ближнему как к самому себе. | 1 | 1 | ||
| Рождественские праздники | 2 | 2 | |
19 | Крещение Господне | 1 | 1 | |
20 | Дела милосердия. | 1 | ||
21 | Отношение святых к родителям. | 1 | 1 | |
22 | Уроки нравственности | 1 | ||
23 | День защитника Отечества | 1 | 1 | |
24 | Православная и народная традиция (пост) | 1 | 1 | |
25 | Иисус Христос – Спаситель мира. | 1 | 1 | |
26 | Чудеса в жизни и в сказках. | 1 | 1 | |
27 | Благовещение Богородице | 1 | 1 | |
28 | Вербное воскресение. | 1 | 1 | |
29-30 | Пасхальная седмица. | 2 | 2 | |
31 | Ученики Иисуса Христа. | 1 | 1 | |
32 | День славянской письменности и культуры. | 1 | 1 | |
33 | Посещение храма. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 33 | 19 | 14 |
Учебно – тематическое планирование l-го года обучения
2-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1. | Аз и Буки – начало науки. | 1 | 1 | |
2. | Начать с азов. | 1 | 1 | |
3. | Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства. | 1 | 1 | |
4. | Традиция празднования именин. | 1 | 1 | |
5. | Семья Сергия Радонежского – малая церковь. | 1 | ||
6. | Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | |
7. | «…в поте лица твоего будешь добывать хлеб». | 1 | 1 | |
8. | Природный и духовный мир. | 1 | 1 | |
9. | Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери. | 1 | 1 | |
10. | Язычество древних славян | 1 | 1 | |
11. | Урок нравственности. | 1 | 1 | |
12. | Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). | 1 | 1 | |
13. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | |
14. | Выбор пути духовного и земного. | 1 | 1 | |
15. | Любовь к ближнему, как к самому себе. | 1 | 1 | |
16-17. | Рождественские праздники. | 2 | 2 | |
18. | Крещение Господне. | 1 | 1 | |
19. | Любовь к детям. | 1 | 1 | |
20. | Дела милосердия. | 1 | 1 | |
21. | Отношение святых отцов к животным. | 1 | 1 | |
22. | Урок нравственности. | 1 | 1 | |
23. | День защитника Отечества. | 1 | 1 | |
24. | Православная культура общения | 1 | 1 | |
25. | Иерархия семьи. Мир в семье. | 1 | 1 | |
26. | Значение имени Божия. | 1 | 1 | |
27. | Благовещение Богородицы. | 1 | 1 | |
28. | Вход Господень в Иерусалим. | 1 | 1 | |
29-30. | Пасхальная седмица. | 2 | 2 | |
31. | Радоница – Вознесение – Троица. | 1 | 1 | |
32. | День славянской письменности и культуры. | 1 | 1 | |
33. | Труд – основа жизни. | 1 | 1 | |
34. | Посещение храма. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
Учебно – тематическое планирование
3-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Семейное чтение как традиция воспитания | 1 | 1 | |
2 | Церковное новолетие | 1 | 1 | |
3 | Родители Пресвятой Богородицы | 1 | 1 | |
4 | Исповедники веры православной | 1 | 1 | |
5 | Монашество как особый вид служения | 1 | 1 | |
6 | Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси. | 1 | 1 | |
7 | «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» | 1 | 1 | |
8 | Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека | 1 | 1 | |
9 | Судьба страны – судьба семьи | 1 | 1 | |
10 | Теневые лабиринты сознания человека | 1 | 1 | |
11 | Нравственная природа человека: доброта как творческая сила | 1 | 1 | |
12 | Православное устройство дома | 1 | 1 | |
13 | Красота духовная и телесная. Мужественная красота | 1 | 1 | |
14 | Государственные и церковные символы России | 1 | 1 | |
15 | Православная культура общения «Мир вам!» | 1 | 1 | |
16 | Рождество Христово: народные традиции. | 2 | 2 | |
17 | Православные и государственные праздники | 1 | 1 | |
18 | Отрок Иисус в преданиях народа | 1 | 1 | |
19 | Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику» | 1 | 1 | |
20 | Гостеприимство как традиция народа | 1 | 1 | |
21 | Имя её любовь | 1 | 1 | |
22 | Воинские знаки отличия и награды Отечества | 1 | 1 | |
23 | Народные традиции поста | 1 | 1 | |
24 | Православная традиция ведения домашнего хозяйства | 1 | 1 | |
25 | Поклон как народная и церковная традиция общения | 1 | 1 | |
26 | Благовещение. Традиции празднования | 1 | 1 | |
27 | Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа | 1 | 1 | |
28 | Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего | 2 | 2 | |
29 | Мир дольний и горний | 1 | 1 | |
30 | День славянской письменности и культуры. Живое слово | 1 | 1 | |
31 | День рождения Церкви Христовой | 1 | 1 | |
32 | Паломническая поездка в с. Языково | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"
Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов казачьей направленности....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...