Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_kultura_obshcheniya_4-d_klass_2016-2017g.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для 4 «Д» класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Адамович С.И.,
учитель начальных классов
2016 год
Оглавление
I | Пояснительная записка | стр. 3-5 |
II | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | стр. 5-6 |
III | Содержание курса внеурочной деятельности …….. | стр. 6-7 |
IV | Тематическое планирование | стр.8-14 |
V | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | стр. 14 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения» для 4 «Д» класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.
В основу разработки программы положена авторская программа Л.Д. Мали, Т.Н. Соколовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой «Речь и культура общения».
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.
Цель:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
Задачи программы:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.
Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проектной деятельности
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
Курс внеурочной деятельности «Речь и культура общения» предназначен для детей 7-10 лет, учащихся 4 «Д» класса (класс-группа).
Режим занятий
На изучение курса «Речь и культура общения» отведено 270 часов.
В 4 «Д» классе 68 часов в год. Соответственно - 2 часа в неделю.
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.
Формы и методы работы:
экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, соревнования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.
Формы учёта результативности программы «Речь и культура общения»:
-экскурсии, связанные с описанием, составлением плана к сочинениям;
- акция «Книжкина неделя»;
- деловые игры «Словари С.И.Ожегова и В.И. Даля»;
- соревнования «Многозначность слов»;
- творческие мастерские «Вежливость. Знакомство. Выражение просьбы»
- участие в проекте «Загадки и пословицы»;
- научно-практическая конференция «Муравьишка»;
- научно-практическая конференция «Бианковские чтения»;
- театрализации к Новому году, Дню победы;
- КВН (итоги изучения курса «Речь и культура общения»);
- анкета по итогам года в Рабочей тетради.
-диагностика метопредметных умений в курсе МиД (Л.Г. Петерсон)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Реализация программы «Речь и культура общения» будет способствовать:
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к общению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от общения
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию информации.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка общения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к окружающей действительности.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
12. Развитие литературных способностей.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
№ п/п | Тема | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | ||
Дата по плану | Дата по факту | Комментарий | ||||
1-4 | Редактирование простого и сложносочиненного предложений. Экскурсия (2ч) Фразеологизмы. | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: работают с информацией: сравнивают различные схемы слов и предложений. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству. | Уметь употреблять в речи предложения, находить связь между словами в предложении. | |||
5-6 | Пословицы. Проект. "Сочиняем пословицы" | Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу. Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, умеют договариваться, приходить к общему решению. | Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. | |||
7-9 | Загадки. Проект "Загадки о животных" Викторина | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: анализируют изучаемые объекты языка с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения | Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. | |||
10-12 | Текст. Текст как тематическое единство. Связь между предложениями в тексте Библиотечный час. Бианковские чтения. | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения | Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. | |||
13-15 | Опорные слова в тексте. Деловая игра. Школьный конкурс чтецов и рисунков «Поселилась Осень в парке...» | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: определяют цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст. | |||
16-19 | Виды плана: картинный, цитатный. Экскурсия(2ч): - Экскурсия в парк -Экскурсия наблюдение за изменениями в природе (школьная площадка) Составление картинного плана по экскурсии. | Личностные: интересуются предметной деятельностью, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения | Уметь определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | |||
20-21 | Восстановление деформированного текста. Озаглавливание. Запись окончания текста. (2ч) | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: договариваются при работе в группах, приходят к общему решению | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему. | |||
22-23 | Понятие об изложении. Правила изложения. Конкурс на лучшее изложение на заданную тему. | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия. | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему. | |||
24-26 | Понятие об описании. Описание в учебной и разговорной речи. Экскурсия (2ч): 1.На пришкольный участок 2. В парк | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: оценивают личные достижения и достижения окружающих. Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему | |||
27-29 | Стихотворения к Новому году. Выразительное чтение. Конкурс чтецов: «Здравствуй,Зимушка - зима» Новогодняя театрализация: «История снеговика» | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: отрабатывают выразительность при чтении стихов. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения | |||
30-32 | Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов). Театрализованое представление в Доме Искусств | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: определяют последовательность действий, контролируют и оценивают результаты своей работы. Коммуникативные: учатся взаимопроверке | составлять предложения, связанные по смыслу , для сравнительной характеристики двух предмето | |||
33-35 | Составление текста описания. Рассказ-описание «Моя мама» Конкурс рисунков «Мамочка любимая моя». | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству | Уметь вести повествование о ком-то, описывать его, выражать своё отношение к данному человек | |||
36-38 | Составление загадок о весенней природе. Библиотечный час. Викторина | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости. | Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. | |||
39-41 | Текст-повествование. Составление текста-повествования «На реке» по плану и опорным словам. Конкурс | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную | |||
42-45 | Рассуждение. Понятие о рассуждении-объяснении. Составление текстов-рассуждений: «Какую пользу приносят леса?», «Книги-наши друзья» (2ч) Акция «Книжкина неделя» | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству | Уметь рассуждать на заданную тему. | |||
46-48 | Сочинение «Мой выходной день» Посещение зоопарка (2ч) | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в письменной форме. Регулятивные: оценивают личные достижения и достижения окружающих. Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Уметь составлять текст по составленному плану. Уметь пользоваться правилами выразительной речи, | |||
49-52 | Культура общения. Вежливые слова. Тон вежливой речи. Составление диалога. Деловая игра. Экскурсия в школьный музей | Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на занятии. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости. | Уметь правильно пользоваться вежливыми словами и интонацией в быту и в обществе. | |||
53-54 | Выражение просьбы. Творческая мастерская | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: работают над своей речью и речью своих товарищей, тоном, тембром голоса, его окраской. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия. | Уметь правильно пользоваться вежливыми словами и интонацией в быту и в обществе | |||
55-56 | Знакомство. Творческая мастерская | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия. | Уметь правильно пользоваться вежливыми словами и в быту и в обществе. | |||
57-59 | Урок-театрализация. Обсуждение ситуаций. Конкурс чтецов к 9 мая | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству | Учить умению вести себя на сцене :двигаться, говорить. | |||
60-63 | Урок-КВН (2ч) Анкета по итогам года Научно-практическая конференция «Муравьишка» | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия. | Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. | |||
64-68 | Резервные уроки | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству | Умение применять полученные знания на практике. |
Раздел V. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
- Книгопечатная продукция (рабочие тетради, пособия и т. д.)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Т.Н.Соколова. Школа развития речи. Рабочие тетради для 2 класса: 2ч,- М., Издательство РОСТ, 2012.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
-Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие.2 класс: 2ч,- М., Издательство РОСТкнига, 2011.
-Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс « Речь»: Рабочие тетради для 2 класса: 2 2ч,- М., Издательство РОСТ, 2012.
Печатные пособия (комплекты тематических таблиц, демонстрационный и раздаточный материал)
- изобразительные наглядные пособия (иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы);
- Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи)
- электронные приложения по русскому языку и литературному чтению.
- Технические средства обучения и др.
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор и др.)_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Час общения»
Предлагаемая программа учебных занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика и этикет общения"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...