Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orkse.docx | 57.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное образование
Озёрская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО (кафедры) ________________________ Протокол № _____________ от «___» _______ 20______ Руководитель МО Добренькова О.С/Ф.И.О./ | «Утверждаю» Директор школы ___________/Леоненко Н.И./ Приказ № _______________ «___» __________ 20______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль « Основы православной культуры» для 4 класса
Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
второй квалификационной категории Чупрына Светлана Сергеевна
с. Озёрки 2014г
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
3. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Основными методами преподавания являются проблемный, проектировочный, исследовательский и другие.
Формы работы:
- - индивидуальные, групповые;
- - самостоятельная работа;
- - консультирование.
Формы контроля:
- - промежуточные: рефлексивный анализ содержания практикума, выполнение диагностических заданий.
- - итоговые (по выбору слушателей): разработка проекта урока, представление пакета методических материалов по организации образовательной деятельности учащихся.
- Основные принципы, положенные в основу построения программы модуля – научности, системности, связи теории с практикой, индивидуализации, субъектности, рефлексивности.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 34 часа, состоит из 4-х общих тематических блоков. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.
4 Место курса в учебном плане
На изучение курса «основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч:
5 Ценностные ориентиры содержания курса
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
6. Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения содержания модуля обучающиеся будут:
понимать – современные концептуальные и методологические основы введения нового учебного курса «ОРКСЭ»;
- структуру нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
владеть – мониторингом результатов собственной педагогической деятельности по художественно-творческому развитию учащихся;
– основными подходами в реализации содержания нового учебного курса;
уметь – выстраивать собственную траекторию для развития духовно-нравственной культуры в рамках собственного образовательного пространства;
-ключевые профессиональные компетенции учителя.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности? Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ. Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:
Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | |||
Определял цели, ставил задачи | |||
Ждал помощи от участников группы | |||
Принимал участие в совместной работе | |||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело | |||
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения |
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Таблица 2. Лист самооценки урока
[Тема урока или внеклассного мероприятия] 1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.
Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии
Меня зовут_______________________________________________________________ Я посетил________________________________________________________________ Я работал в группе с ______________________________________________________ У меня хорошо получилось_________________________________________________ _____________________________________________________________________ Мне понравилось_________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Мне не понравилось_______________________________________________________ _____________________________________________________________________ Главные идеи экскурсии___________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Я увидел_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Я узнал__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Я услышал_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Меня удивило,что________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Мне нужно больше узнать о_______________________________________________ Мои вопросы_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ |
3. Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
- мозговой штурм;
- работа по методу TASC (см. выше);
- концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),
- составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);
- расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);
- анализ артефактов и проч.
7 Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов |
1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 ч |
2 | Основы традиционных религий и светской этики. | 16 ч |
3 | Традиционные религии и этика в России | 13 ч |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 4 ч |
Всего: | 34ч |
8 Тематическое планирование
«Основы православной культуры»
1 ч в неделю (34 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||||
Лаборат и практич | Контр.и диагност. | Экскур сии, оборудование | Характеристика Деятельности учащихся | Примечание Домашнее задание | |||
1. | Введение. Цель: формировать духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Валеологические задачи: | 1 | |||||
1.1 | Россия - наша Родина. | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они нужны. | Назвать традиции вашей семьи. | ||
2 | Основы религиозных культур. Цель: формировать понятие о основах религиозных культур народов России. развивать коммуникативные навыки. развивать коммуникативные навыки. Валеологические задачи: | 16 | |||||
2.1 | Культура и религия | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: как человек создаёт культуру. О чём говорит религия. | С.7 №4 подготовить сообщение. | ||
2.2 | Человек и бог в православии | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. | С.11 №4 подготовить выступление. | ||
2.3 | Православная молитва | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: Что такое православие. Что значит слово «Благодать». Кто такие святые. Познакомиться с молитвой «отче наш» | С. 15 отв. На вопросы. | ||
2.4 | Библия и Евангелие | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: Кто такие христиане, что такое Библия, Евангелие. | Подготовить сообщение «что такое завет?» | ||
2.5 | Проповедь Христа | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь и какое сокровище нельзя украсть. | Нарисовать православный крест. | ||
2.6 | Христос и его крест | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни и какова символика креста. | Подготовить сообщение «как в моей семье празднуют пасху» | ||
2.7 | Пасха | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: что воскресенье не только день недели. Что такое пасха и как её празднуют. | Подготовить сообщение: «что такое внутренний мир человека» | ||
2.8 | Православное учение о человеке | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать чем Бог одарил человека и что такое образ Бога в человеке. Понимать, что значит - болит душа. | Подготовить мини-сочинение « Что такое душа?» | ||
2.9 | Совесть и раскаяние | 1 | Компьютер, экран, проектор | Научиться понимать и «слышать» подсказки совести и как исправлять ошибки. Познакомиться с понятием «грех, добро, раскаяние, покаяние» | Подготовить сообщение «Заповеди Христа» | ||
2.10 | Заповеди | 1 | Компьютер, экран, проектор | Узнать :какие заповеди даны людям. Как зависть гасит радость. Понимать, что общего у убийства и воровства. | С. 41 отв. На вопросы | ||
2.11 | Милосердие и сострадание | 1 | Компьютер, экран, проектор | Понимать, чем милосердие отличается от дружбы. Узнать кого называют ближним и как хритианин должен относиться к ближним. | Назвать какие милосердные дела ты сделал | ||
2.12 | Золотое правило этики | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать главное правило человеческих отношений и что такое неосуждение. | Составить памятку «золотых» правил этикета. | ||
2.13 | Храм | 1 | Экскурсия Храм Христа Спасителя с. Озёрки | Знать, что люди делают в Храмах и как устроен православный Храм. | Написать сочинение «мои впечатления после Храма» | ||
2.14 | Икона | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: почему икона так необычна и зачем изображают невидимое. | Назвать какие иконы есть у тебя дома. | ||
2.15 | Творческие работы учащихся. | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь самостоятельно работать с информацией, готовить сообщение и проекты. Уметь представлять свою работу. | Выбрать тему и подготовить творческую работу. | ||
2.16 | Подведение итогов | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь самостоятельно работать с информацией, готовить сообщение и проекты. Уметь представлять свою работу. | Подготовить сообщение « как христианство пришло на Русь». | ||
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Цель: Формировать понятие о основах религиозных культур и светской этики народов нашей страны. развивать коммуникативные навыки. Валеологические задачи: | 12 | |||||
3.1 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: что такое Церковь и что такое крещение. | Подготовить сообщение «Знаменитые подвиги» | ||
3.2 | Подвиг | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать и понимать: что такое подвиг и человеческая жертвенность. | С. 63 вопрос №3 подготовить рассказ. | ||
3.3 | Заповеди блаженств | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: как плачь может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым Когда христиане бывают счастливыми. | Вспомнить и записать « какие добрые дела я сделал и для чего?» | ||
3.4 | Зачем творить добро? | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: как подражают Христу? Чему радуются святые? | Найти притчи о добре. | ||
3.5 | Чудо в жизни христианина | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: что есть Святая Троица и Христианские добродетели? | С. 71 вопрос №3 | ||
3.6 | Православие о божием суде | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: как увидеть в людях Христа и почему христиане верят в бессмертие? | Подгоовить сообщение « что такое причастие?» | ||
3.7 | Таинство Причастия | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: Что такое причастие и Церковное таинство. Как Христос передал себя ученикам. | Подготовить сообщение (презентацию) «Монастыри России» | ||
3.8 | Монастырь | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать6 что такое монастырь. Почему люди идут в монахи и от чего отказываются монахи. | Подготовить сообщение «Экологический кризис и человек?» | ||
3.9 | Отношение христианина к природе | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать6 что делает человека выше природы и какую ответственность несёт человек за сохранность природы. | Найти информацию «что такое венчание?» | ||
3.10 | Христианская семья | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать понятие «семья, венчание» и понимать, что означает кольцо. | Подготовить сообщение о Знаменитых Защитниках Родины. | ||
3.11 | Защита Отечества | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: о святых защитниках Родины и когда война бывает справедливой. | Подготовить сообщение: что такое пост? | ||
3.12 | Христианин в труде | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать: какой труд напрасен и каков был первый грех людей. | Написать сочинение « Моя Родин!» | ||
3.13 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 1 | Компьютер, экран, проектор | Знать такие понятия как «любовь, отечество, патриотизм» | Выбрать тему для творческого проекта. | ||
4 | Творческие работы учащихся Цель:Формировать умение самостоятельно работать с информацие и готовить творческие, поискове проекты. развивать коммуникативные навыки. Валеологические задачи: | 5 | |||||
4.1 | Подготовка творческих проектов | 1 | Уметь самостоятельно работать с информацией и готовить творческие проекты. | Подготовить защиту творческого проекта | |||
4.2 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие. «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь представлять свои проекты. | Подготовить защиту творческого проекта ( по группам) | ||
4.3 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь представлять свои проекты. | Подготовить защиту творческого проекта( по группам) | ||
4.4 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь представлять свои проекты. | Подготовить защиту творческого проекта( по группам) | ||
4.5 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) резерв | 1 | Компьютер, экран, проектор | Уметь представлять свои проекты. | |||
Всего за год: | 35ч |
9 Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Средства обучения:
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей.
Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы православной культуры. 4-5 классы». Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010 г.
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы православной культуры». Методические рекомендации для учителей.
Медиаресурсы:
1. Мультемидийные презентации по темам.
10 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет ОРКСЭ
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"
Программа по курсу «Основы православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"
В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...