Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа по теме

Корнилова Людмила Николаевна

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов казачьей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pravoslav_2.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы:    образовательные программы

по конкретному виду внеурочной деятельности 

кружок «Основы православной культуры»  

1.Планируемые результаты реализации программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний о  истории Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

-наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о  истории Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

_Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

-наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

2.Содержание учебного предмета, курса

1 класс

Название раздела, темы

Кол-во ч.

УУД

1.Мы и наша культура

33 ч

Нравственно этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий;

1.1.Красота в нашем мире

Зч.

Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.;

Регулятивные целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

1.2.Хранилища культуры

5 ч.

Нравственно этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий;

1.3.Всегда живое

8 ч.

установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

1.4. Наша Родина

10 ч.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.5. Спаситель

3 ч.

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик ;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

1.6. Семья

3 ч.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.7. Заключительный урок

1 ч.

Нравственно этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий;

2 класс

2. Мир вокруг и внутри нас

34 ч.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

2.1. Духовное в реальном мире

6 ч.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

2.2. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

28 ч.

понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

3 класс

3. О чем рассказывает Библия

34 ч.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

3.1. Что мы знаем о Евангелии?

2 ч.

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

3.2.Образ вселенной в православной культуре

7 ч.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

3.3. По праздничным иконам вспоминаем Евангелие

7 ч.

Знать:  содержание основных событий библии, некоторые сюжеты Ветхого Завета. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.4.Библия рассказывает о событиях до Спасителя

18 ч.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

1 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» -Зч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия  в  Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, просмотр и обсуждение видеоматериала ,экскурсия в краеведческий музей, библиотеку, встреча со священнослужителем, посещение храма.

Тема 3- «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видео материалов, конкурс рисунков «Нестор –летописец-отец истории русской», фотовыставка, акция «Библиотеке наша помощь», изготовление пальмовой ветви.

Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России — о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Формы внеурочной деятельности: экскурсии в  библиотеку, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами,художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), конкурс рисунков, посещение храма, беседа со священнослужителем.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — Зч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков.

Тема 6. «СЕМЬЯ » — 6 ч.

Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок —1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

 Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

Формы внеурочной деятельности: фотовыставка, посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков ,интеллектуально-познавательные игры

2 класс

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» -34 часа

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 6ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций,, конкурс рисунков.

Тема 2- «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков, посещение библиотеки, участие в праздниках, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства..

3 класс

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» -

34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, посещение библиотеки.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ

КУЛЬТУРЕ» — 7ч.

Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость».

История иконоборчества и иконопочитания.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков, посещение библиотеки, участие в праздниках, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ » -7 ч.

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 18 ч.

Повествование о сотворении мира.

Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.

Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.

Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная.

Пророк Илия.

Ветхозаветные пророки о Мессии.

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках, посещение библиотеки, встреча с  интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства, сюжетно-ролевые игры историко-патриотического и гражданского содержания, сообщения.заочные путешествия.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой тем

3.Календарно-тематическое планирование 1класс

№ п\п

темы

Всего часов

Дата проведения

Количество часов

Характеристика деятельности

1 гр

2 гр

Аудиторные

Неаудиторные

Красота в нашем мире.

3

1.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Экскурсия.

1

1

Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры.

Экскурсия в музей.

1

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

3

Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Посещение храма.

1

1

уметь: рассказать о Сергии Радонежском

Хранилища культуры

5

4

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Экскурсия в музей

1

1

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

5.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

1

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

1

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

7

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России

Экскурсия в библиотеку.

1

1

Работать с терминологоическим словариком,

совершить экскурсию в библиотеку,

8

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

1

1

формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа

Всегда живое

4

9

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

1

1

Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

10

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни.

1

1

 отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

11

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Посещение храма.

1

1

уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

12

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма

1

1

понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

13

Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

1

1

:правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма,

14

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма

1

1

 узнавать: иконы Троицы,Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

15

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

.Посещение храма

1

1

правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма

16

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Посещение храма

1

1

 правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

Наша Родина

4

17

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Экскурсия.

1

 

1

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

18

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

1

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

19

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

1

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

20

Поэты и художники России — о Москве

1

1

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

21

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Экскурсия в музей.

1

1

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

22

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Экскурсия в библиотеку.

1

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала.

23

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Посещение храма

1

1

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

24

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Экскурсия в музей воинской части.

1

1

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

25

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

26

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Посещение храма

1

1

 Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

Спаситель

2

27

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1

1

Изучать историю христианства

28

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Посещение храма

1

1

Изучать историю христианства

29

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Посещение храма

1

1

Изучать историю христианства

Семья

2

30

Представление о семейных православных традициях в русской культуре

1

1

происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

31

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Посещение храма

1

1

проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

32

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Посещение храма

1

1

отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

33

Заключительный урок.

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

Итого

17

12

21

Календарно-тематическое планирование 2класс

№ п\п

темы

Всего часов

Дата проведения

Количество часов

Характеристика деятельности

Аудиторные

Неаудиторные

Мир вокруг и внутри нас                                      34

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ»

6 ч..

1.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.

1

1

Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.

1

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

3

Человек — венец творения.

1

1

уметь: рассказать о Сергии Радонежском

4

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.

1

1

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

5.

Человек — венец творения.

1

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6.

Добро и зло в человеческом мире и природе.

1

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТАИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

28 ч.

7

Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

1

1

Работать с терминологоическим словариком,

совершить экскурсию в библиотеку,формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа

8

Благая весть о рождении Спасителя.

1

1

9

Рождество Христово.

1

1

Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

10

Поклонение волхвов и пастухов.

 отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

11

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет.

1

1

уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

12

Сретение Господне.

понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

13

Рождение Иоанна Предтечи.

1

1

:правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма,

14

Крещение Иисуса Христа

узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

15

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

1

 

1

правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма

16

Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа

 правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

17

Традиции празднования Рождества Христова в России.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

18

Посещение Православного храма.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

19

 Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.

1

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

20

Исцеление расслабленного.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

21

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

22

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

1

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала.

23

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

24

 Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

25

Преображение Господне.

1

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

26

Воскрешение Лазаря.

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

27

Тайная вечеря.

1

1

Изучать историю христианства

28

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

Изучать историю христианства

29

Суд и распятие Христа.

1

1

Изучать историю христианства

30

Пасха Господня.

1

происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

31

Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа.

проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

32-33

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Посещение храма

1

отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

34

Заключительный урок

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

Итого

34

17

10

7

Календарно-тематическое планирование 3класс

№ п\п

темы

Всего часов

Дата проведения

Количество часов

Характеристика деятельности

Аудиторные

Неаудиторные

О чем рассказывает Библия  34 ч.

Что мы знаем о Евангелии.

2 ч.

1.

Рождество Христово и новая эра.

1

1

Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

Как распространялось Евангелие.

1

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

7 ч.

3

Храм как образ вселенной.

1

1

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

4.

Язык иконы.

1

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

5

Особенности использования цвета в иконе.

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессеребренников.

7

Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.

1

1

Работать с терминологоическим словариком,

совершить экскурсию в библиотеку,формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа

8

Понятие об иконографии.

1

9

История иконоборчества и иконопочитания.

1

Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

«ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» .

7 ч.

 

11

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1

1

уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

12

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

13

Иконы Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня.

1

1

:правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма,

14

Иконы Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим.

узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

15

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

1

 

1

правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма

16

История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

 правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ»

18 ч.

17

Посещение Православного храма.

1

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

18

 Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.

1

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

19

Исцеление расслабленного.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

20

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

21

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

1

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала.

22

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

23

 Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

24

Преображение Господне.

1

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

25

Воскрешение Лазаря.

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

26

Тайная вечеря.

1

1

Изучать историю христианства

27

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

Изучать историю христианства

28

Суд и распятие Христа.

1

1

Изучать историю христианства

29

Пасха Господня.

происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

30-31

Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа.

проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

32-33

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Посещение храма

1

1

отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

34

Заключительный урок

1

1

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

Итого

34

17

9

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"

Программа по курсу «Основы  православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Программа разработана  на основе   авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» //  Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...