Успешное обучение на уроках ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Успешное обучение на уроках ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешное обучение на уроках ОРКСЭ

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Уроки ОРКСЭ дают большие возможности для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Формирование духовно – нравственных ценностей школьников на уроках ОРКСЭ будет эффективным, если:

- во-первых, будет обеспечена интеграция социально-педагогического, образовательно-содержательного и организационно-методического аспектов программы;

- во-вторых, при организации учебной и внеурочной деятельности по развитию личности школьников будут учтены принципы духовно – нравственного воспитания школьников;

- в-третьих, будет обеспечена взаимосвязь работы предметника по ОРКСЭ с классными руководителями школы, родителями, учениками.

Учителю ОРКСЭ необходимо активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Не будем забывать и о том, что современный четвероклассник – это уже представитель нового поколения, которого окружает Интернет, обилие электронных информационных ресурсов, который привык воспринимать визуальную информацию и требует её четкой структуры.

Каким должен быть современный урок ОРКСЭ?

Учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.        

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения.            

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

В процессе работы на уроке возможно использование таких методов:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Например, возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели? Учащихся очень активизируют дискуссии после знакомства с притчами, соответствующими теме урока. Стараются высказать свою точку зрения на происходящее, а иногда и в ходе дискуссии определить тему урока. Так, например, в дискуссии после знакомства с притчей «Окно» ребята приходят к выводу, что тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Вот вам и использование в работе поискового метода.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.

Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Или сформулировать правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.

Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у своих родственников, одноклассников. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др.

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Возможные виды деятельности:

• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом;

• Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

Перечислю некоторые приёмы и задания, позволяющие активизировать работу на уроке:                                                  

Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока.  

Это графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. таблица в виде какого-нибудь образа (родословная)                      

Анаграммы. Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке.

Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».

анаграмма термин      рльома мораль       родоб добро    релспавдьивсто справедливость

 Синквейн( пятистишие).                                              

1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;

5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).                                                     Илья Муромец. Могучий, храбрый.  Ехал, сражался, победил.  Всем людям радость дарил. Герой!

               Для развития образного мышления, познавательного интереса использую мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.

Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствует  организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).     например дети сами делали фрески, витражи, самостоятельно украшали внутренное помещение мечети.

Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) дает возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.

Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

 - задания на составление вопросов к тексту;

 - задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

 - задания с выбором ответа (тестового характера)

 - составление плана текста;

 -задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

 -работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

 - задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

 - задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).

Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности обучающихся, на создание проблемных ситуаций; овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение.

 Составление словаря терминов и понятий. Данная форма способствует систематизации и усвоению материала курса.

 Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ

В презентации представлен материал для первичного представления о введении и преподавании курса ОРКСЭ в 4-5 классах, формах и методах, используемых на уроках....

Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

            Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...

Формирование успешной мотивации, побуждающей обучающихся к успешному обучению

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания....

Основные подходы к организации оценивания уровня обученности на уроках ОРКСЭ.

Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность, как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уров...

Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и ...

Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

В данном материале описывается применение  активных методов на разных этапах урока ОРКСЭ, их положительное влияние на всестороннее развитие учеников....